Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Борис Лёвин:
Эффект слияния и поглощения


11 июля 2016 года Юлия Соловьёва, Gudok


На базе Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II создаётся Национальный (Российский) университет транспорта. Учредителем нового образовательного учреждения станет Минтранс. Не исключено, что реорганизация ждёт и региональные отраслевые вузы.

– Борис Алексеевич, для чего создаётся Национальный университет транспорта? 

– В соответствии с задачами Транспортной стратегии России очень важно обеспечить реальное взаимодействие различных видов транспорта. Логистика, техническое и технологическое сопряжение имеют сегодня большое значение. То же и с вопросами экологии, экономики, правового обеспечения – их решение должно стать общим для всей транспортной отрасли. Исходя из этого необходимы специалисты, способные решать общетранспортные задачи и проблемы. Так что создание объединённого транспортного вуза логично и актуально. 

– Объединение транспортных вузов – это следование тренду укрупнения образовательных организаций, заданному Минобрнауки? 

– Идея создания национального транспортного вуза родилась более десяти лет назад, когда упоминаемый тренд ещё не существовал. Однако к решительному шагу нас подтолкнула именно реформа, проводимая сейчас Минобрнауки. Образовательная политика государства сегодня направлена на создание крупных университетов, поэтому в данном случае мы в общем тренде. 

Но главное, что путём объединения вузов различных видов транспорта получим системную структуру, которая будет работать на кадровое и научное обеспечение единого транспортного комплекса. Под эту задачу планируется выстраивать образовательный процесс. Он будет решать двуединую задачу: подготовку специалистов общетранспортного профиля с гарантией кадрового обеспечения потребностей различных видов транспорта. 

– С чем связано то, что Национальный университет транспорта будет образован именно на базе МИИТа? 

– Изначально Императорское Московское инженерное училище ведомства путей сообщения (позже – МИИТ) создавалось как комплексный транспортный вуз. В его составе помимо железнодорожного были различные профильные факультеты. В 30–40-е годы прошлого века, когда возобладала идея дезинтеграции транспортного образования, на базе этих факультетов было создано шесть вузов транспортного профиля, в том числе МАДИ и Ленинградский институт инженеров водного транспорта. 

Так что сегодня мы возвращаемся к первоначальной идее общетранспортного вуза, и базой для него избран ведущий транспортный университет России. К нему планируется присоединить столичные вузы транспорта (МАДИ, МГАВТ, МГТУГА) и, возможно, научные организации Минтранса России. 

Символично, что процесс создания Национального университета транспорта на базе МИИТа стартовал в год 120-летия вуза. В соответствии с сегодняшними планами Минтранса этот статус университет может получить уже в этом году. 

– Каковы будут структура и система управления вуза? 

– Планируется, что в составе Национального университета транспорта будут водная, автомобильная, авиационная и железнодорожные академии, а также институты. Специфические подразделения вузов, которые готовят работников для конкретных отраслей (например, Институт транспортной техники и систем управления и Институт пути, строительства и сооружений МИИТа – для ОАО «РЖД»), будут функционировать в прежнем алгоритме с ориентацией на отраслевых работодателей. 

Те же подразделения вузов, которые готовят для транспорта специалистов сходного профиля (юристов, экономистов, экологов и пр.), будут объединены, и специфика их деятельности будет связана с транспортом в целом. Стоит отметить, что Национальный университет транспорта должен стать головным для региональных транспортных вузов. 

Наконец, надо признать, что факт отсутствия Национального университета для транспорта явно противоречит той роли, которую он играет для экономики и международного престижа. Надеемся, что это несоответствие скоро исчезнет. 

– Каким образом создание НУТ-МИИТ может повлиять на эффективность и престиж транспортного образования? 

– Престиж транспортного образования вот уже более двух веков на самом высоком уровне. Надеюсь, что Национальный университет транспорта приумножит эти традиции. 

А вот интеграция научно-педагогического потенциала отрасли в крупный научно-образовательный комплекс явится гарантией, что объединённое учебное заведение станет системным интегратором в области транспортного образования и науки, ведущим методическим и методологическим центром, разрабатывающим самые современные программы обучения для отраслевых учебных заведений высшего и среднего профессионального образования. 

Национальный статус вуза предусматривает его государственную поддержку. Будем надеяться, что для ведущих учёных страны появится мотивация преподавания в НУТ-МИИТ. Разумеется, будем продолжать готовить собственные высококвалифицированные научно-педагогические кадры. 

– Как укрупнение может сказаться на преподавателях и студентах? 

– Первостепенная задача – ни в коем случае не ущемить интересы работников и студентов присоединяемых к МИИТу вузов. В этом отношении у нас есть положительный опыт, когда в состав университета безболезненно вошли Российская академия путей сообщения и Российский государственный открытый технический университет путей сообщения – ныне Российская открытая академия транспорта. 

В соответствии с параметрами определённой нам федеральной «дорожной карты» за последние пять лет мы сократили более тысячи сотрудников. Но этого никто не почувствовал, поскольку оптимизация штата вуза происходила в основном за счёт административного аппарата, работников, ушедших на пенсию, объединения функций и т.д. Профессорско-преподавательский состав объединённого вуза превысит 4 тыс. человек, и наша общая задача – соблюсти интересы каждого из них. 

– Идея такова, что выпускники НУТа должны быть специалистами широкого профиля. Не скажется ли это на уровне их подготовки для работы в конкретной отрасли? 

– МИИТ уже реализует практически все общетранспортные направления подготовки: логистика, безопасность на транспорте, экология и экономика транспорта, транспортное право и т.д. Схожа и подготовка специалистов в области машиностроения для различных транспортных отраслей. 

То же самое относится и к сфере транспортного строительства. В железнодорожных вузах готовят специалистов в области строительства железных и автомобильных дорог и мостов, транспортных тоннелей, гражданских сооружений. Фактически уже сейчас МИИТ, как и МАДИ, работает на кадровое обеспечение транспортно-строительного комплекса. В Национальном университете транспорта профиль таких смежных кадров станет ещё более широким. 

– Не все автодорожники и авиаторы в восторге от идеи единого научно-образовательного транспортного комплекса, ссылаясь на то, что это погубит их высшую школу. Нет ли таких опасений в отношении железнодорожного образования? 

– Против объединения в основном выступают не сотрудники и студенты этих вузов, а их выпускники, уже работающие на производстве. Естественно, они высоко оценивают роль своих учебных заведений и опасаются, что после слияния нарушатся или сократятся объёмы подготовки работников для профильных отраслей. Но такой проблемы не возникнет. Ни ОАО «РЖД», ни любая другая транспортная компания не останется без качественных кадров. 

– Создание НУТа – исключительно столичная история? Или подобная реорганизация ждёт и региональные вузы? 

– Есть вероятность, что все транспортные вузы рано или поздно будут иметь одного учредителя. Это позволит избавиться от филиальной сети, к которой у Минобрнауки имеется ряд претензий. К примеру, если Нижегородский филиал МИИТа интегрировать в состав Волжского государственного университета водного транспорта, то получим многопрофильный транспортный вуз в Нижнем Новгороде. Но надо понимать, что такая схема годится не для всех. В Санкт-Петербурге есть недавно объединённый университет морского и речного флота, а также сильный вуз гражданской авиации. Поэтому вопрос слияния их с ПГУПСом вряд ли актуален. 

– Каким образом будет строиться взаимодействие Национального университета транспорта и ОАО «РЖД»? 

– В компании понимают, что объединение транспортных вузов – веление времени. Подготовка специалистов-железнодорожников будет одним из главных приоритетов НУТ-МИИТ, а взаимодействие с ОАО «РЖД» станет ещё более тесным. 

Совместно с руководством холдинга мы решаем, что делать с обширной филиальной сетью МИИТа, ведь по требованию Минобрнауки у Национального университета не должно быть филиалов. Начался процесс передачи филиалов МИИТа другим вузам Росжелдора. Учреждения, которые реализуют программное обеспечение, в основном будут отданы ПГУПСу, РГУПСу и СамГУПСу. Что касается филиалов ВПО, есть предложение передать их учебные здания железным дорогам по территориальному принципу. После этого они на безвозмездной основе предоставят нам эти площади, чтобы, как и прежде, работники ОАО «РЖД» смогли обучаться на местах, не приезжая в Москву. Надеемся, что с этим согласится президент компании. 

– Когда можно ожидать открытия Национального университета транспорта? 

– Сначала передача филиалов. Следующий шаг – переход университета в ведение Минтранса. Вполне вероятно, Национальный университет транспорта появится в конце этого года. Наши абитуриенты должны знать, что, поступая в вуз в этом году, они получат диплом об окончании Национального университета транспорта Императора Николая II (МИИТ). 


комментарии (5):

fiting      11/07/2016 [21:44:30]#1
Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II.

Бред. Еще бы назвали университет по изучению амфибий, имени 9-го января 1905 года. Транспорт России просто рванет вперед.

PROEN      12/07/2016 [02:42:02]#2
Просто создается еще одна кормушка - над всеми этими институтами будет сидеть кучка бездельников с огроменными зарплатами. Чьих то детей хорошо пристроят. Вот и все... И не надо искать в этом какую-то логику или тем более пользу кому-либо.

fiting      12/07/2016 [09:25:03]#3
По поводу этого слияния и поглощения есть хорошее интервью с бывшим руководителем УУЗ МГА СССР Юрием Петровичем Дарымовым - "Хроника пикирующего образования".

AVIADED      12/07/2016 [11:19:22]#4
Простите я только зашел.! Не успел прочесть данный труд до конца. Нашли какую то иновационную связь между железнодорожными и воздушными путями?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      12/07/2016 [11:43:21]#5
Специфика подготовки авиационных специалистов недопускает никакого слияния и унификации с другими видами транспорта. МГТУ ГА готовит специалистов, отвечающих за обеспечение безопасности полётов, что облапдает исключительной спецификой. Кроме слова Транспорт ничего общего с другими видами транспорта нет, авиация живет по совсем другим, сугубо отраслевым законам.













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC7wFj
Заказать микроавтобус онлайн на http://perevozki.youdo.com/passenger/minibuses/fare/online/.
Юридические услуги: https://youdo.com/lawyer/realestate/apartment/, подробности тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer