Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Медведев:
"Ангара" в будущем может занять 60% мирового рынка коммерческих пусков


20 июля 2016 года Алексей Песляк, ТАСС


Центр им. Хруничева планирует снизить стоимость производства и запусков ракет "Ангара" к 2020 году. Конкуренция на рынке космических запусков в ближайшие годы будет расти, но российская "Ангара", как ожидается, сможет занять существенную его долю и потеснить конкурентов из Space X. В перспективе за счет модульности и серийного производства "Ангара" окажется дешевле существующих "Протонов".

Об этом в интервью ТАСС рассказал генеральный конструктор средств выведения, заместитель генерального директора "Объединенной ракетно-космической корпорации" Александр Медведев.

- Ведутся ли сейчас работы по снижению стоимости ракет-носителей "Ангара"?

- По тяжелой "Ангаре", которая 23 декабря 2014 года улетела с Плесецка и является для нас базовой, мы собираемся совместно с заказчиком провести ряд мероприятий для уменьшения трудоемкости ее изготовления. Соответственно, должна снизиться стоимость запуска и вырасти экономическая эффективность.

- Легкой ракеты это тоже касается?

- Да, поскольку они унифицированные. Кроме того, теперь появилась опытно-конструкторская работа "Амур". Она включает в себя ракеты-носители "Ангара А-5П" (пилотируемую) и "Ангара А-5В" (с кислородно-водородной третьей ступенью). По этой линейке мы также будем снижать трудоемкость производства и себестоимость. Это касается всех элементов.

Регулярно мне поступает информация из Омска о том, как идет создание цехов для высокоэффективного производства универсальных модулей. Там есть ряд новшеств, которых еще не было в России на серийных заводах. Все это заработает на предприятии в первом квартале 2017 года. Необходимые образцы станков там уже устанавливаются. Схема прохождения этапов изготовления "Ангары" будет такая, какая уже освоена в авиации.

- Производство "Ангары" уже полностью перебазировалось в Омск?

- Со следующего года все универсальные ракетные модули для первой и второй ступени "Ангары" будем делать в Омске. Третью ступень до 2020 года будем делать на ракетно-космическом заводе в Москве, потом тоже переведем в "Полет".

- Над снижением стоимости запуска "Ангары" отдельно работаете?

- Стоимость запуска складывается из стоимости изготовления всех элементов ракеты космического назначения и стоимости подготовки. Да, работы по закупке компонентов топлива, работа персонала на технической позиции и стартовом комплексе составляют существенную долю. Уменьшая трудоемкость изготовления и другие составляющие, мы заметно снизим удельную стоимость выведения ракеты.

- Какова сейчас стоимость производства "Ангары" и насколько планируется ее уменьшить?

- Стоимость запуска "Ангары" сегодня примерно в 1,5-2 раза больше, чем у "Протона-М". Но серийность производства "Ангары" будет быстро нарастать из-за ее унификации, ведь одна тяжелая "Ангара" состоит из 5 одинаковых блоков. То есть при 10 пусках будет изготовлено 50 универсальных модулей. Следовательно, себестоимость ракеты будет снижаться быстрее.

В случае с "Ангарой", по нашим оценкам, можно достичь уменьшения ее стоимости в 2,5 раза. В перспективе она будет на 10-20% дешевле "Протона-М".

- По вашим прогнозам, когда может произойти снижение себестоимости "Ангары", о котором вы говорите?

- Зависит от программы запусков. Она постоянно меняется, в частности из-за секвестра бюджета. Могут появиться коммерческие запуски, которые надо учитывать. Но при той картине, которая сегодня наблюдается, и при той программе, которая запланирована, я не исключаю, что уже в начале 2020-х годов при определенных условиях мы сможем "склонить чашу весов" в пользу "Ангары".

- Как "Ангара" будет выглядеть по экономической эффективности выведения в сравнении с западными образцами, когда будет налажено серийное производство?

- Могу сказать, что удельная стоимость выведения (полезной нагрузки; показывает, сколько стоит вывести на орбиту 1 кг груза этой ракетой - прим. ТАСС) "Ангары" будет на 20-30% дешевле зарубежных аналогов. Это касается всех типов ракет-носителей "Ангара" - и легкой, и тяжелой.

- Сколько процентов рынка коммерческих запусков, по вашей оценке, Россия сможет занять с "Ангарой"?

- В 2002 году я говорил, что мы с "Протоном" завоюем не менее 50% рынка. Через 2-2,5 года, то есть в 2004-2005 годах, мы завоевали 60% рынка. Несмотря на то, что экономическая ситуация была очень тяжелой и мы еле выживали, собственно, только коммерческие пуски нас и спасали.

С "Ангарой", я думаю, мы можем рассчитывать на показатели в этом же диапазоне, может быть, больше. И если все правильно сделаем, то это может произойти уже во второй половине этого десятилетия.

Весь рынок, конечно, занять невозможно, так как он имеет очень широкий диапазон по массе космических аппаратов. Есть легкие, средние, полутяжелые, тяжелые, сверхтяжелые космические аппараты. Есть аппараты массой 500 кг. Абсолютно весь диапазон полезных нагрузок "Ангара" покрыть не может, да она для этого и не создавалась.

- Была ли российская ракетно-космическая отрасль готова к ужесточению конкуренции на рынке носителей, в том числе со стороны частных американских компаний, например Space X?

- Что касается Space X, то там, по нашему мнению, есть дотации. Когда я был гендиректором Центра Хруничева, руководство Lokheed Martin еще 14 лет назад рассказывало, как они образовывали компанию Space X и как ей помогали. 

Многие считают, что Маск вдруг откуда-то появился и у него сразу все стало получаться – много лет прошло до этого, и это при серьезной поддержке. Из девяти запусков с многоразовой первой ступенью у них четыре успешных. И результаты их работы дают мне как генконструктору возможность доказывать, что такими системами надо заниматься.

Хочу отметить: я рад, что он работает. Результаты его деятельности заставляют нас задуматься о структурных изменениях в ракетно-космической отрасли, чтобы перестроиться и быть более конкурентоспособными на рынке.

- То есть в России также ведутся работы по созданию возвращаемой ступени?

- Такой способ спасения первых ступеней ракеты, как у Space X, не для России. У них есть плавучая платформа, которая может подстроиться под любое наклонение. Про вторые ступени я сейчас не говорю - их сложнее спасать.

Ступень должна возвращаться к месту старта, то есть откуда взлетела, туда и вернулась. Надо либо ее подхватывать на вертолете, либо применять в ней самолетную схему. Возможны и другие схемы. Ступень самолетной схемы может летать и в туман, и ночью по радиолокатору, по реперным точкам на аэродроме и др. Никто в мире пока не нашел надежные схемы возврата ступеней.

- Есть ли у Центра Хруничева какие-то оценки объема рынка пусковых услуг на длительную перспективу? Может ли так получится, что в связи с развитием наземных систем связи он вообще обвалится?

- Такое уже происходило в начале этого века. Тогда все рассчитывали на то, что системы "Иридиум", "Глобалстар" будут активно развиваться. И до 2000 года эти прогнозы сбывались. 

Однако в 2001 году этот рынок "упал" в 2,5 раза, в том числе потому, что наземные оптоволоконные средства начали развиваться значительно быстрее и интенсивнее, чем это предполагалось.

В настоящее время реализуется рациональное сочетание наземных и космических систем связи. Где выгодно, там используется оптоволокно, там спутник не поможет, однако космос дает принципиальную возможность глобального охвата. Причем одним спутником, расположенным на геостационарной орбите, можно охватить более одной трети поверхности Земли.

- И что будет дальше с рынком пусковых услуг, учитывая сегодняшние реалии?

- По всем прогнозам, еще лет десять он будет примерно на одном уровне и конкуренция будет возрастать, потому что на рынок выходят новые ракеты-носители. Например, мы с "Ангарой" придем. Помимо нас, европейцы решили поменять ракету-носитель "Ариан-5" на "Ариан-6", и она в 2019 году, по прогнозам, должна полететь. Это даже раньше, чем наша "Ангара-А5" с Восточного.

Американцы меняют свой "Атлас" на "Вулкан", который тоже где-то в 2020 году полетит. Китайцы сегодня уже объявили, что они чуть ли не в этом году запустят ракету, аналогичную "Ангаре-5В", которая у нас только через 10 лет полетит.

Процесс идет, ракеты обновляются, и основной задачей их перерождения является улучшение технико-экономических показателей. То есть точно так же, как и мы, все страны работают над тем, чтобы снизить трудоемкость изготовления и, следовательно, удельную стоимость выведения. И конкуренция на этом рынке будет очень непростой. Тот же Маск не будет сидеть на месте, японцев и индусов не надо сбрасывать со счетов.

- Какие космические аппараты сейчас наиболее востребованы?

- Всегда наибольший спрос – по количеству – был на спутники связи. Например, почти все, что мы запускаем на "Протоне", в конечном итоге оказывается на геостационарной орбите, и это спутники связи. По мировой статистике, порядка 70% аппаратов, запускаемых на орбиту, - это спутники связи. И именно они наиболее востребованы.

- Глава "Роскосмоса" сообщил, что Центр Хруничева работает над проектом облегченной версии ракеты-носителя "Протон". Расскажите подробнее об этом проекте.

- Проект "Протон лайт" предназначен для того, чтобы войти в ту нишу рынка, где мы никогда не были. Смысл проекта в следующем: мы убираем вторую ступень с трехступенчатого "Протона-М" и третью переставляем на первую. В результате ракета становится дешевле примерно на 20%. При этом мы сможем выводить на геопереходную орбиту порядка 5 тонн.

Сейчас проект на стадии формирования. Но поскольку мы будем делать это не с нуля, а брать готовые элементы, то этот этап будет пройден быстро.

- Когда первый образец будет готов и когда может быть осуществлен первый запуск на этой ракете?

- Первый пуск может быть не позже 2019 года. При этом испытательных пусков не потребуется: все эти ступени уже летали, только в другом составе. Первый пуск уже можно осуществить с какой-то полезной нагрузкой, то есть он может быть коммерческим.

- Эту ракету планируется использовать только для коммерческих пусков?

- В основном да, для них. Если в рамках национальных программ будут созданы спутники соответствующей массы, то при согласии заказчика мы их запустим.

- Выделено ли финансирование на этот проект?

- Государство не финансирует – это так называемое консолидированное партнерство, где каждый из участников вкладывает свои деньги. Но, естественно, такой проект не требует тех же затрат, как, например, "Ангара" или другая вновь создаваемая ракета, когда у предприятия нет достаточного количества собственных средств. Затраты на "Протон лайт" относительно незначительные.

В "Протон лайт" Центр Хруничева и все, кто к нему присоединится, будут вкладывать собственные средства или брать кредит. Возврат денег будет осуществляться из полученных от запусков средств. Это сейчас и просчитывается.
 



комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer