Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Для всех, кто связан с небом, фамилия Маресьева много значит


30 мая 2016 года Антон Морошкин, КоммерсантЪ - Огонек


Легендарному пилоту Маресьеву в мае исполнилось бы 100 лет. Рассказывать о его подвиге бессмысленно — о нем в России знает каждый. Сам он не считал себя героем и рассказывал журналистам о других летчиках, вернувшихся в строй после потери ног. Но именно он стал примером для многих людей, особенно летчиков, как военных, так и гражданских. Из потомков Маресьева свою жизнь с небом связала только правнучка, работающая бортпроводницей "Аэрофлота". Она ни разу в жизни не видела Алексея Петровича, но тот все равно сильно повлиял на ее жизнь. Как именно, Алиса Маресьева рассказала "Огоньку" в перерыве между прилетом из Хабаровска и вылетом в Лос-Анджелес.

— Свою фамилию я не меняла, даже когда вышла замуж, и твердо решила, что никогда не буду менять. Хотя она ко многому обязывает. Если ты Маресьев, то должен следить, что говоришь и что делаешь, чтобы не опозорить фамилию. Всякий раз, когда я думала, решиться мне на что-нибудь или нет, родители говорили: ну ты же Маресьева. Например, когда я устраивалась в "Аэрофлот" и боялась предстоящей медкомиссии. Были какие-то сомнения, пройду я или нет. И мне мама тогда сказала: ну ты же Маресьева, как ты не пройдешь медкомиссию, прадед твой без ног летал!

— Алексей Петрович ведь и танцевал без ног, как мы знаем из книги.

— Это, кстати, чистая правда, он танцевал на медкомиссии. А после войны вообще вел абсолютно обычный образ жизни. Если люди не знали, кто это такой, никто не догадывался, что перед ним человек без ног. У нас в семье рассказывают такую историю. Как Алексей Петрович переплыл реку в самом широком месте Волги в районе города Саратова с протезами. Прежде всего, чтобы самому себе доказать, что может. Если он это сделал, если он смог вернуться в авиацию и летать без ног, то в обычной жизни тем более справлялся. Хотя сейчас летчик без ног медицинскую комиссию вряд ли прошел бы. Сейчас к пилотам предъявляются жесткие требования, здоровье должно быть как у космонавтов. 

— Каким Маресьев был в жизни?

— Это был очень требовательный человек, прежде всего к себе, но и к другим — тоже. Его все слушались. В семье он был непререкаемым авторитетом, примером для всех. Я очень жалею, что так и не успела с ним познакомиться.

Так сложилось, что после развода родителей я почти не общалась с отцом, а Алексей Петрович мой двоюродный прадед как раз по отцовской линии. Однако в семье все равно очень часто про него говорили и всегда ставили в пример. 

— То есть с Маресьевской ветвью вы знакомы мало?

— Для меня один из главных авторитетов всегда был мой дедушка по папиной линии Юрий Николаевич Маресьев, он очень много занимался со мной в детстве. Дедушка, как и его дядя Алексей Петрович, был летчиком, сначала истребителем, потом испытателем. Он ведь по примеру дяди пошел в летное училище и всю жизнь связал с небом. Так что песня "дождливым вечером, вечером, вечером" была у меня вместо колыбельной.

Пилоты — это особые люди, особая каста людей. Мне кажется, они рождаются уже с крыльями. 

Поэтому дед с бабушкой, маминой мамой, всегда очень хорошо друг друга понимали.

— Бабушка у вас тоже из авиации?

— Да, она воевала в полку Марии Расковой. Мария Раскова создала два женских авиационных полка: бомбардировочный, хорошо известный как "ночные ведьмы", и истребительный 586-й полк, в котором и служила моя бабушка Антонина Федоровна Артамошина. Почти дошла до Берлина. Полк комплектовался в Энгельсе, это рядом с Саратовом. 

И бабушка приписала себе год, чтобы взяли. Они очень дружили в этом полку и с подругами-летчицами встречались каждый год. До сих пор те, кто живы, встречаются.

— Дедушка и бабушка вам, наверное, много про войну рассказывали?

— Бабушка часто рассказывала военные истории и, конечно, не без слез, хотя и курьезных случаев хватало. Однажды бабушку заставили брови стирать. Они от природы такие черные, что красить не надо (у меня такие же), и все решили, что она красится. Брови, естественно, не стирались. Но бабушка плакала и терла, потому что старший по званию приказал. Она не летала, была механиком по самолетам. У бабушки много боевых наград, в том числе медаль за отвагу, которой она очень гордилась. Она участвовала в Корсунь-Шевченковской операции. Окружали немцев, их полк прикрывал с воздуха. А после войны бабушка работала в отделе кадров на оборонном заводе.

— Получается, вся семья у вас связана с небом?

— Да. Мой папа (отчим, но воспитывал меня с рождения) — пилот "Аэрофлота".

Мама тоже в юности хотела стать стюардессой, но ее бабушка не пустила, а перед бабушкой у нас все по струнке ходили. Сказала: нечего там делать. Тогда стюардессы должны были, например, убираться в самолете, и бабушка хотела для мамы лучшей доли. В итоге мама получила серьезное юридическое образование. Я тоже потом получила юридическое образование. Работала по специальности, но всегда хотела летать. Я два года ждала, когда откроют набор в "Аэрофлот". Даже прошла собеседование в только появившуюся компанию "Авианова". Но тут мне прислали приглашение в "Аэрофлот", и я без размышлений все бросила и пошла туда.

— Нравится летать?

— Я просто не могу долго оставаться на земле. Даже в отпуске скучаю по небу. Первую неделю радуешься, что отпуск. Все-таки работа у нас физически тяжелая. А потом начинает хотеться обратно. Наверное, это у меня семейное. Еще в детстве я много летала, все-таки отчим — пилот. И когда я потом оказывалась в том же рейсе с другими летчиками, то иногда говорила, что мой папа не так летит, мягче. Взрослые не верили: ну что там ребенок может заметить. А папа потом объяснял, что да, здесь действительно можно какое-то место облететь, а можно не облететь. Я это всегда чувствовала.

— Сами не мечтаете сесть в пилотское кресло?

— Если честно, иногда возникает мысль сделать коррекцию зрения и попробовать себя в роли пилота. Хотя бы в малой авиации. Маресьева бы эти 4 диоптрии точно не остановили бы. Может быть, когда-нибудь я так и сделаю. С другой стороны, пилот все-таки мужская профессия. Хотя у нас в "Аэрофлоте" есть женщины — командиры воздушных судов. Но мне нравится летать бортпроводником. Это более женская работа. Мне нравится общаться с новыми людьми. Среди пассажиров много знаменитостей, и ты их видишь такими, какие они в обычной жизни. Кроме того, есть возможность посмотреть нашу страну и другие страны. Наверное, как пассажир я никогда не полетела бы в Хабаровск. А теперь я увидела этот город.

— Хорошо справляетесь с работой?

— Я стала внештатным старшим бортпроводником уже через 8 месяцев после того, как попала в "Аэрофлот". Внештатный — это значит, что можно летать на маленьких самолетах, а штатный — на больших. И штатным я стала через 3 года, это тоже довольно рано. Я сейчас один из самых молодых по стажу старших бортпроводников. Следующий этап — бортпроводник-инструктор, и я сейчас работаю над этим. Внештатным инструктором я уже стала. Мне кажется, Алексей Петрович одобрил бы, что я летаю.

— Пассажиры вас про Маресьева не спрашивают?

— У нас ведь на бейджиках только имя стоит, на европейский манер. Но сейчас в связи с юбилеем вышло мое интервью в бортовом журнале "Аэрофлот". И пассажиры периодически интересуются: не я ли это? Часто стараюсь делать вид, что не я, перевести разговор на другую тему. Я достаточно скромный в этом плане человек. Зато пилоты видят мою фамилию в списке экипажа. А я как старший бортпроводник обязана каждые 15 минут заходить в кабину, проверять их состояние, приносить чай, кофе. И летчики всегда интересуются, расспрашивают.

— Наверное, в основном те, кто постарше?

— Нет. Даже молодые ребята, которым 22-23 года, либо читали эту книгу, либо слышали о ней от родителей. У многих из них родители тоже летали. Ведь у нас в "Аэрофлоте" работают династиями.

Дети пилотов и бортпроводников тоже связывают свою жизнь с небом. 

И для всех, кто связан с небом, фамилия Маресьева очень много значит. Они со мной даже фотографируются. Только сейчас мы летели из Хабаровска, и 35-летний командир воздушного суда просил разрешение подержать меня за руку. Сказал, что начал летать, прочитав "Повесть о настоящем человеке". Мне уже не раз так говорили.

Многие расспрашивают: правда ли что Маресьев 18 дней полз по лесу? А правда, что он потом воевал? Может быть, все-таки его взяли летчиком-инструктором, а не боевым пилотом? То есть они читали книжку, но думают, что автор немного преувеличил.

— Там ведь действительно есть некоторые преувеличения. Например, ежика Маресьев не ел.

— А еще никакой девушки Ольги не существовало. Полевой ее придумал, чтобы появилась любовная линия. Борис Полевой всегда говорил, что это не документальное произведение, и какие-то моменты он приукрасил. Даже фамилию изменил, чтобы это подчеркнуть. Хотя в нашей семье рассказывают, что Полевой вначале просто записал неправильно, а потом уже решил оставить. Меня это преследует всю жизнь. В школе на всех перекличках и в институте меня постоянно пытались назвать Мересьевой. Когда я поправляла, что я Маресьева, обычно говорили: "Извини, перепутал, книжка есть такая про летчика". Я всегда отвечаю: "Да, я в курсе".

— Сколько раз сами перечитывали книгу?

— Когда я училась, в программе ее уже не было. Но у нас в лицее им. А.С. Пушкина много уделяли времени гуманитарным предметам, в том числе и истории. А учительница истории сама участница войны. Она открыла в школе музей, постоянно устраивала встречи с ветеранами. И "Повесть о настоящем человеке" мы с ней, конечно, читали. Меня, естественно, просили рассказать об Алексее Петровиче. Пришлось готовить доклад. А книгу я перечитывала не один раз. С возрастом восприятие меняется. В детстве это читается больше как сказка, хотя и понимаешь, что про живого человека написано. А сейчас уже больше чувствуешь психологические моменты. Насколько тяжело это все было. Как трудно было не сдаться, не остаться в этом лесу, а ползти и ползти к своим. Но Алексей Петрович любил повторять, что он человек, а не легенда. Что ничего особенного он не сделал. Просто так совпало, что про него написал Полевой.

— Вам это узнавание в жизни помогает?

— Я никогда не пользовалась преимуществами, которые могла бы дать фамилия. Ни при устройстве на работу, никогда. Я не имею права ею пользоваться. Это не мой подвиг.

— Вы часто себя спрашиваете, что бы подумал Маресьев?

— Память об Алексее Петровиче мне всегда помогает. Когда у меня возникают трудности, я вспоминаю о его подвиге, и все мои проблемы уже не кажутся такими серьезными. Ведь он полз 18 дней с ранеными ногами и вернулся в боевой строй! Это значит и я должна бороться до победного!

Героический счет
Детали


4 фашистских самолета сбил Маресьев еще до ранения

25 лет было ему 4 апреля 1942 года, когда его Як-1 подбили в районе так называемого Демянского котла в Новгородской области

18 суток летчик с простреленными ногами полз по безлюдному лесу к своим

10 месяцев спустя он уже снова сидел за штурвалом истребителя

7 немецких самолетов сбил Маресьев после возвращения в строй

86 боевых вылетов за войну совершил легендарный пилот

19 дней потребовалось Борису Полевому, чтобы написать "Повесть о настоящем человеке"

52 языка народов мира, на которых издана эта книга

36 млн экземпляров составлял ее тираж на 1 января 1990 года



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBjQAR
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/cars/refrigerator/dlv/20tonn/, подробнее тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer