Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Владимир Слободчиков:
Наши пушки дали авиации СССР превосходство во время войны


18 сентября 2015 года Александр Невара, РИА Новости


Конструкторское бюро точного машиностроения имени А. Э. Нудельмана (КБточмаш, входит в холдинг "НПО "Высокоточные комплексы" Ростеха) — предприятие с более чем 80-летней историей. В годы Великой Отечественной войны созданные его конструкторами прорывные для своего времени мощные авиационные автоматические пушки обеспечили советским самолетам огневое преимущество над противником, в том числе во время воздушной битвы в небе над Курской дугой. После войны КБточмаш переориентировался на производство неуправляемых авиационных ракет, а впоследствии — на высокоточное оружие. Визитные карточки КБ — мобильные зенитные ракетные комплексы "Стрела-1" и "Стрела-10", противотанковый ракетный комплекс "Фаланга", комплекс управляемого вооружения для танков "Кобра".

Сегодня КБточмаш создает принципиально новые системы вооружения для оснащения Вооруженных сил РФ и поставок за рубеж.  В КБ организован музей истории предприятия, в котором представлены знаменитые разработки конструкторского бюро периода Великой Отечественной войны и последующих лет. В год 70-летия Победы экспозиция была обновлена и значительно расширена.
 
Корреспондент РИА Новости Александр Невара накануне отмечаемого 19 сентября Дня оружейника первым из журналистов посетил в сопровождении одного из старейших работников КБточмаш, ведущего инженера, кандидата технических наук Олега Прянишникова недавно обновленную экспозицию музея и поговорил о вкладе КБ в Победу с заместителем гендиректора АО "НПО "Высокоточные комплексы" — управляющим директором АО "КБточмаш имени А. Э. Нудельмана" доктором технических наук, действительным членом Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского Владимиром Слободчиковым.
 
— Владимир Николаевич, расскажите, пожалуйста, о работе Особого конструкторского бюро № 16 (ОКБ-16, сегодня — КБточмаш) в годы войны, о новаторских для тех лет разработках в области авиационного пушечного вооружения, которые представлены в вашем музее?
— С момента своего образования в 1934 году наше КБ занималось разработкой автоматического оружия, и ко времени начала Великой Отечественной войны его сотрудники накопили большой опыт в этой области. Так, в довоенное время были созданы первый в мире 40,8-мм автоматический гранатомет, прошедший проверку в боевых условиях на Карельском перешейке во время войны с Финляндией в 1939-40 годах, 23-мм автоматическая авиационная пушка МП-6, 12,7-мм авиационный пулемет АП-12,7 и 37-мм зенитная пушка с обойменным питанием. В начале войны пушки МП-6, установленные на упрощенных зенитных установках конструкции Николая Токарева, применялись при обороне Тулы и Москвы.
 
Однако, конечно же, наибольшего успеха конструкторы ОКБ-16 достигли во время Великой Отечественной войны, когда в тяжелейших условиях они создали и сдали на вооружение отечественной авиации крупнокалиберные скорострельные автоматические пушки НС-37, НС-45 и НС-23, которые обеспечили нашим самолетам огневое превосходство над врагом.
 
В марте 1941 года конструкторы Александр Нудельман и Александр Суранов приступили к разработке 37-мм авиационной пушки 11П (НС-37).
 
В результате напряженной работы уже к 15 июня 1941 года ее технический проект был рассмотрен и утвержден, а 22 июня грянула война…
 
— Как изменились жизнь и работа конструкторов после 22 июня?
— Сообщение о нападении Германии на СССР застало сотрудников КБ на рабочем месте. В этот день значительная часть конструкторов, несмотря на воскресенье, работала над чертежами 37-мм пушки. Многие сотрудники из находившихся в это время дома, услышав о войне, сразу поспешили на работу. С этого дня работа над пушкой 11П пошла еще интенсивнее, хотя нагрузка на людей значительно возросла.
 
В итоге к 27 июля 1941 года уже был готов первый опытный образец пушки 11П, а в августе он прошел отладку и заводские испытания. В начале октября этот образец пушки был установлен на истребителе ЛаГГ-3 для проведения госиспытаний. Темпы работы можно назвать рекордными: от начала проектирования до готовности к госиспытаниям было затрачено всего шесть месяцев.
 
В условиях начавшегося наступления немецко-фашистских войск на Москву 15 октября было объявлено решение об эвакуации ОКБ-16 с частью оборудования и персонала на Урал в город Нытва Пермской области. В Москве остался филиал — ФОКБ-16. В Нытве ОКБ-16 было предоставлено здание расформированного с началом войны ремесленного училища, а сотрудников с их семьями разместили в домах местных жителей. Исполняющим обязанности главного конструктора и заместителем начальника ОКБ-16 тогда же был назначен Александр Нудельман, чье имя сегодня носит наше КБ.
 
— Когда начались полигонные испытания 37-мм пушки?
— Они были проведены в апреле 1942 года на научно-испытательном полигоне (НИП АВ ВВС), пушка была установлена в развале мотора М-105п на ЛаГГ-3. Александр Эммануилович вспоминал: "Особенно запомнилась первая стрельба на высоте 8 тысяч метров, когда в синем небе были четко видны белые хлопья выстрелов, так что с земли можно было считать очереди выстрелов и радоваться надежной работе пушки в трудных условиях низких температур. Это ни с чем несравнимое счастье, короткие мгновения ощущения удовлетворенности, которые являются самым большим вознаграждением конструктору за его труд, постоянную тревогу, бессонные ночи творческих поисков, горечь неудач".
 
После внесения изменений летом 1942 года образец № 2 пушки 11П успешно прошел повторные полигонные испытания в филиале НИП в Ногинске, причем в отчете полигона отмечалось, что из двух 37-мм пушек (ОКБ-15 и ОКБ-16) лучшей является пушка 11П ОКБ-16. После принятия на вооружение пушка 11П стала именоваться НС-37 (Нудельман — Суранов).
 
— Когда пушка пошла в массовое, серийное производство?
— Наши ВВС остро нуждались в вооружении самолетов мощной 37-мм пушкой. Работали круглосуточно — из сборочного цеха люди не уходили, их кормили несколько раз в день тут же в цехе, спали они тоже на рабочем месте. Перерывы на сон и еду были очень небольшими. Особенно напряженным был заключительный этап работы — отстрел пушек в тире. Главные конструкторы и механики прожили две недели в тире. Кровати, на которых спали по очереди по три-четыре часа в сутки, стояли в четырех-пяти метрах от стендов, где отстреливали пушки. Гильзы, вылетавшие из пушек при автоматической стрельбе, ударялись об эти кровати. Однако, несмотря ни на что, испытатели после 20 часов рабочего дня крепко спали, и стрельба сну тому не мешала. Работа в тире ладилась, пушки уходили одна за другой. "Трудились с небывалым подъемом, так что наша жизнь в тире возле стреляющих пушек осталась в памяти светлым праздником.
 
Ведь мы выпускали для фронта первую серию наших новых пушек", — вспоминал Нудельман.
 
Первую принятую на вооружение пушку НС-37 собрали 18 октября 1942 года, а к 7 ноября были готовы все 40 пушек, которые передали на авиационный завод, где их установили на истребители ЛаГГ-3. К концу года была изготовлена технологическая оснастка и можно было приступать к серийному производству. 13 декабря вышло постановление Государственного комитета обороны (ГКО) о принятии НС-37 в серийное производство вместо пушки Ш-37. В 1943 году было выпушено 4 тысячи 730 пушек, а всего за время войны — более 8 тысяч.
 
— Что дала эта пушка нашей авиации? Каковы были отзывы летчиков?
— Создание пушки НС-37 и освоение ее серийного выпуска, безусловно, стало весомым вкладом коллектива ОКБ-16 в дело победы Красной армии и всего советского народа над гитлеровской Германией. В 1943 году пушка устанавливалась на модернизированный истребитель Як-9Т и на двухместный штурмовик Ил-2, где они монтировались под крыльями в специальных обтекателях. С апреля по август НС-37 прошли войсковые испытания на самолетах ЛаГГ-3, Як-9Т на Калининском и Центральном фронтах, Як-9Т участвовали в Курской битве. В конце года закончились испытания Ил-2 с пушками НС-37.
 
Командный состав 133 гвардейского истребительного авиационного полка направил Нудельману и Суранову, к тому времени лауреатам Сталинской премии, телеграмму с благодарностью за создание НС-37.
 
"Весь личный состав части благодарит вас за конструкцию нового оружия, с которым мы уничтожаем фашистских захватчиков, пробравшихся на нашу родную землю. Только за четыре дня боевой работы на самолетах конструктора Героя Социалистического Труда товарища Яковлева, вооруженных вашим оружием, летчики нашей части сбили 49 самолетов противника, потеряв при этом всего лишь четыре самолета. С 25 августа 1943 года по 13 октября 1943 года летчики нашей части сбили более 70 самолетов противника, и с каждым днем увеличиваем боевой счет", — говорилось в телеграмме, составленной командиром полка Героем Советского Союза Федором Шинкаренко и другими командирами.

За освоение серийного производства НС-37 группа рабочих и инженерно-технических работников Ижевского машиностроительного завода и ОКБ-16 в 1944 году была награждена орденами и медалями Советского Союза.
 
— Какие пушки были разработаны в годы войны помимо НС-37? Создавались ли пушки более мощного калибра?
— В июле 1943 года постановлением ГКО ОКБ-16 было поручено разработать новую 45-мм авиационную пушку. Для этой пушки конструктор Порфирий Грибков разработал новый патрон с использованием штатного осколочно-фугасного снаряда от 45-мм корабельной зенитной пушки и гильзы патрона НС-37 с переобжатым на новый калибр дульцем. В результате разрушающее действие 45-мм снаряда было вдвое больше, чем у 37-мм.
 
Главная трудность состояла в том, чтобы создать для этого автомата такой ствол калибра 45 мм, который бы проходил через втулку винта серийных самолетных двигателей, стоявших тогда на истребителях Як-9. Максимальная толщина стенки дульной части 45-мм ствола оказалась равной 4 мм. Для сохранения усилия отдачи на уровне отдачи пушки НС-37 ствол новой пушки НС-45 был снабжен дульным тормозом, наличие которого потребовало увеличения длины тонкостенной части ствола на величину его отката при выстреле.
 
В июне 1944 года, то есть менее чем через год с момента начала работ, 50 самолетов Як-9К (самолеты Як-9Т с пушками НС-45) поступили в действующую армию. Войсковые испытания НС-45 проходили в боевой обстановке. В отчете о результатах войсковых испытаний в Никопольском истребительном 10 авиационном корпусе генерала Евгения Савицкого говорилось, что "освоение самолетов Як-9К и пушки 45 калибра частями корпуса прошло хорошо, так как до получения самолетов Як-9К части корпуса имели в течение 11 месяцев на вооружении самолеты Як-9Т с пушками НС-37, отлично проявившими себя при операциях в Донбассе, Мелитополе, Никополе, Крыму, Севастополе, Витебско-Минской и Вильно-Каунасской операциях и особенно при неоднократных блокировках аэродромов противника в Розенфорде, Курман-Немельге, Валерьяновке, Большом Токмаке, Херсонесе, Сарабусе, Лепеле, Вильно…" Корпус успешно воевал и закончил бои в Берлине.
 
В ноябре 1943 года Александр Нудельман был назначен начальником и главным конструктором ОКБ-16. Он руководил предприятием более 43 лет, но и после ухода на пенсию в 1986 году продолжал трудиться в родном КБ в качестве научного консультанта, передавал молодым конструкторам свой опыт, давал советы по дальнейшему развитию и совершенствованию создаваемых на предприятии средств вооружения, работал над книгами и статьями.
 
— Разрабатывались ли в годы войны пушки меньших калибров, чем 37 мм и 45 мм?
— Важной выходной работой ОКБ-16 во время войны стало создание легкой 23-мм авиационной автоматической пушки НС-23. Она создавалась на перспективу качественного изменения уже реактивной авиации, повышения скорострельности оружия и увеличения боекомплекта. После длительного обсуждения, в котором активно участвовали генеральные конструкторы самолетов, было решено принять на вооружение 23-мм пушку НС-23 с новым патроном и 20-мм пушку Б-20 Березина.
 
Четыре крыльевые пушки НС-23 устанавливались на штурмовики Ил-10, принимавшие участие в боевых действиях на завершающем этапе войны, особенно в битве за Берлин. В первые послевоенные годы НС-23 состояли на вооружении реактивных самолетов МиГ-9, МиГ-15, Як-15.
 
В 1944 — 1945 годах ОКБ-16 проводились работы по совершенствованию авиационного вооружения с учетом новых летно-технических характеристик самолетов и с перспективой на реактивную авиацию.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBtSZs
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/garbage/flat/, выбирай нас!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer