Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Виталий Бордунов:
По монреальскому счету


15 июля 2016 года Наталия Ячменникова, Российская газета


Продолжается расследование катастрофы Боинг-737-800 авиакомпании Flydubai, который разбился в марте в Ростове-на-Дону. И все чаще в связи с этой трагедией юристы и адвокаты упоминают Монреальскую конвенцию. Почему? С этим вопросом корреспондент "РГ" обратился к профессору, эксперту ICAO Виталию Бордунову.

Виталий Дмитриевич, при чем тут Монреальская конвенция?

Виталий Бордунов: Дело в том, что родственники пассажиров, погибших в этой авиакатастрофе, могут получить от авиакомпании из Дубая совершенно разную компенсацию. Для иностранцев она несоизмеримо больше, чем для россиян.

Поясните, пожалуйста.

Виталий Бордунов: Сегодня действуют две конвенции для унификации правил международных воздушных перевозок: Варшавская 1929 года, которой придерживаются 32 государства, включая Россию, и Монреальская 1999 года, в которой участвуют 120 государств, в том числе Украина. Их принципиальное различие? В подходах к определению размера материальных компенсаций.
10 млн рублей по правилам Монреальской конвенции должен выплатить перевозчик в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира

Так, размер компенсации за причиненный вред жизни и здоровью пассажира по правилам Варшавской конвенции - 20 000 тысяч долларов США. Монреальская конвенция в подобных случаях подходит по-другому. Первоначально в 1999 году компенсация определялась в 100 000 специальных прав заимствования (СПЗ) Международного валютного фонда, на основе которых исчисляется компенсация за вред в нацвалюте. Раз в пять лет размер компенсации подлежит пересмотру с учетом инфляции, если она превышает 10%. Что и сделано ИКАО в 2009 году. Больше пересмотра не было.

И какую сумму по правилам Монреальской конвенции должен выплатить перевозчик?

Виталий Бордунов: В случае вреда жизни и здоровью пассажира - сумму в национальной валюте, равную 113 000 СПЗ (10 млн 283 тыс. руб., 1 СПЗ = 91 руб.).

При перевозке багажа, если он уничтожен, утерян или поврежден, ответственность перевозчика ограничивается 1031 СПЗ (около 93 тыс. руб.). Предусмотрена и компенсация вреда даже из-за элементарной задержки пассажиров, багажа или груза: ответственность перевозчика в данном случае оценивается в 4694 СПЗ (свыше 427 тысяч рублей). Причем конвенция обязывает перевозчика возместить причиненный вред пассажиру и его багажу на основе принципа наиболее полного возмещения. Этого предписания в архаичной Варшавской конвенции просто нет. 

Монреальская конвенция предусматривает компенсацию вреда авиапассажирам даже из-за элементарной задержки багажа или груза

Получается, что международно-правовые нормы перевозок делятся как бы на первый и второй сорт?

Виталий Бордунов: Так и есть. Существование двух видов международных правил воздушных перевозок привело на практике к дискриминации пассажиров из стран "Варшавской системы" на международных рейсах. По рекомендации ИАТА авиакомпании, перевозящие одновременно пассажиров из стран Варшавской конвенции и Монреальской конвенции, применяют их избирательно, исходя из гражданства пассажира. Кстати, страны Евросоюза присоединились к Монреальской конвенции еще в 2004 году.

А что Россия?

Виталий Бордунов: Россия, хотя и заявляла о таком намерении, до сих пор этого не сделала. Наша страна - единственная из двадцатки G-20 и стран БРИКС, которая не подписала Монреальскую конвенцию.

Когда-то Варшавская конвенция помогла международным авиаперевозчикам решать единообразно вопросы ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира и его багажу, порядка и условий его возмещения, разрешать споры, возникшие по следам авиаперевозок, и другие вопросы. Россия участвует в ней с 1933 года. Но время Варшавской конвенции давно прошло. И это надо понимать, а точнее - принимать срочные меры. Иначе откровенная дискриминация российского пассажира на международных авиалиниях так и будет продолжаться.

Кстати, иностранцы, которые летают с нашими компаниями, не остаются в накладе, если, допустим, потерялся багаж?

Виталий Бордунов: Нет, если они из стран Монреальской конвенции. Россиянин получит материальную компенсацию в размере 400 долларов США, а иностранцу возместят 1031 СПЗ.
Монреальскую конвенцию подписали США, страны Евросоюза, Китай, Япония и др. - всего 120 стран

Варшавской конвенции придерживаются Россия, Узбекистан, Беларусь, Венесуэла, Гондурас, Ливия, Алжир, Ангола, Иран, Ирак, Зимбабве, Йемен и т.д. - всего 32 страны

Между тем

Родственники 27 погибших при крушении самолета авиакомпании FlyDubai получили предварительные компенсации в размере 2,025 млн рублей. Об этом сообщил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. Родственники остальных пока не представили документы в полном объеме. Однако не все родственники погибших собираются получить предлагаемые компенсации. Они рассчитывают на то, что, сразу обратившись в суд, смогут взыскать с авиакомпании и ее страховщика значительно более крупные суммы.



Борис Елисеев, доктор юридических наук, профессор:

- Устаревшие правила прошлого века лишают российские авиакомпании важного элемента конкурентоспособности, убивают интерес главного "финансиста" перевозок - пассажира. Не случайно в российском национальном сегменте международного рынка авиаперевозок почти всю его половину занимают сегодня иностранные компании.

А ведь Россия готовится провести в 2018 году чемпионат мира по футболу. Миллионы гостей хлынут в страну. Однако российские перевозчики могут остаться ни с чем. Или им достанутся крохи от потоков иностранцев, выбор которых той или иной авиакомпании будет во многом определяться услугами, предлагаемыми по новым или старым правилам международных воздушных перевозок. Пока же у нас действует Варшавская конвенция, и именно на ее правовой основе будут решаться все вопросы, связанные с перевозкой зарубежных гостей.

Но срочная ратификация Монреальской конвенции 1999 года - это полдела. Нужно привести действующее воздушное законодательство в части, касающейся регулирования воздушных перевозок, в соответствие с положениями конвенции. Следует как минимум переработать главу Воздушного кодекса РФ "Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя". Кроме того, нужно внести изменения в пункт 1 раздела Общих положений ФАП "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей". Работы много, но это того стоит. Мы не должны оставаться на обочине: современные правила международных авиаперевозок должны, наконец, долететь до российских авиакомпаний и их пассажиров!



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBczLd
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/garbage/car/gazel/, ссылка на описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer