— Я так понимаю, что основная мотивация, конечно, экономического свойства. Действительно ли заметно упал спрос на авиаперелеты из России на дальние направления?
— Да, действительно. В 2015 году мы видим снижение спроса на международные авиаперевозки. Падение составляет примерно 17%. Но нынешняя активность иностранных авиакомпаний по сокращению рейсов и маршрутной сети еще связана с нашей традиционной сезонностью. Наступает низкий сезон, осень-зима, спрос на перевозки будет минимальный.
Эти компании корректируют зимнее расписание. У нас, как известно, есть летнее расписание, есть зимнее. Поэтому я думаю, что сейчас авиакомпании будут сокращать и количество пунктов назначения, и частоту рейсов, но весной мы будем наблюдать обратный тренд, когда авиакомпании будут расширять количество направлений в связи с наступлением летнего туристического сезона.
— Только ли экономический фактор, то есть спрос, курс российского рубля, который, как я вижу, тоже очень серьезный фактор, будет влиять? Плюс ко всему, конечно, давайте будем честными, политические факторы тоже влияют, особенно когда речь идет о европейских направлениях.
— Я бы в большей степени отметил изменения курса рубля. Международный отдых, заграничный отдых для части россиян стал недоступен, поэтому активность на международных направлениях снизилась. Мы видим, напротив, обратный тренд — это резкое увеличение спроса на внутренние перевозки.
Фактически, если брать общую статистику перевозок, объемы по отношению к 2014 году совершенно не снизились. Примерно на ту же величину, на которую снизился международный трафик, на эту же величину выросли и внутренние авиаперевозки, поэтому иностранным перевозчикам, да и нашим, российским, приходится корректировать свои планы перевозок.
— Прогноз на весну, я понимаю, достаточно сложно сделать. Тем не менее, примерно в каких объемах планируется увеличение пассажиропотока?
— Если не произойдет никаких серьезных политических потрясений, то падение, которое мы зафиксируем по итогам 2015 года, в следующем году уже не будет столь явным и глобальным.
Будет некая корректировка, может быть, в плюс или в минус, незначительный процент, но где-то на этом уровне объемы перевозок на международных направлениях будут зафиксированы. Соответственно, и авиакомпании вернут все выгодные для них маршруты, чтобы удовлетворить этот спрос.