Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Андрей Григорьев:
О задачах, перспективных исследованиях и разработках


14 октября 2016 года RNS


В 2012 году по инициативе правительства в России создан Фонд перспективных исследований - аналог американского Агентства перспективных оборонных научно-исследовательских разработок (DARPA). Директор фонда Андрей Григорьев в интервью RNS рассказал о решаемых фондом задачах в области обороны и безопасности, а также о перспективных исследованиях и разработках.

— Как финансируется деятельность ФПИ в 2016 году? Сокращен ли бюджет ФПИ в связи с общим уменьшением бюджетных расходов?

— Объемы финансирования фонда в этом году сохранились примерно на уровне 2015 года. По понятным причинам не произошло запланированное ранее увеличение объема выделяемых нам средств: общая для всех бюджетных учреждений ситуация не обошла и нас. Несмотря на это, мы не сокращаем финансирование уже начатых работ и запускаем новые проекты, выбирая самые перспективные.

— Как организовано финансирование долгосрочных проектов, рассчитанных на несколько лет?

— При принятии решения о включении проекта в перечень фонда мы утверждаем, в том числе, бюджет на весь срок этого проекта. Он разбит на этапы. Финансирование каждого этапа осуществляется только при условии выполнения задач предыдущего, после успешной сдачи-приемки работ, предусмотренных техническим заданием. Это позволяет поддерживать финансовую дисциплину в наших лабораториях на высоком уровне и строго контролировать целевое расходование средств.

— Сколько проектов находится в стадии реализации? В каких областях науки и техники?

— Фондом заключены более 50 договоров, по которым реализуются текущие проекты. Еще более 20 находятся в стадии аванпроектов — это более короткие и недорогие, своего рода «предпроекты», в ходе которых определяется возможность выполнения полноценного проекта в дальнейшем.

Мы осуществляем работы по широкому спектру направлений, среди которых, например, технологии повышения боеспособности военнослужащих, средства и технологии эффективного противодействия информационным войнам, технологии автономной разведки и добычи полезных ископаемых арктических морей, перспективные средства мониторинга террористической активности и средства дистанционного обнаружения и идентификации запрещенных веществ, новые материалы и энергосистемы, медико-биологические технологии, а также ключевые технологии робототехнических комплексов.

— Есть ли уже завершенные проекты? В какой области? Принято ли по результатам исследований решение о запуске в серийное производство новых систем и комплексов вооружения?

— К настоящему моменту полностью завершены девять проектов, начатых еще в 2013–2014 годах, их результаты переданы для дальнейших опытно-конструкторских работ. К примеру, результаты интеллектуальной деятельности по одному из проектов переданы в АО «ЦНИИточмаш» госкорпорации «Ростех» для использования при создании боевой экипировки нового поколения. В частности, нашими учеными был изобретен способ изготовления керамической вставки для стволов стрелкового оружия, а также сердечники бронебойной пули с повышенной пробивной способностью. Все это впоследствии войдет в комплекс боевой экипировки бойца будущего вместе с другими новейшими элементами. Есть и другие интересные результаты, однако далеко не обо всем мы можем говорить открыто.

Что касается перспектив запуска в серийное производство результатов нашей работы, то наша главная задача — доказать техническую реализуемость предложения или новации, создать демонстрационный образец. Дальше требуются опытно-конструкторские работы, оценка возможностей промышленности для постановки в серию и другие мероприятия, к реализации которых подключаются соответствующие государственные структуры и организации.

— Как организована экспертиза при отборе проектов, поддерживаемых ФПИ? Исключает ли она ошибки при выборе проектов, которые могут привести к трате бюджетных средств на бесперспективные исследования?

— В фонде организована комплексная трехуровневая экспертиза заявок на проекты. При поступлении правильно оформленной заявки проводится так называемая входная, или первичная, экспертиза. Она проводится сотрудниками фонда, и ее основная задача — определить, отвечает ли заявка основным направлениям исследований фонда и целям его деятельности, а также — насколько она реалистична по стоимости и предполагаемым срокам исполнения проекта. Если первичная экспертиза пройдена успешно, заявка направляется на второй этап — научно-техническую экспертизу с привлечением внешних экспертов, отбираемых случайным образом из перечня экспертов и экспертных организаций фонда: этот перечень включает более тысячи ученых и более 250 научных организаций.

Если внешние эксперты дают положительную оценку, следующим этапом будет технико-экономическая экспертиза, которая проводится сотрудниками фонда с целью оценки научно-технического задела и технологических возможностей заявителя, нередко с выездом на место.

Только после успешного прохождения всех трех этапов проект выносится на обсуждение научно-технического совета фонда, который рекомендует правлению фонда включать или не включать его в перечень реализуемых. Такая система, конечно, не может полностью исключить ошибки при выборе проектов, но минимизирует их.

— Ведется ли экспертами ФПИ анализ зарубежной военно-технической информации? Проводится ли ее экспертиза на предмет заведомой дезинформации наших оружейников, чтобы направить их усилия на решение «тупиковых» задач? Отмечены ли такие попытки?

— Вопрос не совсем по адресу: решением подобных задач во всем мире занимаются, как правило, специальные службы. Фонд к их числу не относится. Могу лишь сказать, что, определяя для себя перспективные направления научных исследований в военно-технической сфере с горизонтом планирования от 10 лет и более, мы ни на кого не оглядываемся и никого не копируем.

— В марте 2015 года американская компания Lockheed Martin представила результаты испытаний лазерной пушки. 30-киловаттный луч смог прожечь капот автомобиля с расстояния более 2 км. Существуют ли в России аналогичные проекты, на каком этапе находится развитие лазерного вооружения в РФ?

— Об этом испытании действительно сообщала в свое время английская газета The Independent. С точки зрения шоу смотрится это довольно эффектно. Однако нет оснований разделять предположения о том, что подобный лазер мог бы стать основой для перспективных систем вооружений в будущем. Известно, что лазеру можно противодействовать, например, посредством создания зеркальных поверхностей или задымления. Кроме того, с технической точки зрения создание такого оружия представляется довольно затруднительным.

В целом должен отметить, что разработка конечных образцов вооружений не входит в число задач фонда. Мы занимаемся содействием научным исследованиям и разработкам в области обороны и безопасности государства — разрабатываем ключевые элементы, базовые технологии будущих систем.

Следует отметить, что лазеры имеют массу применений в гражданской сфере. Одно из них — это лазеры для различных промышленных операций, таких как резка, сварка, упрочение и модификация поверхности. Создание лазеров с высокими эксплуатационными характеристиками невозможно без использования новых материалов, например оптической керамики лазерного качества, которая приведет к замене традиционно используемого лазерного стекла в различных типах лазеров. Это позволит создать высокомощные компактные системы, отличающиеся высокой эффективностью, низкой стоимостью и повышенным сроком службы. В этом направлении фондом ведутся соответствующие работы.

— Некоторое время назад в Израиле заговорили о необходимости оснащения оборонным вооружением гражданских самолетов. Ведутся ли разработки похожих систем для российских гражданских авиалиний? Какие современные технологии используются для защиты от террористической угрозы в российских аэропортах? Реально ли верифицируемо обнаружить злоумышленника по видеокамере и внешним проявлениям?

— Что касается первой части вопроса, то могу сказать лишь, что системы безопасности как на самих лайнерах, так и в аэропортах постоянно усложняются и совершенствуются: это необходимо для ликвидации уязвимостей в гражданских перевозках во всем мире. Однако говорить сегодня об оснащении гражданских самолетов вооружением как перспективном тренде я бы не стал. Решение проблем безопасности полетов находится несколько в другой плоскости.

В отношении обнаружения злоумышленников и лиц с девиантным поведением по данным с видеокамер или внешним проявлениям я могу констатировать, что сегодня эта область бурно развивается. Основной проблемой здесь остается большая вариативность в сочетании с малым количеством существующих обучающих примеров, хотя необходимые базы создаются довольно активно. Разработанные качественные алгоритмы используют в основном глубокое обучение, и в связи с этим они очень медленные. «Быстрые» алгоритмы, в свою очередь, не дают на выходе требуемого качества.

На текущий момент гарантированно и автоматически выявлять подозрительное поведение, скорее всего, не получится. Сегодня это можно делать в так называемом полуавтоматическом режиме, когда система показывает оператору заслуживающие внимания события, например чье-то странное поведение. В этом случае даже простые алгоритмы, типа отслеживания оставленных предметов и пересечений запрещенных зон, могут существенно помочь оператору, а значит, в конечном счете и службе безопасности.

У нас в фонде по итогам проведенного в 2015 году открытого конкурса в интересах ФСБ и МЧС России реализуется проект по созданию технологии распознавания лиц в сложных условиях съемки: когда есть значительные ракурсные искажения, засветки, перекрытия и другие проблемы. Дело в том, что хотя на сегодня существует достаточное число эффективных решений по распознаванию лиц, все они работают только при хороших условиях съемки — фронтальной, крупного плана лица, отсутствии перекрытий другими лицами и так далее. В жизни, при больших скоплениях людей, к примеру в метро, достичь таких условий практически нереально. А при ухудшении условий получения изображений точность современных решений сильно падает. Мы взялись решить эту задачу.

— Год назад врачи Волгоградского медицинского университета разработали некоторое подобие экзоскелета — это приспособление, позволяющее восполнять утраченные функции человека и усиливать возможности его мышц. Возможно ли использование таких технологий в военных целях? Ведутся ли разработки?

— На одном из последних выставочных мероприятий фонда мы представили руководству страны прототип боевого экзоскелета, предназначенный для компенсации мышечных усилий бойца или оператора, компенсации веса используемого им вооружения и оборудования, снятия тремора при ведении боевых действий. Мы видим у этого проекта хорошие перспективы для дальнейшего развития. Сегодня такие работы продолжаются, прежде всего, в контексте наращивания эффективности систем управления. Здесь находят практическое применение наши разработки в области интерфейса человек/машина.

— Каким образом в России собираются сократить отставание от западных стран в области создания ударных дронов? Когда в России такие беспилотники могут поступить на вооружение ВКС? Можно ли считать ударные беспилотники боевой авиацией 6-го поколения?

— В мире существует множество модификаций боевых ударных дронов: от крупных, размером с самолет, до самых маленьких. Работа по созданию автономных беспилотных летательных аппаратов и их отдельных элементов ведется в рамках проектов фонда. Эти задачи носят комплексный характер: необходима разработка самого носителя, его бортовой аппаратуры, программного обеспечения и так далее.

Целый ряд отечественных предприятий и институтов сегодня занят разработкой математических алгоритмов в области технического зрения, систем управления беспилотных летательных аппаратов. Могу предположить, что при нынешних темпах работ новейшие отечественные ударные дроны могут быть созданы уже в ближайшие три-пять лет.

Что касается необходимости в человеческом управлении, то весь мир развивается в направлении создания искусственного интеллекта, и мы ожидаем, что он будет создан в среднесрочной перспективе. С учетом этого сегодня вряд ли возможно полностью ответить на вопрос, какой будет роль человека в новой реальности. С другой стороны, уже очевиден тренд на замену обычных вооружений роботизированными комплексами. Заменяются, например, традиционные танки и авиация.

Что касается ударных беспилотников как боевой авиации 6-го поколения, то я бы воздержался от подобной классификации.

— Вместе с развитием технологий беспилотных летательных аппаратов появляется острая необходимость в средствах защиты от них. Есть ли среди проектов Фонда перспективных исследований такие разработки? Когда могут появиться серийные образцы?

— Фонд ведет масштабную аналитическую работу по этому направлению. Уже сейчас появляются отдельные заявки на проекты по данной тематике, среди них есть довольно интересные. Я бы сказал так: мы ищем подходы и пути к эффективному решению задач противодействия боевым беспилотным летательным аппаратам.

Однако и здесь задача разделяется: есть большие аппараты и маленькие, и средства противодействия им, разумеется, отличаются. К примеру, нет никакого смысла сбивать крошечный беспилотник мощной ракетой — это и бессмысленно, и слишком дорого. Мы нацелены на поиск оптимальных решений.

— Ведет ли ФПИ оценку целесообразности дорогостоящей разработки самолетов 5-го поколения, выполненных по стелс-технологии в свете активного развития средств радиоэлектронной борьбы и подавления? Стоит ли тратить миллиарды долларов на разработку самолетов-невидимок?

— Мы комплексно подходим к вопросу снижения заметности как военной техники, в том числе летательных средств, так и самих военнослужащих. Фонд реализует определенные проекты в данном направлении. Говорить сегодня о том, будет ли для этих целей создаваться специальный прибор или материал, мне представляется несвоевременным — так же как и о том, в какой степени, в принципе, будет возможно снижение заметности.

С точки зрения перспективных направлений исследований они видятся нам как в решении вопросов снижения заметности в радиочастотном диапазоне — незаметность для РЛС, так и в инфракрасном диапазоне — снижение тепловой заметности.

— Как вы оцениваете такой проект США, как «рельсотрон»? Многие говорят о заведомой невозможности обеспечения электромагнитной пушки необходимой энергией, тем более в условиях военных действий. Ведутся ли исследования в этой области в России?

— Оружие на основе рельсотронного принципа можно отнести к средствам неконтактного боя. Оно обладает рядом определенных преимуществ. Это, прежде всего, многократное увеличение физического предела достижимой скорости по сравнению с традиционной пороховой артиллерией. Это высокая разрушительная сила снаряда и большая дальность стрельбы. Кроме того, рельсотронное оружие предполагает увеличение боезапаса, лучшую безопасность (из-за отсутствия сосредоточенного запаса метательных порохов) и снижение стоимости выстрела.

Однако у такого оружия есть и ряд существенных недостатков. Например, могу выделить низкую живучесть материалов, что приводит к необходимости смены рельсов после нескольких выстрелов и вызывает сложности в достижении высокой точности стрельбы. Есть и другие проблемы, в том числе по обеспечению «рельсотрона» энергоустановкой высокой мощности. Все это, на наш взгляд, нивелирует потенциальные преимущества такого вида оружия.

В связи с этим, с учетом технико-экономического и военно-технического аспектов, целесообразность разработки рельсотронного оружия сегодня в России представляется несколько спорной. Однако важно обеспечить целенаправленное развитие ключевых технологий для исключения технического и технологического провала этой тематики в будущем.

В качестве реального направления, в которое есть смысл инвестировать средства, можно рассматривать применение «рельсотрона» для выведения на околоземную орбиту микро- и наноспутников. С учетом стоимости вывода полезной нагрузки в околоземное космическое пространство, при таком подходе можно получить реальную экономическую отдачу.

— Не так давно стало известно о разработке французской компанией Airbus гиперзвукового пассажирского лайнера. Согласно расчетам специалистов, такой самолет сможет пересечь Атлантику за несколько часов, а используемые технологические решения выглядят вполне реальными и с первого взгляда легко осуществимыми. Стоит ли ждать от наших компаний подобных проектов? На каком уровне находятся в РФ работы по гиперзвуковым ракетам и летательным аппаратам? Не отстаем ли мы в этой области от США и КНР?

— В этом вопросе прежде всего не следует забывать, что технологии, о которых вы говорите, были разработаны у нас еще во времена Советского Союза. Речь идет в том числе о знаменитом Ту-144 — сверхзвуковом пассажирском самолете, разработанном КБ Туполева в 60-е годы прошлого века. Научно-технологический задел в этой сфере у нашей страны имеется, и довольно внушительный.

Говоря о перспективах появления пассажирских лайнеров с подобными техническими характеристиками в нашей стране, у нас есть основания смотреть в ближайшее будущее со сдержанным оптимизмом. Сегодня силами ведущих отечественных организаций авиационно-космической отрасли ведутся разработки лайнеров нового поколения с комбинированными силовыми установками, включающими две компоненты: турбореактивную и прямоточно-реактивную.

Нашим значительным конкурентным преимуществом здесь является то, что в части прямоточных технологий Россия занимает лидирующее положение в мире. Мы остаемся единственной страной, которая не только разрабатывает, но и серийно выпускает прямоточные воздушно-реактивные двигатели для высокоскоростных летательных аппаратов.

Что касается второй части вопроса, в настоящее время проводятся исследования в области гиперзвуковой техники. Ожидается, что в ближайшем будущем эти работы приведут к появлению новых систем вооружений с улучшенными характеристиками. Правда, большинство таких разработок по понятным причинам засекречены.

Между тем исследования именно в этой области выглядят на сегодня одними из самых перспективных. В комплексе с главной проблемой решается еще и целый ряд смежных задач, что ведет к созданию серьезных наработок в области материаловедения, бортовых радиоэлектронных систем, силовых установок, систем проектирования и так далее. Все эти направления в дальнейшем могут дать положительный эффект и для развития гражданских отраслей.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer