— Игорь Анатольевич, какие решения и продукты представляют предприятия концерна РТИ на выставке в Нижнем Тагиле?
— Новейшие разработки РТИ в области аэрокосмических систем в Нижнем Тагиле демонстрирует наше новое подразделение — "РТИ Аэрокосмические системы" (РТИ АКС). На RAE-2015 мы представляем элемент глобальной системы мониторинга в составе участвовавших в августе на авиасалоне МАКС двух летающих лабораторий на базе турбовинтовых самолетов Diamond DA42, наземный пункт управления и систему освещения и визуализации оперативной обстановки. Кроме того, продемонстрирован шестикилограммовый беспилотник "Вяхирь" вертолетного типа и выполненный с учетом антропометрического подхода многофункциональный орган управления для него.
— Почему в РТИ приняли решение о развитии аэрокосмического направления?
— Работы по развитию национальных систем информационного обеспечения и созданию центров управления национального уровня, в котором принимали непосредственное участие наши научно-исследовательские институты и производственные предприятия, показали, что ряд задач по контролю внешней (наземной, воздушно-космической, морской и т.д.) обстановки силами существующих и даже разрабатываемых сегодня перспективных средств обнаружения и комплексного мониторинга не может быть решен полностью. Это связано с перспективами развития возможностей тех объектов, которые должны наблюдаться создаваемыми нами системами.
Одним из новых научно-технических направлений, способных снять имеющиеся ограничения, мы считаем создание средств мониторинга на воздушных носителях, в том числе беспилотных. По этому направлению мы ведем комплекс работ, некоторые результаты которых планируем продемонстрировать.
Замечу, что информационные средства на воздушных носителях, будучи интегрированными в систему, могут также решать задачи дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) и мониторинга воздушной обстановки в интересах различных государственных организаций. Такие системы способны предоставить достоверную информацию в близком к реальному режиме времени в любых погодных условиях.
Мы не забываем и о развитии наземных информационных средств. Сейчас наша компания активно работает над созданием новых поколений РЛС, в том числе использующих радиофотонные технологии. С точки зрения освоения новых диапазонов нас очень привлекает терагерцовый.
Возвращаясь к воздушным носителям информационных средств, отмечу, что перспективные радиолокационные комплексы планируется размещать и на пилотируемых, и на беспилотных летательных аппаратах (БПЛА). Правда, выяснилось, что разрабатываемые и перспективные беспилотники в нужном нам классе не оптимальны, чтобы нести необходимую для нас нагрузку. Вот, собственно, почему мы сегодня работаем с самолетами Diamond DA42. На его базе нами создан демонстратор технологий по "обеспилочиванию" машины такого класса и возможности размещения на нем необходимой полезной нагрузки.
На МАКС-2015 отлетали два таких самолета. Главное, что было продемонстрировано на практике, — информационное взаимодействие между компонентами всей системы и широкие технические возможности сенсоров (оптико-электроника и бортовой радиоэлектронный комплекс — БРЛК). Самолеты были оснащены каналами связи "борт-борт" и "борт-земля", а также каналами связи, позволяющими работать через спутник.
Все это было объединено и привязано не только к наземному пункту управления, но и к стенду освещения и визуализации оперативной обстановки.
— Разрабатывают ли научно-производственные предприятия РТИ тяжелые беспилотники военного назначения?
— "РТИ Аэрокосмические системы" разработало облик гражданского БЛА "Кайра" — тяжелого, средневысотного беспилотника большой продолжительности полета. Вес гражданского варианта — около 1,5 тонны. На его основе разрабатывается и военный вариант — "Авиус-1" весом до двух тонн.
В зависимости от модульной нагрузки он может быть ударным или разведывательным. "Авиус-1" будет оснащен в частности бортовым РЛК, системой спутниковой связи, а также различным оборудованием, предназначенным для обработки и передачи информации. Он сможет находиться в воздухе до 35 часов и эффективно работать в любых географических широтах. В том числе в условиях Арктики.
Первый прототип "Кайры" может быть разработан уже в 2016 году, первый полет планируем на 2017 год. Мы рассматриваем многофункциональный средневысотный комплекс с БЛА как машину четвертого поколения.
— Ведутся ли работы по созданию беспилотников меньшей размерности и веса?
— Разумеется. Например, мы сотрудничаем с южноафриканской компанией Denel, создавшей беспилотник тактического звена Seeker 400 весом примерно 400 килограммов. Он может выполнять не только разведывательные, но и ударные функции. Мы договорились с партнерами о локализации его производства в России. Скажу больше, уже заключен контракт с Denel с эксклюзивным правом на поставки Seeker 400 с учетом требований потенциальных заказчиков.
— А как далеко вы готовы идти в апгрейде самолета Diamond DA42?
— Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) производит эти самолеты по лицензии из компонентов, полученных из Австрии. По нашему мнению, на базе этого Diamond есть возможность создать беспилотник второго поколения. По эффективности он будет чуть слабее "Кайры" и "Авиуса" — процентов на 20%. Но как готовый продукт он может быть представлен уже в следующем году. Как я уже сказал, мы уже отработали на нем все элементы информационного взаимодействия.
Для использования в военных целях может быть создана разведывательная версия DA42. А вот разработка его ударного варианта не предполагается.
У Diamond много плюсов. Во-первых, низкая стоимость обслуживания. Во-вторых, сама машина сертифицирована, что снимает все технические риски по созданию планера. В-третьих, срок: эти беспилотники можно создать за очень короткое время, так как сами самолеты в наличии есть, самолетокомплекты имеются, а адаптация их сервис-бюллетенями под бортовую нагрузку беспилотника тоже при соответствующей позиции разработчика Diamond не займет много времени.
К слову, УЗГА за прошедшие годы получил колоссальный опыт в области сборки и испытаний тактических беспилотников "Форпост", а также по самолетам Diamond в рамках лицензионного производства.
— Расскажите, пожалуйста, о самом маленьком из беспилотников РТИ — "Вяхире".
— "Вяхирь" — беспилотник вертолетного типа весом всего шесть килограммов. Им можно управлять с помощью нашего многофункционального органа управления (МФОУ) на ходу и даже на бегу. В первую очередь мы предлагаем этот беспилотник МЧС, Рослесхозу. Параллельно идут работы по созданию специального комплекса для выполнения военных задач.
Ключевая особенность "Вяхиря" — ему не нужна, как многим БЛА самолетного типа, аэродромная или специальная пусковая инфраструктура.
В принципе, его можно носить даже в рюкзаке. На аппарат можно подвесить не только камеру, но и небольшой груз для доставки в нужную точку.
— Обратимся к теме радиолокации. Как продвигаются работы в области радиофотоники?
— Мы уже давно и достаточно активно ведем работы по данному направлению. На первом этапе мы используем элементы радиофотоники в существующих и перспективных РЛС. Фактически они уже имеются на ряде наземных станций. Например, на РЛС высокой заводской готовности (ВЗГ), размещенной в Лехтуси (Ленинградская область).
Вторым этапом должно стать создание полностью радиофотонного радиолокационного комплекса. Мы рассчитываем, что первый образец появится у нас к 2019-2020 годам.
В чем преимущества радиофотоники? Если в стандартном локаторе порядка семи ключевых элементов, последовательно передающих или преобразующих информацию, то радиофотонные технологии позволяют отказаться от ряда промежуточных трансформаций информации.
Это ведет к снижению энергопотребления, весогабаритных характеристик и дает возможность размещать РЛС на меньших и более мобильных платформах.
— Радиофотонные локаторы какого типа планируется создать?
— В принципе, любого типа, который нужен заказчику. Понятно, что речь пойдет и о наземных, и о бортовых РЛС. Кроме того, радиофотоника найдет применение и в бортовых радиолокационных комплексах на воздушных и космических платформах. Сегодня они сделаны в стандартном радиоэлектронном исполнении, но в перспективе мы рассчитываем на то, что их заменят радиофотонные БРЛК.
— Какие преимущества может дать разрабатываемый терагерцовый локатор?
— Терагерцы — это диапазон между оптическими и классическими радиоволнами, в котором наряду с возможностью проникновения через оптические непрозрачные среды остается возможность управления стандартными оптическими способами.
Эта сфера осваивалась всегда с трудом, не хватало как теоретической проработки, так и подходящих технологий. В этом году мы полностью завершили лабораторные исследования по получению терагерцового излучения и по возможностям управления направлением излучения.
Работа проделана на собственные средства РТИ. В следующем году запланировано создание опытного образца терагерцового локатора. В будущем мы намерены использовать эту технологию, в том числе для развития существующих информационных систем.
Особенность терагерцового диапазона — очень малая длина волны. Это обеспечивает и высокие разрешающие способности по углам, и высокие темпы передачи информации, и ряд других уникальных свойств. Повторюсь, диапазон очень интересный и перспективный.