Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Николай Таликов:
Эпоха "Илов" продолжается


20 августа 2015 года Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз"


Недавно генеральным конструктором ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» назначен Николай Дмитриевич Таликов, коренной ильюшинец, прошедший на знаменитой фирме все ступени конструкторской деятельности. В эксклюзивном интервью журналу «АвиаСоюз» Николай Дмитриевич Таликов рассказал о состоянии дел по основным проектам создания и модернизации самолетов «Ил».

«АС»: Николай Дмитриевич, разрешите Вас поздравить с высоким и ответственным назначением. Получается, что за более чем 80-летнюю историю ильюшинской фирмы Вы всего лишь четвертый генеральный конструктор. 
 
Н.Т.: Спасибо за поздравление. Безусловно, у меня были выдающиеся предшественники: Сергей Владимирович Ильюшин, Генрих Васильевич Новожилов, Виктор Владимирович Ливанов. Хотел бы отметить, что Генрих Васильевич Новожилов и сейчас активно работает. Его большой опыт и глубокие знания и сегодня востребованы в деятельности нашего предприятия. 
Бесспорно, в своей работе я буду опираться и развивать с учетом сегодняшних реалий традиции и подходы к созданию новых самолетов «Ил», наработанные за многолетнюю историю нашей фирмы.
 
«АС»: Давайте поговорим об основных проектах ОАО «Ил». В последние годы приоритетным направлением является разработка новых грузовых и военно-транспортных самолетов. Как идет реализация проекта новой версии Ил-76 – модернизированного самолета Ил-76МД-90А?
 
Н.Т.: Кратко напомню о принципиальной новизне этой модификации по сравнению с «классическим» Ил-76. Прежде всего, Ил-76МД-90А спроектирован с использованием цифровых технологий. В нем предусмотрена модернизация примерно 70% систем самолета, установлены новые двухконтурные турбореактивные двигатели ПС-90А-76. Существенно изменился и планер, фактически сделано новое двухлонжеронное крыло. В целом, в результате глубокой модернизации существенно увеличиваются максимальные полезная нагрузка (до 60 т) и взлетный вес (до 210 т), а также дальность полета (до 5 тыс. км). 
Производство модифицированного самолета организовано на Ульяновском предприятии «Авиастар-СП», которое входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Завершен основной комплекс испытаний. Выпуск самолетов проходит согласно контракту с Министерством обороны РФ, до конца этого года заказчику будет передано еще два самолета, в том числе, Учебному центру ВВС для подготовки летного состава строевых частей Военно-транспортной авиации. 
 
Недавно на летно-испытательный комплекс Ульяновского предприятия передан очередной, построенный на «Авиастар-СП», пятый самолет Ил-76МД-90А, которому присвоено имя «Виктор Ливанов» в честь генерального директора-генерального конструктора нашего предприятия, возглавлявшего его с 1988 г. до ухода из жизни в мае 2014 г. Так отмечен его большой вклад в реализацию проекта по созданию модернизированного самолета Ил-76МД-90А. Я надеюсь, что этот «именной» самолет будет представлен на авиасалоне МАКС-2015.
 
Завершая тему Ил-76МД-90А, хотел бы отметить, что на его базе в Ульяновске начато строительство опытного образца перспективного самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А. По требованию заказчика, он не только должен сохранить возможность использования его в качестве военно-транспортного самолета, но и обеспечить, при этом, возможность установки топливозаправочного оборудования: дополнительных емкостей для топлива внутри грузовой кабины и унифицированных подвесных агрегатов заправки. 
 
В перспективе Ил-78М-90А будет являться основным самолетом-топливозаправщиком для дозаправки в воздухе самолетов дальней, фронтовой и специальной авиации.
 
«АС»: На каком этапе находится проект легкого военно-транспортного самолета Ил-112В?
 
Н.Т.: В 2014 г. был заключен контракт с Министерством обороны РФ на выполнение опытно-конструкторских работ (ОКР) по созданию самолета Ил-112В. Недавно состоялась защита технического проекта самолета перед заказчиком, где были утверждены облик воздушного судна, состав его систем и оборудования, а также свод документации. Заказчику был предъявлен полноразмерный макет кабины экипажа для оценки эргономики рабочих мест, удобства расположения элементов управления и жидкокристаллических дисплеев.
 
Завершение этого этапа позволяет перейти к разработке рабочей конструкторской документации на самолет, технологической документации и далее приступить к изготовлению оснастки и производству опытных образцов. Разработку конструкторской документации мы планируем закончить к концу этого года и передать ее воронежскому предприятию ВАСО, которое входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации. В 2015 г. должен быть также подписан контракт об организации серийного производства самолетов Ил-112В, при котором будут использоваться только отечественные системы, агрегаты и материалы. Первый полет самолета планируется в июне 2017 г. 
 
Мы уже работаем с будущими поставщиками комплектующих изделий для самолета Ил-112В. Так, например, 29 июля 2015 г. был заключен контракт между ОАО «Ил» и холдингом «Технодинамика» Госкорпорации Ростех на разработку шасси и гидроцилиндров для нового самолета.
 
«АС»: Николай Дмитриевич, давайте перейдем к пассажирской тематике. Где сейчас эксплуатируется широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет Ил-96-300?
 
Н.Т.: Продолжая многолетние традиции использования самолетов «Ил» для перевозки первых лиц государства, на нашем предприятии были разработаны модификации Ил-96 в компоновке «Салон» и других специальных вариантах. Такие самолеты в настоящее время эксплуатируются в Специальном летном отряде «Россия». 
 
В течение ряда лет Ил-96-300 достаточно успешно летают в кубинской компании Cubana de Aviacion. Согласно контракту, на Кубу было поставлено три самолета, но с учетом высокой надежности эксплуатации Ил-96-300 и расширения географии полетов недавно на Кубу был поставлен еще один лайнер этого типа. Сейчас кубинские Ил-96-300 летают не только в страны Южной Америки, но и в ряд государств Европы, в том числе, Англию, Францию, Испанию. 
 
Дальнейшее развитие самолета Ил-96 может быть реализовано в создании его модификации – тяжелого дальнего топливозаправщика.  Заказчиком этого проекта является Министерство обороны Российской Федерации.
 
«АС»: Скажите, пожалуйста, как исполняется поручение Президента Российской Федерации о проработке вопроса по возобновлению производства регионального самолета Ил-114 в России? Я знаю, что этот самолет с трудной судьбой для Вас лично, как главного конструктора Ил-114 в течение многих лет, особенно дорог. Собственно, об этом Ваша книга «Ил-114: боль и надежда».
 
Н.Т.: Действительно, я этим самолетом занимался много: и на этапе проектирования, и в период его испытаний, и во время освоения серийного производства на авиазаводе в Ташкенте. Ил-114, как, кстати, и дальнемагистральный Ил-96, «родился» в не самое простое время для нашей страны. Отсюда и многие трудности с его производством и внедрением в эксплуатацию. 
 
Вместе с тем, более чем десятилетняя эксплуатация семи самолетов Ил-114-100 в Узбекистане, особенно в последние годы, оказалась достаточно эффективной. Эти самолеты в условиях высоких температур налетывают в среднем 1800-2000 летных часов в год, что вполне соизмеримо с налетом зарубежных самолетов аналогичного класса. 
 
Мы считаем, что в России потребность в самолетах такой размерности (50-60 пассажиров) очень велика. В настоящее время нет отечественных самолетов на замену Ан-24, и эту нишу будут заполнять воздушные суда зарубежного производства. Не вдаваясь в рамках нашего интервью в различные подробности, отмечу, что во исполнение поручения Президента Российской Федерации нами и другими организациями проведена большая работа по анализу целесообразности и возможности организации серийного производства модернизированной версии самолета Ил-114-100.
 
На первом этапе есть возможность на одном из отечественных предприятий организовать сборку самолетов Ил-114-300, используя производственные комплекты авиазавода в Ташкенте для 14 изделий. При этом вместо двигателей Pratt & Whitney Canada самолеты будут комплектоваться отечественными двигателями ТВ7-117С. Производственная документация будет разработана с использованием цифровых технологий. Выпуск первого самолета Ил-114-300 российского производства возможен уже в 2017 г. 
 
Следующий этап – производство модернизированного, с учетом современных требований, Ил-114-300 по оцифрованной документации. Реализуя программу импортозамещения, на модернизированном самолете будут использоваться только изделия отечественного производства. Говоря о принципиальной конструктивной новизне Ил-114-300, отмечу, что для него разрабатывается новая импульсная противообледенительная система, а пассажирская кабина будет оснащена новым интерьером с современным дизайном. На модификации Ил-114-300 будут установлены модернизированные двигатели ТВ7-117СМ. 
 
Предвосхищая Ваш вопрос о заводе-изготовителе, скажу, что, на мой взгляд, учитывая загруженность авиазавода в Воронеже, целесообразно организовать серийное производство самолета на Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол», который входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации. Выпуск первых серийных самолетов Ил-114-300 может начаться в 2019 г.
 
«АС»: Будут ли сложности с сертификацией Ил-114 российского производства?
 
Н.Т.: Сертификат типа от Авиарегистра МАК самолет Ил-114-100 получил в декабре 1999 г. Поэтому на конструктивные изменения в модификациях самолета потребуются только соответствующие Дополнения к сертификату в соответствии с Авиационными Правилами АП-25. Так что в России проблем мы не видим.
 
Помимо базового, пассажирского варианта Ил-114-300, разрабатываются и другие версии самолета: грузовой, арктический (на лыжно-колесном шасси), патрульный. Расчеты и полеты на самолете-лаборатории Ил-114 показывают, что в патрульной версии машина может находиться в воздухе до 14 часов. По экспертным оценкам, потребность в самолетах Ил-114-300 до 2030 г. составит 320 изделий.
 
Мы рассчитываем, что решение об организации серийного производства самолетов Ил-114-100 и Ил-114-300 в России будет принято руководством страны уже в самое ближайшее время.
 
«АС»: Николай Дмитриевич, как видно из интервью, перед ОАО «Ил» стоят серьезные задачи по реализации проектов создания новых и модернизации находящихся в эксплуатации самолетов «Ил». Эти задачи во многом будет реализовывать молодое поколение ильюшинцев. Что делается на предприятии для их привлечения и создания условий для продуктивной деятельности?
 
Н.Т.: К сожалению, за последние десятилетия на нашем предприятии произошел, если так можно сказать, разрыв поколений. Многие специалисты среднего, самого продуктивного, возраста в силу социально-экономических потрясений в стране уволились. Сейчас, наряду с ветеранами предприятия, имеющими большой опыт конструкторской и инженерной работы, на ОАО «Ил» трудятся выпускники профильных вузов: МАИ, МАТИ, МВТУ и др. 
 
Руководство нашего предприятия во главе с генеральным директором Сергеем Владимировичем Вельможкиным реализовывает целый ряд мер по привлечению и закреплению молодых специалистов. 
 
Предусмотрен, в частности, целевой набор абитуриентов для обучения в вузах за счет средств федерального бюджета для ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина». Такой подход имеет целый ряд преимуществ: обязательное зачисление абитуриентов, согласно квотам, на бюджетные места вуза; возможность получения дополнительной стипендии от ОАО «Ил»; возможность работы на предприятии по специальности с получением трудового стажа; предоставление отсрочки от службы в армии на период обучения и т. д. С 2013 г. действует положение, которое определяет порядок предоставления частичной денежной компенсации по возмещению расходов, связанных с оплатой найма жилого помещения работникам ОАО «Ил». Предприятием выделяются беспроцентные ссуды молодым специалистам на различные нужды.
 
Безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы у молодого специалиста, наряду с материальными стимулами, были перспективы роста на нашем предприятии. С целью оказания помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении разработано соответствующее Положение. В целом, по всему спектру вопросов, связанных с молодежной проблематикой, руководство ОАО «Ил» взаимодействует с общественным органом «Совет молодых специалистов».
 
Принятые меры по привлечению и закреплению молодых специалистов на ОАО «Ил», созданию условий для повышения их мотивации работать именно на нашем предприятии вселяют оптимизм в том, что новое поколение ильюшинцев внесет достойный вклад в создание и продвижение на рынок современных самолетов «Ил».
 
 «АС»: Николай Дмитриевич, благодарю Вас за содержательное интервью. 



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBjiRj
Услуги автоперевозок: http://perevozki.youdo.com/garbage/chastniy/site/, посмотреть.
Услуги автоперевозок: http://perevozki.youdo.com/garbage/flat/repair/door/ тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer