Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Игорь Комаров:
Вторая очередь "Восточного" превзойдет все, что уже построено


12 июля 2016 года Интерфакс


Глава Роскосмоса Игорь Комаров в интервью агентству "Интерфакс" рассказал, как идет строительство второй очереди космодрома "Восточный" и будут ли переведены туда все гражданские запуски с "Байконура".

- Игорь Анатольевич, 2016 год ознаменовался вводом в эксплуатацию первого российского гражданского космодрома "Восточный". Расскажите о планах по строительству второй очереди космодрома.

"Восточный" – это крупнейший инфраструктурный проект региона – масштабный и градообразующий, который через межотраслевую кооперацию даст мощнейший толчок к развитию Дальнего Востока России. Вокруг космодрома будет создан кластер научной, производственной, жилой и туристической инфраструктуры. Это стало возможным благодаря тому, что Восточный сегодня – первый и единственный космодром гражданского назначения современной России. То есть, он в первую очередь ориентирован на решение народно-хозяйственных задач, включая программы международного сотрудничества и коммерческие запуски. Тем не менее, технические возможности Восточного позволяют в случае необходимости осуществлять запуски и в интересах Министерства обороны. Первый запуск ракеты-носителя "Союз 2.1а" в конце апреля доказал работоспособность всех систем космодрома. В следующем году мы планируем еще два запуска ракет аналогичного класса. В дальнейшем с Восточного с 2018 года будем осуществлять по пять и более пусков в год.

Безусловно, для реализации такого проекта потребуется расширение технического потенциала Восточного, и мы уже начали проектирование объектов второй очереди. Предполагаем, что она превзойдет и технологически, и по масштабу все то, что уже построено. Здесь будет стартовый комплекс для ракет-носителей "Ангара". То есть, мы обеспечим всю линейку "Ангары" и для запуска автоматических космических аппаратов, и для перспективного пилотируемого транспортного корабля при помощи "Ангары-5П", которую сейчас разрабатывает ГКНПЦ им. Хруничева. В перспективе будет и тяжелая "Ангара-5В", которая сможет выводить на низкую околоземную орбиту до 37-38 тонн.

Будет создана вся необходимая инфраструктура, в том числе монтажно-испытательные комплексы, и для пилотируемых пусков. Нам предстоит очень интенсивная работа по крайней мере, до 2023 года, по разработке проектной документации, организации строительства и монтажных работ и строительству объектов второй очереди.

- Каковы объемы финансирования проекта? Как скажется кризис на стоимости проекта, насколько сильным может быть удорожание? Удастся ли реализовать задуманное в срок?

- Суммарные инвестиции в строительство, в строительно-монтажные работы, в оборудование – то есть, целиком в создание второй очереди космодрома "Восточный" превысят 350 млрд рублей. Здесь в том числе и строительство второй очереди города Циолковский, всей транспортной, энергетической и иной инфраструктуры, аэропортовый комплекс с обеспечивающей инфраструктурой к 2021 году, монтажные испытания технического и стартового комплексов, необходимых для "Ангары" всех модификаций, о которых я сказал.

С точки зрения воздействия кризисных явлений и удорожающих факторов давать конкретные прогнозы рано, ведь фактически задания были выданы не так давно, проектирование ведется и сейчас. Могу сказать однозначно, что влияние инфляции мы уже ощутили в последнее время. Но это не скажется на вводе второй очереди в эксплуатацию.

- Какая судьба ждет город Циолковский? Сохранит ли он закрытый статус или же превратится в обыкновенный город-спутник?

- Этот вопрос – один из наиболее дискуссионных. Здесь есть и преимущества, и недостатки. Скорее всего, сохраним за городом статус закрытого административно-территориального образования. Сейчас обсуждаем, как сделать так, чтобы это не создавало препятствий для развития туризма, коммерческих пусков и совместных проектов с нашими иностранными партнерами.

- Стоит ли ожидать, что вслед за вводом второй очереди "Восточного" на Дальний Восток будут переведены все гражданские пуски, а "Байконур" останется не у дел?

- Не стоит – однозначно можно сказать, что планов покинуть "Байконур" и перевести все запуски на "Восточный" у нас нет. На Байконуре выстроена и отлажена работа всей инфраструктуры под пилотируемые пуски, включая центр предполетной подготовки. И она хорошо себя зарекомендовала, ее ресурс отнюдь не исчерпан, поэтому переносить эти пилотируемые запуски на РН "Союз" с Байконура было бы неразумно.

Но новые перспективные проекты мы будем сразу реализовывать на "Восточном", поэтому готовим отсюда и пуски нового перспективного пилотируемого транспортного корабля на "Ангаре-5П". А на Байконуре останутся также проекты, связанные с "Протоном", также активно обсуждаем с казахстанскими коллегами "Байтерек", чтобы инфраструктура Байконура развивалась, чтобы можно было решать там новые интересные задачи. Сотрудничество по "Байконуру" продолжится – мы настроены расширять кооперацию в космической сфере с коллегами из Казахстана и расширять технический потенциал космодрома.

- Как повлияли кризисные явления в экономике на ФКП?

- Мы сумели приспособиться к внешним кризисным явлениям. Удалось сократить расходы таким образом, чтобы не пострадали основные направления. Разумеется, это было непросто. В целом без принципиальных потерь мы сохранили программы создания орбитальных группировок для реализации задач в области дистанционного зондирования Земли, навигации, телекоммуникации и, разумеется, в области научных исследований. Развиваются пилотируемые программы, в том числе и совместные работы по МКС как минимум до 2024 года. Серьезно занимаемся линейкой ракет-носителей и двигателей. Но ряд программ мы сдвинули "вправо". Например, те, которые касаются исследований Луны. При этом мы сохранили программу запусков автоматических межпланетных станций к Луне, без чего невозможны будущие пилотируемые полеты к спутнику Земли. Ключевые проекты для решения задач, которые ставит перед нами государство, являются для нас приоритетными. Надеюсь, что дальше сокращений ФКП не будет. Кроме этого, мы рассчитываем на получение дополнительных средств от коммерческой деятельности.

- Кстати, в ФКП есть принципиально новая ракета-носитель «Феникс». Она также отправится в свой первый полет с "Восточного"?

- Госкорпорация "Роскосмос" стабильно демонстрирует одни из самых высоких темпов инновационной активности. Во-многом – благодаря постоянной работе над перспективными проектами. Есть поручение Президента, его нам дали еще в конце прошлого года на совещании по ФКП. Суть в том, что до конца года мы должны отработать и доложить наши планы и проекты по РН "Ангара-5В" и по сверхтяжелому классу, как раз первой ступенью для которой предполагается "Феникс".

Предполагаем, что "Феникс" сможет использоваться и как запасной носитель в случае возникновения нештатных ситуаций с РН семейства "Ангара". Этот проект интересен высокой степенью экологичности. И запуски такого носителя будут максимально безопасными для окружающей среды. Это будет новая РН, ориентированная на современные потребности отрасли. После того, как докажем необходимость и эффективность реализации этого проекта, начнем его реализовывать в рамках космодрома Восточный. По этой ракете техническое задание должно быть в 2016-2017 годах, а в 2018 непосредственно приступим к проектированию. Создание ракеты, по нашим оценкам, займет в среднем около 7-8 лет, и первый образец, думаю, увидим к 2025 году. В ФКП на создание "Феникса" заложено почти 30 млрд рублей.

- Вы говорите, что международное сотрудничество развивается, в том числе и с американцами. Но есть санкции и известно, что США ведут разработку собственного ракетного двигателя с тем чтобы в скором времени отказаться от закупки российских ракетных двигателей РД-180. Насколько ощутимым может стать этот отказ?

- Да, у нас много совместных проектов и с ЕКА, и с НАСА, и с другими международными партнерами. И отечественные ракетные двигатели действительно очень востребованы. Качество и надежность нашей продукции в этой сфере не подвергаются сомнению. В США довольны сотрудничеством и настроены на продолжение кооперации, о чем свидетельствует, в том числе и стабильно растущий спрос на наши двигатели. В то же время для американских политиков тема импорта двигателей болезненна и чувствительна.

Тем не менее, в середине июня Конгресс США принял решение, которое дает возможность продолжать поставки двигателей российского производства на американский рынок. Это значит, что не все вопросы по замене наших двигателей в Штатах решены, и в этой ситуации мы готовы продолжать поставки за океан.

Одновременно мы видим, что есть спрос на наши двигатели и со стороны других партнеров, например, китайские коллеги интересуются возможностью их поставок, есть интерес и со стороны других стран на поставки. Думаю, что в ближайшие если не месяцы, то за год-два мы достигнем этих договоренностей, для этого есть все предпосылки, в том числе и соглашения по защите прав и непередачи ракетных технологий. Поэтому при удачном стечении обстоятельств потенциал, который есть на китайском рынке, в целом в Азии, вполне компенсирует возможное сокращение сотрудничества с США в этой сфере.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer