Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Роман Гусаров:
На экипаж надо возлагать минимальное количество операций


21 апреля 2016 года Светлана Токарева, КоммерсантЪ-FM


К авиакатастрофе в Ростове-на-Дону могли привести действия пилотов. Межгосударственный авиационный комитет обнародовал предварительный отчет о ходе расследования. В документе говорится, что на высоте в 900 м одновременно с очередной отдачей штурвала от себя стабилизатор самолета был отклонен на пикирование на несколько градусов. В результате лайнер перешел в снижение с реализацией вертикальной перегрузки. Последующие действия экипажа не позволили предотвратить столкновение с землей, говорится в отчете. Boeing 737, принадлежащий компании Fly Dubai, потерпел крушение 19 марта. На борту находились 62 человека. Главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Светланы Токаревой.

— МАК пока не назвал виновников ЧП, при этом сообщается, что все системы находились в исправном состоянии и работали в штатном режиме. Что вы скажете на этот счет, на эти предварительные результаты?

— Я хочу заметить, что это не является функцией МАКа — определение виновного в катастрофе. МАК — это всего лишь техническая комиссия, которая расследует авиационные происшествия и катастрофу и дает технический отчет — что, как, в какой последовательности происходило, кто принимал какие решения, как работали какие системы. А виновность или невиновность — это уже потом на основании отчета МАКа будут определять следственные органы: Государственная комиссия, Следственный комитет — тот уполномоченный орган, которому это будет поручено.

— А косвенно то, что сейчас опубликовал МАК, не может говорить о том, что к катастрофе могли привести действия пилотов?

— Пока следует из предварительного отчета, что нет никаких доказательств того, что отклонение стабилизатора произошло по технической причине, что штурвал от себя тоже ушел по какой-то технической неисправности. МАК говорит, что никаких сбоев в работе систем не обнаружено. Это еще не означает, что их не было. Они, может быть, будут обнаружены в дальнейшем, впоследствии при расследовании катастрофы, такое бывало в истории авиации. Но на данный момент все указывает на то, что эти действия были осуществлены пилотами, то есть они сознательно отдали штурвал от себя и одновременно перевели стабилизатор на пикирование. Конечно же, есть еще одно белое пятно в этом отчете — непонятно, по какой причине они приняли такое решение. Очевидно, что-то этому предшествовало.

— Но чем обусловлена такая ошибка?

— Они, прежде чем делать такие резкие движения, должны были пытаться что-то предотвратить, что-то компенсировать. В каком положении было воздушное судно, что с ним произошло, почему вдруг появилась такая необходимость в резкой отдаче штурвала от себя на пикировании, да еще и с переводом стабилизатора? Пока эти причины остаются невыясненными.

— Может быть, плохая подготовка пилотов могла к этому привести?

— Одна из причин, возможно, это не столько плохая подготовка, сколько отсутствие опыта выполнения таких операций — ухода на второй круг в сложных метеоусловиях. Действительно, сегодня западная философия говорит о том, что надо на экипаж возлагать минимальное количество операций, и западные авиакомпании стараются диктовать даже экипажу условия, при которых все посадки и другие операции максимально должны выполняться в автоматическом режиме. Конечно же, это снижает уровень аварийности, потому что техника ошибается на порядок реже, чем пилот, но пропадает навык, у экипажей нет возможности постоянно тренироваться и в ручном режиме сажать воздушные судна. И это ухудшает ситуацию в таких экстремальных условиях, когда приходится брать управление на себя.

— Может быть, эмоциональное, физиологическое состояние членов экипажа тоже могло сказаться на этом? Насколько известно, комиссия по расследованию среди прочего тоже собирается изучить состояние членов экипажа.

— Очень правильно вы заметили. Это как раз тот момент, который мог являться фатальным для этого экипажа, потому что в стрессовой ситуации, конечно же, самое сложное — это сохранить самообладание. И, кстати, когда второй пилот дорастает до командира воздушного судна, смотрят не только, сколько он налетал, какой у него налет часов, какими навыками он обладает, какой у него опыт, а смотрят еще на его морально-психологический облик, может ли он в стрессовых ситуациях брать на себя ответственность, оставаться спокойным и уравновешенным, может ли он управлять коллективом, достаточно ли у него харизмы для того, чтобы он пользовался авторитетом у экипажа, то есть быть командиром на самом деле. Возможно, здесь и не хватило именно командиру сохранить спокойствие, и, может быть, раз на это обращают внимание, скорее всего, прослушав переговоры экипажа, есть некие указания на то, что была нервозность в кабине пилотов.

— Но есть же еще такие условия, как труд и отдых, по сути, они могли выполнять этот рейс, будучи загруженными работой, и это тоже могло повлиять на это?

— Любой фактор мог повлиять, конечно же. Во всяком случае, пока МАК на это не указывает, он должен был запросить информацию у авиакомпании о режиме работы пилотов, потому что, конечно же, есть определенные санитарные нормы, они достаточно жесткие, и они не должны ни в коем случае нарушаться.

— Кстати, сейчас появилось сообщение от Межгосударственного авиационного комитета, ведомство рекомендует авиакомпаниям уделить дополнительное внимание навыкам пилотов по уходу на второй круг, причем в различных условиях. Об этом также говорится в промежуточном отчете МАК.

— Да, согласен, есть такая проблема.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer