— На ваш взгляд, повлияет ли подорожание на планы россиян, не станут ли чаще брать билеты отечественных компаний?
— Я рекомендовал бы в первую очередь не паниковать. Дело в том, что подавляющее большинство россиян заранее планируют свои путешествия, и большая часть билетов, если не все, во всяком случае, на лето, уже распродана. Поэтому россияне спокойны, у них в кармане билеты, и никакие подорожания не помешают их отпуску. Потенциально такое подорожание может помешать или, скажем, повлиять на тех, кто планирует свои путешествия на осенний период, таких значительно меньше. Мы знаем, что у нас ярко выражена сезонность. Мы все летом ездим отдыхать. Осенью у нас всегда резкий спад пассажиропотока.
— Как правило, перед осенью мы все берем билеты на новогодние каникулы, и тут трудно обойтись без иностранных авиакомпаний.
— Согласен с вами. Действительно, вот уже дальше осень, зима — там да, действительно это скажется. Более того, сейчас прогнозировать очень сложно, потому что курс еще может измениться как в ту, так и в другую сторону.
Поэтому я бы рекомендовал все-таки планировать заранее, и в любом случае билеты, которые будут куплены заблаговременно, будут всегда дешевле билетов, которые будут покупаться ближе к дате полета.
— На ваш взгляд, будет ли рост цен зависеть от направления перелета?
— Не думаю, что рост цен будет как-то зависеть от направления. Дело в том, что просто авиакомпании всегда гибко подходят к ценообразованию: на тех направлениях, где высокий спрос всегда, и билеты дорогие, на тех направлениях, где спрос не очень или низкий в тот или иной период, может быть, они всегда стараются продавать по самой минимальной цене, по себестоимости, а иногда даже и ниже себестоимости, только лишь бы не лететь пустыми.
— Вернемся к вопросу об отечественных компаниях. Когда иностранные перевозчики регулярно, планомерно, следя за курсом, повышают свои цены, что делают наши перевозчики, корректируют ли они тоже, исходя из своей логики и курса рубля?
— Здесь, к сожалению, порадовать ничем не могу.
Наши авиакомпании, которые выполняют рейсы за рубеж, также зависимы от курса рубля, потому что они приобретают множество услуг за рубежом — это и заправка, и аэропортовые услуги и так далее. И поэтому, конечно же, они тоже будут корректировать свои цены, но, может быть, не в такой степени, как это придется делать иностранным перевозчикам.
— И последний вопрос: стоит ли в обозримом будущем ждать снижения или хотя бы фиксации цен на авиабилеты?
— Мы следим за ценами на авиабилеты, и могу констатировать, что, в принципе, цены на авиабилеты в нынешнем сезоне практически не отличаются от цен на билеты в 2014 году. То есть цена среднего билета такая же, и это при том, что у авиакомпаний значительно возросли накладные расходы, и себестоимость билета выросла. То есть авиакомпании, понимая, что все-таки спрос падает, стараются держать цены на доступном населению уровне.