Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Борис Елисеев:
Самолеты сами не летают


16 августа 2016 года Наталия Ячменникова, Российская газета


По прогнозу экспертов Boeing, в ближайшие 20 лет России потребуется около 30 тысяч новых авиационных инженеров и техников. Признается ли российский диплом авиаинженера за границей? Какие жесткие требования предъявляет к "технарям" безопасность полетов? Почему авиаинженеров, как и пилотов, основательно учат владеть английским языком? Об этом корреспондент "РГ" беседует с ректором Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА) профессором Борисом Елисеевым.

Борис Петрович, завершается приемная кампания. Знаю, что конкурс у вас как никогда большой? 
Борис Елисеев: Да, на одно место - 17 заявлений, серьезно вырос балл ЕГЭ абитуриентов. И в университет, и в филиалы-колледжи идут сильные ребята. Кстати, в наших колледжах конкурс - 3 человека на место. А в подмосковном Егорьевске даже 5. Налицо рост интереса к авиационному инженерно-техническому образованию.
 
В этом году вуз выпустил свыше 1800 инженеров, специалистов и техников. Отслеживаете, все пошли работать по специальности?
Борис Елисеев: Отслеживаем. Это не трудно, поскольку наши студенты "расхватываются" уже на 3-4 курсах. Трудоустройство по авиационным специальностям - более 90 процентов. Особенно большой спрос на инженеров-механиков, инженеров-электриков и инженеров-радистов. Львиную долю выпускников "съедает" мощный Московский авиаузел. Так, практически весь выпуск Егорьевского колледжа имени В.П. Чкалова, уходит работать в аэропорт Домодедово. Но мы готовим специалистов и для Камчатки, Магадана, Якутии, Прибайкалья, юга России.
Из отдаленных регионов принимаем студентов по целевому набору.
 
Но инженеры - эксплуатационники все равно в дефиците?
Борис Елисеев: Этих специалистов нужно больше. И здесь мы нашли понимание и поддержку в минобрнауки. Уже в будущем году у нас вырастет количество бюджетных мест. Причем сразу на 30 процентов!
 
Не так давно минобрнауки подвел итоги нового мониторинга эффективности вузов. Почему некоторые транспортные вузы не сумели достичь, так называемых, пороговых значений? 
Борис Елисеев: С каждым случаем надо разбираться отдельно. Подчеркну другое: в России осталось только три специализированных вуза гражданской авиации. И все они в очередной раз признаны эффективными.
 
Как известно, ИКАО предъявляет к пилотам и диспетчерам языковые требования 4-го уровня. А к техническому персоналу? 
Борис Елисеев: Наши студенты, будущие инженеры, изучают техническую документацию по всем воздушным судам иностранного производства - только на языке разработчика, английском. В учебный процесс введены тренажеры самолетов Boing и Airbus. На английском обучаются фразеологии радиообмена будущие инженеры по управлению воздушным движением. Причем среди преподавателей есть экзаменаторы-рейтеры, имеющие право квалификационного тестирования пилотов и диспетчеров.
 
Мы участвует в престижном международном проекте "Темпус". Это одна из программ Евросоюза, направленная на содействие развитию системы высшего образования. Что позволяет сертифицировать программы по европейским стандартам. С российской стороны в ней участвуют МГТУ ГА, СПбГУ и МАИ, а вузы Евросоюза представлены университетами Севильи, Болоньи и Академией гражданской авиации Франции.
 
То есть ваш диплом признается международными организациями?
Борис Елисеев: Разумеется. Нам ни к чему "двойные" дипломы. Вуз внесен в реестр ИКАО. Более того, каждая специальность имеет свой шифр. То есть образование, полученное у нас, признается всеми национальными авиапредприятиями. В документах ИКАО записано, что этот список учебных заведений - важный элемент программы TRAINAIR PLUS. Он находится в режиме онлайн и подтверждается в зависимости от прохождения учебным заведением аттестационных процедур. Кстати, иностранцы, которые хотят получить качественное авиационное образование, четко отслеживают все эти вещи. Не случайно за последние пять лет число обучающихся у нас зарубежных студентов выросло в полтора раза. География обширная. Есть студенты из США, Израиля, Германии, Сербии. Традиционно много из Африки, Ближнего Востока, Индокитая… Восстановлены контакты с Латинской Америкой. В новом учебном году в университете будут обучаться студенты из 34 стран мира. Наглядная цифра: в мониторинге минобрнауки есть "пороговый" показатель международной деятельности - 4,02. Так вот у МГТУ ГА он - 7,94.
 
У работодателей всегда остро стоит вопрос адаптации молодых специалистов. Что нужно сделать, чтобы свести его к минимуму?
Борис Елисеев: Надо не только максимально приблизить учебный процесс к производству, но и активно вовлекать студентов в научные исследования. Только один пример: в этом году наш вуз расширил бессрочную лицензию министерства промышленности и торговли на весь цикл работ по разработке, производству, испытаниям и ремонту авиатехники, в том числе двойного назначения. Университет фактически приобрел официальный статус конструкторского бюро. Подчеркну: в хорошем вузе большая часть "внебюджета" от приносящей доход деятельности приходится на НИР. У нас этот показатель превышает утвержденный норматив более чем в 2 раза.
 
В свое время вы поставили задачу: каждая перспективная научная идея должна подтверждаться патентом. Планку держите?
Борис Елисеев: Считаем: нет патента - нет инновации. Среди наших патентов, например, разработка системы пространственной ориентации пилотов воздушных судов при посадке приобретена крупнейшей авиакомпанией страны. Не менее актуальна другая - способ обеспечения орнитологической безопасности аэропорта.
 
В стратегии развития университета до 2030 года заложены серьезные программы, включая открытие подготовки пилотов в 2018 году. Это будет?
Борис Елисеев: Мы готовы. Дело за финансированием.
 
Не могу не спросить: эксперты резко критикуют решение одной из коллегий минтранса, в котором предусмотрено создание Национального университета транспорта на базе Московского государственного университета путей сообщения. Говорят, в состав НУТа должны войти МАДИ, МГАВТ и МГТУ ГА. Ваша точка зрения?
Борис Елисеев: В этом документе университет не упоминается, и до сегодняшнего дня я не видел (даже в проекте) нормативного акта, изменяющего наш правовой статус. От нашего учредителя Росавиации указаний на сей счет не поступало, а праздными рассуждениями ректору заниматься некогда. Но могу сказать следующее.
 
Те, кто это пытается инициировать и обсуждает подобные вопросы, не разбираясь в их сути, наверняка, сами частенько летают как пассажиры. Они должны понимать простую истину. Именно наши выпускники обеспечивают технологическую безопасность полетов пассажирских воздушных судов. Огромная армия технического персонала - от простого мойщика воздушного судна до ведущего авиационного инженера - круглосуточно обеспечивает бесперебойную и безаварийную жизнь аэропортовых и аэродромных комплексов, проводит предполетное обслуживание судов, работает на стойках регистрации и управляет воздушным движением. Их не видно в комфортабельных залах ожидания. Но именно на земле, в ангарах, на перроне, закладывается то, что называется безопасностью полетов. А таких специалистов может готовить только вуз, статус которого подтвержден документами ИКАО.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer