Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Дмитрий Иванов :
"Побеждают те компании, которые создают новые компетенции"


19 сентября 2016 года ТАСС


Директор по инновационному развитию НПО "Сатурн" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, ОДК) Дмитрий Иванов рассказал о проекте "фабрики будущего" в рамках НТИ  и преимуществах поиска новых технологий в стартап-акселераторах.

- Национальная аэрокосмическая отрасль традиционно считается одной из самых закрытых и консервативных. Имеет ли смысл здесь говорить об инновациях?

- По поводу закрытости аэрокосмической отрасли я не согласен. Да, у нас действуют жесткие правила и стандарты, но на мировых рынках они еще жестче! Сама по себе отрасль не закрыта, наоборот, это одна из самых инновационных отраслей. Если вы проанализируете рынок, то выяснится, что большинство инноваций идет именно из этого сектора, потому что это сектор высоко конкурентный. Аэрокосмос – это и высокие стандарты, и высокая степень безопасности и надежности, и требования к экологии.

Рыночные условия внутри конкретной отрасли заставляют производителей постоянно находиться в поиске инновационных решений. Эта повестка актуальна не только для России, но и для глобального рынка. Помимо внутри рыночных факторов, есть внешние, уже несколько лет аналитики в отрасли обращают внимание производителей на воздействие растущего рынка телекоммуникаций и высокоскоростных поездов. Например, последнее очень сильно воздействует на сегмент региональных перевозок. Необходимо думать над тем, как отвечать на такие вызовы, и как создавать дополнительные сервисы и услуги как внутри производимого отраслью пролукта - самолета, так и вообще в авиационном бизнесе.

На самом деле только издалека кажется, что отрасль неприступна. Конечно, есть определенные входные барьеры, но они есть в любой отрасли. Чтобы преодолевать эти барьеры, в том числе и сертификационные, в Европе и Америке используются механизмы территориальных кластеров и различные некоммерческие объединения. Мы находимся в начале этого пути, и нам только предстоит его пройти. НПО "Сатурн" занимается, в том числе, и этим. В прошлом году, во время акселерационной программы GenerationS, мы отдельно рассказывали стартапам о сертификационных требованиях в аэрокосмической отрасли, показывали молодым компаниям, как надо выстраивать работу в этом направлении, как формировать свою систему управления качеством, а это необходимо в любой высокотехнологичной отрасли.

- Могут ли в результате этой работы в России появиться свои SpaceX и Илоны Маски?

- Это известный факт, что Илон Маск, когда создавал SpaceX, приехал Россию и искал именно в России возможности для реализации своих идей. Наверное, это и есть ответ на ваш вопрос. Когда в прошлом году мы ездили по аэрокосмическим вузам, в рамках стартап-акселератора GeneratonS, мы обратили внимание на много интересных проектов. Надеемся, что Российское технологическое агентство, созданное с помощью АСИ, будет этим заниматься и помогать им выходить на международный рынок. С технологиями в этой части отрасли у нас лучше, чем с пониманием рыночных механизмов, которые действуют на Западе, мы пока не очень результативно умеем в них встраиваться. Удачные частные проекты подобной интеграции в космической отрасли можно пересчитать по пальцам, хотя их количество растет.

- Достаточно ли государственной поддержки для пилотирования высокотехнологичных проектов в промышленности, в том числе аэрокосмической?

- На текущий момент для текущих целей и задач по инновационному развитию, которые стоят перед компанией, инструментов достаточно. Но, увы, мы пока еще не научились пользоваться всеми инструментами, которые нам предоставляет государство, в полном объеме. Но я считаю, что корпорация ОДК и компания НПО "Сатурн" в частности активно развиваются в этом направлении. Например, второй год подряд мы участвуем как индустриальный партнер в стартап-акселераторе GenerationS, организованном Российской венчурной компанией. Да, мы долго не понимали, как нам работать со Сколково. Сейчас постепенно выстраиваем взаимоотношения и полагаем, что будут первые совместные проекты в 2017-2018 году. Но проблема с инновационным развитием не в инструментарии или в слабой базе, где могут появляться новые проекты. Это инфраструктурные проблемы преобразования, и я вижу, что они находятся в повестке дня и у институтов развития, и у министерств. Так как это часть большой системной работы - быстро она не сделается.

- Какие технологические тренды, на ваш взгляд, определят будущее авиационной и космической отрасли? Где точки роста?

- Как авиакосмическая отрасль будет выглядеть через 20-30 лет и что будет определять ее развитие, трудно сказать. Однозначно, те тренды, которые есть, действуют глобально на все отрасли, это результат воздействия цифровизации. Это привело к появлению целого стека технологий, которые называются "передовые производственные технологии", это цифровое проектирование и моделирование, индустриальный интернет, включая предиктивную аналитику, Big Data, новое поколения сенсоров, умные материалы. Важно, что сейчас идет взаимопроникновение технологий, и нельзя сказать, что одна из них в отдельности оказывает сильное влияние. Именно в совокупности они существенно меняют бизнес-модель, меняют структуру производства и создания добавленной стоимости. Одно, например, цифровое проектирование не поменяет бизнес-модель работы продукта, но если мы к проектированию добавим те возможности, что дают нам технологии моделирования, аддитивного производства, суперкомпьютерные вычисления, новые типы материалов, то у нас получится продукт другого уровня, который будет уже использовать другую модель монетизации. Важно говорить о связанности технологий, потому что цифровая экономика характеризуется в первую очередь "гиперсвязанностью", изменения в одной системе влияет на поведение другой системы.

- В рамках программы НТИ предполагается к 2035 году создать "фабрики будущего". Что стоит за этим термином?

- "Фабрика будущего" – это концепция организации производства с помощью комплекса новых ключевых компетенций, обеспечивающих интеграцию передовых производственных технологий и бизнес-моделей, с целью создания глобально конкурентоспособной продукции. В результате создания и распространения компетенций значительно возрастает доля интеллектуального труда в производстве, а доля ручного труда сводится к нулю. Меняется соотношение в системе разделения труда, меняется цепочка создания ценности для заказчика, становится меньше логистических операций, идет замещение посредников (человека) информационными технологиями. В результате реализации концепции появляется возможность выпускать "персонализированные изделия по цене серийных". "Цифровая Фабрика" позволяет очень быстро и с наименьшими затратами разрабатывать интеллектуальный, индивидуальный, "умный" продукт, а технологии "Умной Фабрики" позволяют сократить циклы постановки изделия на производство, непроизводственные потери. В итоге существенно сокращаются затраты, связанные с обеспечением серийности. С точки зрения производства, вам становится без разницы, сколько производить - 10 штук или 1000. Например, себестоимость одного изделия, произведенного с помощью технологий аддитивного производства, начинает проигрывать обычным способам производства, таким как штамповка, при серийности больше 10 000.

- Где сейчас резерв для технологического рывка промышленности. Не хватает денег? Кадров? Механизмов системной интеграции существующих ресурсов?

- С точки зрения производства, любой рывок – это системное мероприятие, по сути, никакого зримого рывка не происходит. Рывок видится обывателю, потому что ты до этого ничего не знал, не замечал, а внезапно что-то новое появилось. Если сейчас где-то не ведется системная работа над какой-то проблемой и технологией, то никакого рывка не будет. Нужно смотреть, происходят ли системные изменения, финансирование разработок, переобучение кадров в той области, в которой ожидается технологический прорыв. Если специалисты видят изменения – то вполне возможно, что для широкой публики через какое-то время появится рывок. А бывает такое, что изменения были, но продукт не получился, вот и рывка никакого нет. Может казаться, что технология не состоялась, но в ходе ее разработки может быть наработано столько ноу-хау, которые будут выстреливать потом, и может быть даже в других областях, которые не связаны с первоначальной задачей.

Правда, время сейчас такое, что необходимы результаты, как мы говорим в промышленности, – "штуки" изделий. Должно получаться. Время бесконечных процессов, перетекающих один в другой, реформирования и реструктуризаций, должно сокращаться или заканчиваться. Демонстрация достигнутого результата, научно-технического задела, прототипа технологии – одно из ключевых требований к проектам, попадающим в нашу акселерационную программу.

- Идеологи НТИ предполагали, что эта инициатива станет новой национальной идеей. Какие механизмы вовлечения в НТИ широкой аудитории могут быть использованы?

- Часть мы уже реализуем в рамках, например, того же GenerationS, в ходе регионального тура по поиску технологических проектов проедем почти 15 городов. Мы проводим технологический конкурс при поддержке РВК, в котором может принимать участие любой желающий, от госкомпании до студента.

- У НПО Сатурн уже есть опыт работы со стартапами в акселераторе GenerationS от РВК. Есть ли успешные кейсы внедрения инновационных разработок?

- Один из примеров - стенд проверки топливных форсунок. Команда разработчиков сделала компанию стартап, после прохождения акселерационной программы они получили грант, разработали прототип технологии, и сегодня мы находимся в стадии оформления договоренностей. Надеюсь, в следующем году состоится эта закупка, и мы получим новый цифровой стенд проверки топливных форсунок. Это другой механизм привлечения инвестирования, работа уже не с крупными организациями, а с малыми компаниями.

Сегодня побеждают те компании, которые могут быстро создавать новые компетенции, создавать свою систему технологических разработчиков, имеют свою экосистему для развития новых знаний. Директор департамента инноваций IBM на одной из конференций сказал: "наша лаборатория – весь мир". Они работают по всему миру, и государства заинтересованы в работе с IBM и выделяют ресурсы. И наше государство выделяет ресурсы, Сколково тому яркий пример. Но наш рынок очень маленький и молодой, у нас есть системные проблемы, и хотелось бы, чтобы они решались быстрее. Всё зависит от нас. Большая часть разработок сейчас – отголоски фундаментальных исследований советской эпохи. Есть сильные разработчики в программировании, есть неплохая математическая школа. Необходимо с помощью сильных сторон обеспечивать себе конкурентные преимущества в новом индустриальном укладе. Самое слабое место - коммуникации, в стране не хватает коммуникационных технологических площадок. Чем больше будет таких площадок, тем чаще будут "сталкиваться атомы компетенций" и рождаться "сверхновые звёзды прорывных проектов".



комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer