Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Василий Шапкин:
Славная история, надежная репутация


30.09.15 13:29 Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз"


Одному из ведущих мировых авиационных научных центров – Государственному научно-исследовательскому институту гражданской авиации (ГосНИИ ГА) 4 октября 2015 г. - 85 лет.

С 2006 г. ГосНИИ ГА возглавляет известный ученый в области прочности авиационных конструкций и поддержания летной годности воздушных судов, доктор технических наук, профессор Василий Сергеевич Шапкин. После окончания Московского института инженеров гражданской авиации (ныне МГТУ ГА) он занимался научной и преподавательской деятельностью в родном вузе, с 1999 г. работает в ГосНИИ ГА. В.С. Шапкин – автор более 170 научных трудов, включая 10 монографий, и свыше 25 учебных пособий для студентов авиационных вузов, им подготовлено более 15 кандидатов и докторов технических наук. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, удостоен почетного звания «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации».

«АС»: Василий Сергеевич, расскажите, пожалуйста, кратко об основных этапах 85-летней истории института.

В.Ш.: В первые годы деятельности Научно-исследовательского института гражданского воздушного флота (НИИ ГВФ) основной задачей было проектирование, постройка опытных пассажирских самолетов, их испытание и ввод в эксплуатацию на воздушных линиях. Примечательно, что в эти годы главными конструкторами института работали известные специалисты Александр Путилов и Роберт Бартини, а ведущим инженером по самолету «Сталь-2» был Петр Дементьев – будущий министр авиационной промышленности СССР.

В 1936 г. функции проектирования и создания воздушных судов для гражданской авиации были переданы авиационной промышленности, а НИИ ГВФ было поручено решать задачи определения перспектив воздушного транспорта, разработки технических требований к проведению государственных и эксплуатационных испытаний новых воздушных судов и внедрению их на воздушные линии, научной разработки вопросов летной и технической эксплуатации. Практически были определены основные стратегические направления научных исследований, которые с учетом современных требований реализуются в ГосНИИ ГА и в настоящее время.

Особая страница в нашей истории – деятельность НИИ ГВФ в годы Великой Отечественной войны. Безусловно, этот период заслуживает отдельного разговора. Отмечу, что и в военные годы подразделения и лаборатории НИИ ГВФ, которым руководил М.Д. Авербах, в Москве и Казани проводили большие научные изыскания по ремонту авиатехники и повышению эффективности работы авиационных частей ГВФ. Интересен такой факт: специалисты института, оставшиеся в Москве, восстановили более десятка списанных самолетов ПС-43 и ПС-45 для нужд ГВФ, который испытывал недостаток воздушных судов.

«АС»: Как развивался институт в послевоенные годы?

В.Ш.: Специалисты института в послевоенные годы активно участвовали во внедрении в эксплуатацию пассажирских самолетов с поршневыми двигателями Ли-2, Ан-2, Ил-12, Ил-14. Самолеты этих типов, закрепленные за НИИ ГВФ (позднее ГосНИИ ГВФ), базировались, в основном, на аэродроме Захарково, на окраине Тушино. Там же находились и подразделения ГосНИИ ГВФ, связанные с летными и эксплуатационными испытаниями и применением авиации в народном хозяйстве. Небезынтересно, что один из отделов института в Захарково возглавлял Радий Владимирович Сакач, будущий начальник ГосНИИ ГА.

Мощным импульсом для развития института стало внедрение в гражданской авиации СССР в середине 50-х гг. воздушных судов с газотурбинными двигателями. Специалисты ГосНИИ ГВФ приняли активное участие в эксплуатационных испытаниях Ту-104, Ил-18, Ан-10 и других самолетов с ГТД. В ноябре 1962 г. ГосНИИ ГВФ был утвержден в качестве головного в системе Аэрофлота: на институт возлагалась ответственность за координацию научно-исследовательских работ в отрасли.

После создания Министерства гражданской авиации СССР постановлением Правительства СССР в 1967 г. ГосНИИ ГА было поручено проведение испытаний всей новой авиационной техники для гражданской авиации. В этот период, с учетом возложенных на институт ответственных задач, интенсивно развивалась производственная и научно-лабораторная база института, был введен в строй комплекс зданий ГосНИИ ГА в аэропорту Шереметьево, который и сейчас является важной площадкой института.

«АС»: Василий Сергеевич, в период своей инженерной деятельности в гражданской авиации мне довелось достаточно плотно сотрудничать со специалистами ГосНИИ ГА, когда его возглавлял Радий Владимирович Сакач. На мой взгляд, это был очень плодотворный период в истории института.

В.Ш.: За 85-летнюю историю ГосНИИ ГА возглавляли разные руководители: в довоенный период, как правило, видные конструкторы авиационной техники, в послевоенные годы начальниками института становились высокопоставленные военные, крупные администраторы, видные ученые. Безусловно, все они были масштабными личностями, внесшими значительный вклад в развитие ГосНИИ ГА.

Когда я занимался в МИИ ГА научной и педагогической деятельностью, мне неоднократно довелось общаться с доктором технических наук, профессором Р.В. Сакачем, который в 1973-1985 гг. руководил ГосНИИ ГА, был членом коллегии МГА СССР. Соглашусь с вами, что для института это был один из самых плодотворных периодов. Под его руководством выполнялось научное сопровождение эксплуатации новых отечественных воздушных судов Ту-154, Ил-62М, Ил-76, Ил-86 и др. Авторитет ГосНИИ ГА в предприятиях гражданской авиации СССР был велик, это во многом связано с незаурядной личностью Радия Владимировича Сакача, как видного ученого и организатора.

Радий Владимирович реализовал себя не только как ученый и организатор авиационной науки, но и как педагог. Он возглавлял в течение многих лет одну из ведущих кафедр в Московском институте инженеров гражданской авиации. Р.В. Сакач ушел из жизни в 2010 г., это большая потеря для ГосНИИ ГА и отечественной авиации.

Хотел бы сказать и добрые слова в адрес доктора технических наук Виталия Андриановича Горячева, который возглавлял институт в 1988-2003 гг. Это был очень сложный период и для отечественной авиатранспортной отрасли, и для нашего института. К чести В.А. Горячева, ему удалось в кризисные 90-е гг. сохранить «костяк» ГосНИИ ГА и заложить основы деятельности института в условиях работы авиатранспортной отрасли в рыночных условиях.

«АС»: Насколько нынешняя структура и основные направления деятельности института адаптированы к современным реалиям отечественной авиатранспортной отрасли?

В.Ш.: В настоящее время структура ГосНИИ ГА соответствует задачам и целям, определяющим развитие отечественной авиатранспортной отрасли на многие годы. В составе института функционируют филиал «НИИ Аэронавигация» и 13 специализированных научных центров (НЦ), охватывающих широкий спектр направлений деятельности и исследований в области воздушного транспорта. Центры возглавляют высокопрофессиональные и авторитетные специалисты, имеющие большой опыт научно-производственной деятельности: М.С. Громов, С.С. Демин, Р.Т. Есаян, И.Г. Кирпичев, А.А. Кулешов, И.В. Никитин, И.Н. Петров, О.Ю. Страдомский, С.П. Урявин, А.А. Фридлянд, М.С. Хаймзон, Е.П. Холин. Филиал НИИ «Аэронавигации» возглавляет О.А. Евтушенко.

Стратегическими направлениями научно-исследовательской деятельности ГосНИИ ГА являются:

- участие в разработке и научно-методическом обеспечении реализации государственной политики в сфере воздушного транспорта, а также разработке механизмов государственного регулирования, включая программы развития гражданской авиации России в национальных проектах;

- осуществление летного и технического сопровождения эксплуатации отечественных воздушных судов (ВС) и авиадвигателей специального назначения ФГБУ «Специальный летный отряд «Россия» для авиатранспортного обеспечения высших должностных лиц нашей страны;

- выполнение широкого перечня задач федерального значения:

- проведение исследований и разработок в области аэронавигации и управления воздушным движением, современного бортового оборудования на ВС;

- разработка и реализация систем безопасности полетов и авиационной безопасности, а также экологической безопасности гражданской авиации в соответствии с требованиями ИКАО;

- проведение в качестве специализированной аккредитованной организации оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

- выполнение работ по выявлению контрафактных изделий авиационной техники;

- научно-методическое обеспечение эксплуатационной конкурентоспособности воздушного транспорта при создании отечественных воздушных судов гражданского и двойного назначения с использованием бюджетных средств;

- осуществление подготовки специалистов по программам ИКАО, включая подготовку национальных инспекторов ИКАО для России, стран СНГ, Восточной Европы и Балтии.

- обеспечение функционирования структур, имеющих стратегическое значение для развития воздушного транспорта, в том числе:

-              летно-методического центра – в целях профессиональной подготовки летного состава, методического и экспертного сопровождения документов по организации летной работы и выполнению полетов;

-              научного центра исследований Арктики и Антарктики;

-              технического комитета по стандартизации «Воздушный транспорт» (ТК 034);

-              регионального авиационного учебного центра ИКАО по авиационной безопасности;

-              экзаменационного центра «АвиаНК», сертифицированного Национальным советом Германии на право сертификации персонала неразрушающего контроля в соответствии с Европейским стандартом Е№ 4179.

«АС»: Не могли бы Вы привести конкретные примеры по основным направлениям исследований и разработок ГосНИИ ГА.

В.Ш.: Более подробно о выполненных и проводимых в настоящее время исследованиях читатели журнала «АвиаСоюз» узнают из статей руководителей ведущих научных Центров ГосНИИ ГА, опубликованных в этом номере.

Приведу некоторые примеры работ, имеющих важное значение для отрасли. В ГосНИИ ГА выполняются исследования в области сертификации новой и модифицированной авиационной техники, в том числе воздушных судов, их компонентов и оценок тренажерных устройств имитации полета. В этом контексте продолжаются работы по сертификации самолетов SSJ-100, МС-21, «Рысачок», вертолетов Ми-38, Ка-62, Ми-171А2, сертификации главных изменений по самолетам Бе-200ЧС, Ил-96-300, вертолетам Ка-226Т, Ка-32А11ВС, Ми-171, «Ансат», сертификации тренажерных устройств имитации полета и технических средств подготовки авиаперсонала самолета МС-21. Институт также участвует в работе по созданию (модификации) и сертификации авиадвигателей: ПД-14, Д-18Т серии 3М, ТВ-117ВМА-СБМ1В, ТВ7-117В, М-14В26В1, ВК-2500ПС-03.

Важным направлением является проведение исследований в области совершенствования летной эксплуатации и летных испытаний ВС. Специалисты Летно-испытательного комплекса (ЛИЦ) и других научных Центров принимают участие в летных испытаниях самолетов Бе-200ЧС, Ил-76ТД-90ВД по расширению ожидаемых условий эксплуатации, самолета Ил-76ТД-90А для получения дополнения к Аттестату, участие в СЗИ самолета МС-21, а также в испытаниях вертолетов различных типов (Ми-8Т, Ми-8АМТ, Ми-8МТВ-1, Ми-171, Ми-26Т, АНСАТ, Ка-226Т, Ми-38, Ми-2) с измененными компоновками, модернизированным оборудованием, по расширению сферы их применения в эксплуатации.

У нас накоплен большой опыт исследований в области совершенствования технической эксплуатации и поддержания летной годности ВС. Яркий пример – многолетнее сотрудничество ГосНИИ ГА с ОКБ А.Н. Туполева по обеспечению эффективной эксплуатации самолетов Ту-154 и Ту-134, в том числе создание системы безремонтной эксплуатации этих самолетов.

В настоящее время проводятся работы по мониторингу расходов топлива для самолетов типа SSJ-100, воздушных судов иностранного производства компании «Аэрофлот». Продолжаются исследования технического состояния и других работ по поддержанию летной годности по всем типам отечественных самолетов и вертолетов, их агрегатам и комплектующим изделиям. Разрабатываются методики по неразрушающему контролю авиационной техники и внедрению современных методов контроля ВС и агрегатов.

В институте активизировались исследования в области экономики гражданской авиации и конъюнктуры рынка. Проводятся ежегодные исследования по комплексной оценке состояния парка ВС и подготовка предложений по актуальным вопросам его развития.

Большое прикладное значение для отрасли имеет разработка и внедрение Информационно-аналитической системы мониторинга летной годности ВС на предприятиях ГА и авиационной промышленности. Эта работа выполнена Информационно-аналитическим центром под руководством доктора технических наук Игоря Кирпичева. На ее основе удалось обеспечить решение задач, направленных на совершенствование системы государственного контроля и регулирования процессов эксплуатации авиационной техники.

Сейчас в структуре института работает филиал «НИИ Аэронавигация». Его основная задача – выполнение исследований в области аэронавигации и управления воздушным движением. Это включает в себя и научно-техническое сопровождение федеральных целевых программ, исследования в области разработки перспективной Аэронавигационной системы России и ее гармонизации с системами сопредельных государств. Филиал также выполняет научное сопровождение внедрения в эксплуатацию новых технических средств и систем связи, навигации, посадки, наблюдения и автоматизации ОрВД и другие работы.

Я привел лишь некоторые примеры актуальных исследований, проводимых в настоящее время в ГосНИИ ГА в интересах отрасли. Безусловно, структура института и основные направления деятельности будут, при необходимости, корректироваться и оптимизироваться с учетом задач, которые руководство страны будет ставить перед авиатранспортной отраслью.

Хотел бы отдельно сказать о работе Летно-испытательного центра ГосНИИ ГА, который с момента организации в 2003 г. возглавляет заместитель генерального директора, Герой России, Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации Рубен Татевосович Есаян. Это действительно уникальное подразделение ГосНИИ ГА, летный состав которого способен качественно и с соблюдением всех правил безопасности полетов выполнить различные виды авиационных работ любой сложности и в любой точке планеты. Высокое мастерство наши летчики-испытатели показывали не только при проведении летных и сертификационных испытаний, но и при полетах в Антарктиду для обеспечения работы российской антарктической экспедиции и проведения научно-исследовательских работ, а также и при выполнении специального полета самолета Ту-154М, совершившего вынужденную посадку со значительными повреждениями, по маршруту Ижма–Ухта–Самара.

Пользуясь возможностью, хочу еще раз напомнить о необходимости ускорить выполнение поручения руководства страны о создании на базе ГосНИИ ГА Летно-исследовательского центра Арктики и Антарктики с оснащением его современными отечественными воздушными судами.

«АС»: ГосНИИ ГА в течение многих лет активно сотрудничает с международными авиационными организациями и авиационными структурами зарубежных стран. В чем это проявляется?

В.Ш.: Вступление нашей страны в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) в 1970 г. дало мощный импульс для интеграции отечественной авиатранспортной отрасли в мировую авиаиндустрию пассажирских и грузовых перевозок. Это событие существенно активизировало и международные связи нашего института с ведущими мировыми научными центрами и международными авиационными организациями, в первую очередь, с ИКАО.

Именно в этом контексте в июне 1998 г. в соответствии с соглашением между ИКАО и авиационными властями Российской Федерации был подписан Меморандум о создании Московского регионального учебного центра ИКАО по авиационной безопасности (МРУЦ ИКАО по АБ) при ГосНИИ ГА, который уже 17 лет является одним из элементов международного комплекса учебных заведений ИКАО. Центр при ГосНИИ ГА – единственная структура в системе ИКАО на территории Российской Федерации.

Всего за годы существования Центра ИКАО по АБ при ГосНИИ ГА на международных учебных курсах прошло обучение более 4 тыс. специалистов авиационного персонала гражданской авиации России, а также должностных лиц из авиационных администраций и руководителей служб авиационной безопасности аэропортов и авиакомпаний государств СНГ, Балтии и Восточной Европы.

Ученые и специалисты ГосНИИ ГА принимают участие в ряде международных проектов в интересах развития гражданской авиации России. В структуре ГосНИИ ГА функционирует экзаменационный центр «АвиаНК», сертифицированный Национальным советом Германии на право сертификации персонала неразрушающего контроля в соответствии с Европейским стандартом E№4179.

ГосНИИ ГА сохранил деловые связи с авиационными структурами стран постсоветского пространства, которые и сегодня эксплуатируют советскую и российскую гражданскую авиатехнику. Мы продолжаем многолетнее сотрудничество с авиаремонтными предприятиями в Киеве, Минске, Алма-Ате и другими. Например, с Минским авиаремонтным заводом институт работает по обеспечению надежной эксплуатации самолетов Ту-134, Як-40 и Як-42.

Многие годы мы активно сотрудничали с известными украинскими предприятиями ГП «Антонов», «Мотор Сич» и др. по внедрению в эксплуатацию самолетов «Ан», в том числе Ан-140 и Ан-148. Надеюсь, что, несмотря на известные события на Украине, наше сотрудничество будет продолжено.

Отдельно хотел бы сказать о нашем взаимодействии с научно-экспериментальным центром «Авиатест ЛНК», который является фактически преемником филиала ГосНИИ ГА в Риге во времена СССР. Здесь в течение многих лет выполняется широкий комплекс лабораторных испытаний на выносливость планера и основных агрегатов воздушных судов советской и российской разработки.

«АС»: Расскажите, пожалуйста, о системе подготовки научных кадров ГосНИИ ГА.

В.Ш.: Сейчас в институте работают около 800 человек. Многие из них являются кадровыми работниками, трудятся в институте более 40 лет. Повышению профессионального роста научных кадров в институте уделяется большое внимание. Регулярно издаются выпуски рецензируемого сборника «Научный вестник ГосНИИ ГА», научные труды и учебно-методические пособия по актуальным проблемам воздушного транспорта. Например, в 2014 г. учеными ГосНИИ ГА и МГТУ ГА подготовлено фундаментальное издание «Обеспечение летной годности воздушных судов гражданской авиации по условиям прочности» с предисловием выдающихся авиаконструкторов Г.В. Новожилова и А.С. Шенгардта.

В ГосНИИ ГА функционирует аспирантура, в ней прошли подготовку более 300 специалистов института и отрасли, из них свыше 120 человек защитили диссертации. В настоящее время в ГосНИИ ГА работает свыше 80 докторов и кандидатов наук.

Приказом Минобрнауки РФ перерегистрирован диссертационный совет, созданный на базе ГосНИИ ГА. Совет имеет право рассматривать диссертации на соискание ученых степеней кандидата технических наук и доктора технических наук по специальностям «Эксплуатация воздушного транспорта» и «Безопасность в чрезвычайных ситуациях (на воздушном транспорте)».

В последние годы усилился приток в институт выпускников авиационных вузов, прежде всего, МАИ и МГТУ ГА, у которых проявляется заметный интерес к повышению научной квалификации.

Система подготовки научных кадров высшей квалификации, на мой взгляд, соответствует современным требованиям, находится в постоянном развитии и является важным направлением в многогранной деятельности ГосНИИ ГА.

«АС»: Василий Сергеевич, какой Вы видите в перспективе роль ГосНИИ ГА в системе научного обеспечения развития воздушного транспорта России?

В.Ш.: Деятельность института и перспективы его развития, безусловно, координируются с актуальными целями и задачами развития отечественного воздушного транспорта. Они определены Транспортной стратегией на период до 2030 г. ГосНИИ ГА принимал активное участие в разработке Транспортной стратегии в части воздушного транспорта.

Перед воздушным транспортом стоят задачи кардинального технологического переоснащения и перехода на инновационный путь развития. Их эффективное решение невозможно без системного научно-технического сопровождения развития отрасли, что является миссией ГосНИИ ГА, как ведущего отраслевого научного центра.

Стратегические цели и принципиальные пути развития ГосНИИ ГА определены в Концепции развития института, утвержденной Минтрансом России. Они исходят из оценки современной роли ГосНИИ ГА в системе научного обеспечения развития воздушного транспорта России.

В перспективе роль нашего института в развитии воздушного транспорта России состоит в дальнейшем совершенствовании научного обеспечения деятельности органов исполнительной власти в области гражданской авиации по повышению эффективности государственного регулирования и контроля процессов летной и технической эксплуатации авиатехники, таких как:

- разработка и внедрение Системы управления безопасностью авиационной деятельности (включая Систему управления безопасностью полетов);

- развитие Системы непрерывного мониторинга летной годности воздушных судов;

- обновление (совершенствование) нормативной правовой базы;

- разработка методов идентификации компонентов ВС.

Наряду с устоявшимися направлениями научной деятельности в области отечественных разработок авиационной техники, одними из актуальных направлений деятельности ГосНИИ ГА в дальнейшем развитии международного сотрудничества являются:

- расширение (как сертификационного центра Авиарегистра МАК) совместных работ с зарубежными производителями и авиационными властями по вопросам сертификации типовой конструкции воздушных судов зарубежного производства и включению их в российский реестр;

- активизация сотрудничества с международными организациями гражданской авиации (ICAO, IATA, SAE и др.);

- повышение эффективности работ по сопровождению разработки, внедрения и эксплуатации воздушных судов, авиадвигателей и оборудования, которые создаются совместно с зарубежными организациями; увеличение объема совместных работ с зарубежными сервисными центрами по оценке технического состояния воздушных судов иностранного производства российской регистрации;

- расширение международного сотрудничества в области мониторинга летной годности авиационной техники отечественного производства, эксплуатируемой за рубежом. В настоящее время результатом сотрудничества по данной тематике является успешное внедрение элементов ИАС МЛГ ВС в центрах ТОиР на Кубе, в Арабских Эмиратах, Чехии, Словакии, Казахстане и других странах, в которых эксплуатируется авиационная техника российского производства.

Опыт, накопленный нашим институтом в области сопровождения эксплуатации гражданской авиационной техники, оказался весьма востребованным применительно к воздушным судам двойного назначения. В ГосНИИ ГА специально создано научное подразделение для организации и проведения комплекса исследований в рамках государственного оборонного заказа, оформлено закрепление военной приемки Министерства обороны РФ.

ГосНИИ ГА расширяет сотрудничество с ФГУП ЦАГИ в рамках утвержденной «Отраслевой программы внедрения композиционных материалов конструкций и изделий из них в гражданской авиации». 

Руководством института принят комплекс мер, направленных на развитие научной школы ГосНИИ ГА, оптимизацию кадрового обеспечения и повышение эффективности использования интеллектуальных ресурсов, омоложение научного контингента, повышение уровня профессионализма и передачу накопленного опыта.

Следует сказать и том, что в настоящее время в общем объеме финансирования ГосНИИ ГА только около 5% составляет бюджетное финансирование по госконтрактам. Мы рассчитываем на увеличение бюджетного финансирования для выполнения актуальных для отрасли научно-исследовательских работ и развития лабораторной и экспериментальной базы. Обновление лабораторной базы просто необходимо!

В заключение хотел бы поздравить ветеранов, всех сотрудников ГосНИИ ГА с юбилеем института и поблагодарить за самоотверженный труд и большой вклад в развитие отечественной гражданской авиации. Выражаю признательность российским и зарубежным партнерам за многолетнее плодотворное сотрудничество с ГосНИИ ГА.

«АС»: Василий Сергеевич, спасибо Вам за обстоятельное и интересное интервью.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров




Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBm4MT
Услуги автоперевозок: http://perevozki.youdo.com/garbage/car/gazel/, быстро и недорого.
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/cars/container/, отзывы.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer