— В Черноземье функционируют пять аэропортов, но далеко не все из них можно назвать крупными транспортными узлами. От чего зависит успех развития региональных авиаузлов?
— В случае с воронежским аэропортом резкие изменения произошли после смены инвестора. В 2013 году аэропорт находился в далеко не лучшем техническом состоянии. Тогда, по моей информации, воронежские власти, оценив риски и перспективы развития авиапредприятия, решили вмешаться. Приобрести акции юрлица аэропорта предложили финансовой компании «Аксиома». Начиная с 2013 года ее руководство напрямую влияло на процессы, которые происходили в аэропорту. Тогда все усилия были брошены на реконструкцию аэровокзального комплекса – он был построен в 1970-х и с тех пор ни сразу не реконструировался. Сегодня он выглядит совершенно по-другому. Значительные средства выделили на реконструкцию привокзальной площади, инженерных сетей, парковочного комплекса. На мой взгляд, новый облик аэропорта – совместная заслуга инвестора и местной власти. Благодаря Алексею Гордееву и правительству Воронежской области были предприняты титанические усилия по реконструкции инфраструктуры аэропорта. Региональным властям удалось договориться с Минтрансом о выделении средств на реконструкцию перрона, разработку проекта удлинения полосы на 300 метров. Решения уже приняты, финансовые ресурсы заложены в бюджет.
Впрочем, наиболее знаковым для развития нашего предприятия стал не 2013, а 2014 год. Именно тогда воздушные ворота Воронежской области стали открытыми для многих компаний и туристических операторов – до этого полеты выполняли только «Полет», «Руслайн» и «ЮТэйр». В 2014 году была проделана огромная работа: в аэропорт пришли 14 компаний, которые остались работать здесь и сегодня. Наши инвесторы привлекли в аэропорт крупных представителей туриндустрии: Pegas Touristik, Coral Travel, Natalie Tours, DANKO Travel Company. К нам пришли ведущие авиакомпании России: «Аэрофлот», S7 («Сибирь»), Red Wings, «Ямал» и другие.
— Что привлекает на региональный рынок новых авиаперевозчиков?
— Позицию авиакомпании определяет состояние рынка, спрос и предложение. Их, в свою очередь, определяет наличие уже работающих на том или ином направлении перевозчиков. Конечно, никто не хочет работать себе в убыток. Несколько лет назад в международный аэропорт Белгород после реконструкции пришел второй по пассажиропотоку и авиапарку перевозчик России - «Трансаэро». Заходить в Воронеж компании тогда, видимо, было невыгодно. Она имеет обширный парк дальнемагистральных, среднемагистральных и ближнемагистральных самолетов, которые смогли удовлетворить все потребности Белгородской и частично Харьковской областей. В Белгороде живет всего около 350 тыс. человек – достаточно всего нескольких больших самолетов в течение года. Вероятно, по этой причине на этот рынок не пришел «Аэрофлот» с похожим авиапарком.
Первым из крупных перевозчиков в Воронеже стала пришедшая в ноябре 2014 года авиакомпания S7. На ее направлении Москва-Воронеж-Москва большие лайнеры не нужны. Достаточно самолетов с максимальной загрузкой в 180 кресел – среднемагистральных Airbus А319, А320, Boeing 737. Таких бортов в парке авиакомпании достаточно, поэтому сейчас наше направление для нее прибыльное. А на первоначальном этапе мы предоставляли этой компании скидки на аэропортовое обслуживание. Еще один пример организации прибыльного бизнеса в регионе— Red Wings, «вооруженная» отечественными Ту-204 и Sukhoi Superjet 100 и пришедшая в аэропорт в 2015-м. Они выполняют полеты в Крым, и практически на каждом их рейсе заполняемость самолета Ту-204 (около 220 кресел) составляет 90-95%.
— Пассажиропоток воронежского аэропорта в 2014 году превысил 400 тыс. человек. В советское время он достигал 1 млн человек. Возможно ли достичь таких показателей в условиях рыночной экономики?
— Да, в 1988 году пассажиропоток в нашем аэропорту составлял 1,35 млн человек. Но и в рыночных условиях добиться таких показателей возможно — было бы желание и возможности. Приведу показательный пример аэропорта Веце в Германии (расположен на западе Германии на границе с Нидерландами. – «Ъ»). В 2001 году его приобрели акционеры, в 2003 году начались полеты — тогда пассажиропоток составлял 100 тыс. человек. В 2005 году он достигал уже 600 тыс. а еще через четыре года, в 2009-м, - 2,9 млн человек. Развитию способствовала экономическая и политическая ситуация, активная позиция инвесторов и приход новых компаний-перевозчиков. Совокупность этих факторов позволила за семь лет увеличить пассажиропоток с 100 тыс. до почти 3 млн человек. В Воронеже рост тоже возможен. Экономическая и политическая ситуация непростая, но, основываясь на неплохих результатах восьми месяцев этого года, мы настроены оптимистично. В июле мы, например, достигли лучших показателей пассажиропотока за 20 лет работы. При самой благоприятной обстановке и стабилизации экономики мы сможем подойти к 1 млн пассажиров в нашем аэропорту через пять лет — даже без строительства нового здания аэровокзала. Ни акционеры, ни областные власти не стоят на месте. Все заинтересованы, чтобы в ближайшее время все же началось строительство нового здания аэровокзала с проектной пропускной способностью 3 млн человек. Это должно подстегнуть нас к тому, чтобы ускорить темпы роста показателей. До конца года к нам снова придут новые перевозчики – у жителей Воронежской области и соседних субъектов появится еще больше возможностей летать туда, куда они хотят.
Мы работаем на привлечение в наш регион не только российских, но и иностранных компаний – в частности, вышли на финишную прямую переговоры с Turkish Airlines. Эта компания имеет крупнейший флот в мире, они летают в 111 стран мира, их ежегодный пассажиропоток превышает 70 млн человек. Сейчас мы ведем переговоры с генеральным представителем этой авиакомпании в России, в них принимают участие губернатор и правительство региона. Приход такой крупной евразийской компании на воронежский рынок должен стать знаковым событием. У наших пассажиров, туристов со всего Черноземья, появится возможность летать через Стамбул по всему миру.
— Как вы оцениваете инициативу губернатора возобновить авиасообщение между Воронежем и Мюнхеном? Пользовалось ли спросом это направление ранее у авиакомпании «Полет»?
— Мы хотим летать не только в Германию, но и в Испанию, Черногорию, Италию, Грецию, другие страны. Сейчас работаем над мюнхенским направлением. Алексей Васильевич (Гордеев. – «Ъ») и наши собственники тоже принимают в этом участие. Они встречались с руководством аэропорта Мюнхена, мы ведем переговоры с гендиректором перевозчика, готового заняться этим направлением, – авиакомпании Red Wings. Ситуация непростая, каждый отстаивает свои финансовые интересы. Вопрос в том, как обеспечить самолет Sukhoi Superjet 100 пассажирами так, чтобы полеты были рентабельными. Для этого мы через торгово-промышленную палату Воронежской области, региональный департамент культуры, департамент транспорта устанавливаем контакты с теми, кто поможет получить информацию о возможностях туристических, пассажирских и деловых перевозок из нашего региона в Германию. Если у нас все получится, то в ближайшие два месяца появятся точные сроки открытия сообщения. Настольной книгой руководства аэропорта уже стал аналитический сборник «Конкуренция в европейских аэропортах».
Для летавшей раньше из Воронежа в Мюнхен авиакомпании «Полет» это направление было скорее имиджевым. Заполняемость кресел самолета Saab 2000 была в пределах 50% – это нерентабельный рейс. Значит, надо было чем-то компенсировать убытки. Глава «Полета» Анатолий Карпов какое-то время находил возможности компенсировать расходы от мюнхенского направления за счет других. А мы должны сделать так, чтобы авиакомпания пришла, на регулярной основе начала выполнять полеты и работала с прибылью.
У нас уже был негативный опыт. Речь идет о «Саратовских авиалиниях», которые несколько месяцев назад начали полеты в Ереван, но после пары десятков рейсов пришли к выводу об экономической невыгодности направления. Мы сейчас проработали этот вопрос, и в ближайшие полтора месяца направление будет возобновлено.
— О желании летать из Воронежа в Москву не раз заявлял лоукостер «Победа», но рейсы до сих пор не начались. Можно ли говорить об их отказе от входа на местный рынок?
— Они от обсуждения этого вопроса отказались еще в декабре прошлого года. Обстоятельства сложились так, что к нам пришли крупные авиакомпании, например S7, и мы стали (и еще как минимум месяца три будем) ограничены в возможностях по стоянкам больших самолетов. «ЮТэйр», видя, что к нам пришли среднемагистральные лайнеры, тоже стала привлекать пассажиров на свои Boeing 737-500 и 737-800. А у нас сейчас есть только три стоянки для больших самолетов – для «Победы» свободного слота не оказалось. Весной переговоры с перевозчиком должны продолжиться. Если с их стороны поступит предложение, мы его рассмотрим. Тем более что компания «Трансстроймеханизация» с конца сентября-начала октября начнет реконструкцию перрона и стоянок. Они обещают до зимы подготовить еще пять стояночных мест для больших самолетов. Тогда мы сможем принимать в том числе и «Победу». Ранее мы им предложили выполнять полеты и в Сочи. Но к нам пришел «Аэрофлот» (а «Победа» – его «дочка»), и «Победа» из-за политики группы отказалась.
— Каких показателей по пассажиропотоку вы планируете достичь до конца нынешнего года?
— В феврале мы составили прогноз, который пока оправдывается. Согласно нему, пассажиропоток должен быть увеличен на 15%. Это будет означать, что сработали хорошо. По итогам 2014 года воронежский аэропорт обслужил 405 тыс. пассажиров. По пессимистичной оценке, к этой цифре получится прибавить еще 60 тыс. По оптимистичной — приблизиться к 500 тыс. Я себя отношу скорее к хорошо информированным пессимистам, но та работа, которую мы сделали в течение лета, позволяет рассчитывать на хорошие результаты в итоге года. Мы уже планируем новое расширение сетки полетов в зимнем расписании. Хотим летать в Уфу, Казань, Самару, Калининград, Архангельск, Симферополь, Краснодар, Минводы, Сочи, Баку, Ереван. Сейчас мы выходим на финишную прямую по организации рейса во Вьетнам. Перевозчиком должен стать один из брендов туроператора Pegas Touristik – авиакомпания Nordwind Airlines («Северный ветер») или Royal Flight.