Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Кирилин:
РКЦ "Прогресс": летный образец ракеты "Союз-5" ожидаем к 2022 году


18 августа 2015 года Екатерина Згировская, РИА Новости


Генеральный директор РКЦ "Прогресс" Александр Кирилин рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Екатерине Згировской, каковы основные характеристики новой ракеты "Союз-5", которая заменит все предыдущие семейства "Союзов", когда новейший носитель увидит свет, что общего и различного у него с проектом ракет "Ангара" и может ли космический новичок стать частью уникального проекта "Морской старт".

Международный авиационно-космический салон МАКС традиционно пройдет в подмосковном городе Жуковский с 25 по 30 августа. Салон призван продемонстрировать российские высокие технологии и открытость внутреннего рынка РФ для совместных проектов с зарубежными партнерами. Большое внимание на МАКС уделяют авиационной составляющей, но проекты в области космоса представляют не меньший интерес.
 
Ведущее отечественное предприятие ракетостроения и один из мировых лидеров в отрасли — самарский Ракетно-космический центр "Прогресс", наиболее известный своими ракетами "Союз", на МАКС-2015 представит макеты новейшего поколения ракет-носителей, о котором пока мало что известно.
 
Накануне авиакосмического форума генеральный директор РКЦ "Прогресс" Александр Кирилин рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Екатерине Згировской об основных характеристиках принципиально новой ракеты "Союз-5", которая заменит все предыдущие семейства "Союзов", о том, когда новейший носитель увидит свет, что общего и различного у него с проектом ракет "Ангара" и может ли космический новичок стать частью уникального проекта "Морской старт".
 
Глава РКЦ также рассказал, когда планируется первый после апрельской аварии запуск к МКС тандема ракеты "Союз-2.1а" и космического грузовика "Прогресс", что ждет "Союзы" на новом российском космодроме Восточный и какова судьба проекта ракеты "Русь-М".
 
— Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, какие разработки самарского РКЦ "Прогресс" собирается представить на авиакосмическом салоне МАКС-2015? Планируется ли заключение каких-либо контрактов?
 
— В этом году на МАКС-2015 у АО "РКЦ "Прогресс" будет стенд в павильоне D1, где можно будет увидеть макеты ракет-носителей "Союз-ФГ", "Союз-2.1в", "Союз-2", "Союз-СТ", перспективных ракет-носителей "Союз-5.1" и "Союз-5.3" в масштабе 1:20. Макеты космических аппаратов "Ресурс-П", "Бион-М" и перспективного космического аппарата "Обзор-Р" будут представлены в масштабе 1:10.
 
На данный момент заключение каких-либо контрактов АО "РКЦ "Прогресс" в рамках салона МАКС-2015 не запланировано.
 
— В июле во время рабочего визита заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова в Самару вы озвучили ему предложение по инициативной разработке перспективной ракеты-носителя "Союз-5.1". Каковы ее особенности, чем она отличается от семейства "Союз-2"?
 
— Ракета-носитель "Союз-5.1" — это ракета среднего класса со стартовой массой около 270 тонн. Предполагается, что в перспективе она сможет заменить "Союз-2". Ракета-носитель проектируется по тандемной схеме, имеет две ступени. Отличительная особенность "Союза-5" — использование в качестве горючего сжиженного природного газа (СПГ). Этот проект разрабатывается РКЦ "Прогресс" в инициативном порядке. В настоящее время завершается эскизное проектирование, и мы будем предлагать эту инициативную разработку нашим основным заказчикам — Роскосмосу и министерству обороны.
 
— На какие орбиты "Союз-5" сможет доставлять полезные нагрузки? Какой массы могут быть эти грузы?
 
— "Союз-5.1" планируется как замена существующим носителям "Союз-2.1а" и "Союз-2.1б", поэтому все те нагрузки, которые выводит "Союз-2", смогут доставляться на орбиту новой ракетой. "Союз-5.1" сможет доставлять космические аппараты на орбиты различных высот и наклонений, включая солнечно-синхронную, геопереходную и геостационарную орбиты. На низкую круговую орбиту (примерно 200 километров) "Союз-5.1" будет выводить груз массой девять тонн, что несколько больше, чем "Союз-2.1б". Мы сознательно разрабатываем проект ракеты-носителя указанной грузоподъемности, так как создание средств выведения среднего класса — традиционная ниша предприятия.
 
— Какой двигатель планируется использовать на этой ракете? Это будет уже существующая и используемая или принципиально новая силовая установка?
 
— Ракетный двигатель на сжиженном природном газе необходимо создавать с нуля, и мы имеем возможность заложить при его проектировании определенные технические и экономические характеристики, которые в конечном итоге позволят "Союзу-5" конкурировать с лучшими мировыми образцами ракетной техники. На первую ступень планируется двигатель под проектным номером РД-0164, на вторую ступень РД-0169. Работа над двигателями находится на стадии эскизного проектирования.
 
— Правда ли, что этот носитель будет летать на экологически чистом топливе? Таким образом, "Союз-5" может стать конкурентом ракете-носителю "Ангара" разработки Центра имени Хруничева?
 
— Двигатели "Союза-5" будут работать на сжиженном природном газе и жидком кислороде. Если говорить о преимуществах топлива, СПГ — самое чистое топливо, которое только можно найти на планете, не считая водорода. От него образуется минимальное количество выбросов окиси азота и различных углеводородных соединений. Соответственно, СПГ более экологически чистый, чем керосин, на котором традиционно летают наши "Союзы", в том числе ракета "Союз-2". Керосин также выбран в качестве топлива для носителей "Ангара" и Falcon. Кроме того, СПГ имеет более широкую сырьевую базу, чем керосин, он существенно дешевле и имеет более высокие энергетические характеристики, что дает заметный выигрыш в массе выводимой полезной нагрузки.
 
О конкуренции "Союза-5.1" с "Ангарой" говорить, на мой взгляд, некорректно. Разработка носителей среднего класса — наша традиционная тематика, и выбранная размерность позволит нам избежать излишней конкуренции на внутреннем рынке средств выведения. В принципе, конструкция позволяет добавить боковые блоки и получить ракету сверхтяжелого класса, но в данный момент мы работаем над проектом 9-тонного носителя.
 
— Преимущество "Ангары" в ее модульности, а каковы будут преимущества нового "Союза"?
 
— Преимущество нового "Союза-5.1" в его технологической простоте: деталей и сборочных единиц там будет примерно в два раза меньше, чем на "Союзе-2". Уменьшение количества деталей — это и снижение трудоемкости, и, соответственно, цены. Хочу подчеркнуть: "Союз-5.1" — не модернизация какой-то существующей ракеты, а абсолютно новый проект, в него сразу закладываются конструкторские и технологические решения, которые позволят ему быть конкурентоспособным с экономической и технической точки зрения.
 
— Какова примерная стоимость новой ракеты?
 
— Говорить о стоимости пока рано, так как идет разработка только эскизного проекта. При этом мы понимаем, что стоимость ракеты-носителя "Союз-5.1" будет меньше стоимости "Союза-2".
 
— Когда планируется защитить эскизно-технический проект "Союза-5"? Каковы сроки создания первого образца?
 
— Эскизный проект в настоящее время находится на стадии завершения, но для того чтобы выйти на защиту, нужно провести экспертизу. Дата экспертизы пока не определена: это либо конец 2015, либо 2016 год.
 
Ориентировочно первый летный образец новой ракеты может быть создан в 2021-2022 годах.
 
— Включена ли эта ракета в Федеральную космическую программу?
 
— В Федеральной космической программе на 2016-2025 года прописана опытная конструкторская работа "Феникс" на создание перспективной ракеты среднего класса, способной выводить девять тонн на низкую круговую орбиту. В соответствии с федеральным законодательством на эту работу будет проведен конкурс, в котором смогут участвовать различные предприятия. Победитель конкурса получит государственное финансирование. Мы намерены принять участие в конкурсе и рассчитываем на успех.
 
— С каких космодромов планируется запускать носитель "Союз-5"? Нужны ли какие-то доработки стартовых столов на действующих Байконуре и Плесецке под эту ракету? Смогут ли ее запускать на Восточном со старта "Союза-2" или потребуется еще один стартовый комплекс?
 
— В эскизном проекте мы рассматриваем несколько вариантов стартовых комплексов — либо создание совершенно новых стартовых столов специально под эту ракету, либо доработку стартовых столов "Союза-2", которые есть на Байконуре, в Плесецке, в Гвианском космическом центре "Куру" и на Восточном. Окончательное решение пока не принято.
 
Необходимо учитывать, что, если переоборудовать стартовый стол "Союза-2" под запуск "Союза-5.1", то в дальнейшем пускать с него
 
"Союз-2" будет невозможно. Мы понимаем, что стартовый стол "Союза-2" на космодроме Восточный новый и современный, поэтому переоборудование под "Союз-5" его не коснется. Но, возможно, отдельный стартовый стол для "Союза-5.1" будет привязан к инфраструктуре имеющегося стартового комплекса — заправочным коммуникациям, газоснабжению, электричеству. Таким образом, возможно существование стартового комплекса с разными стартовыми столами для "Союза-2" и "Союза-5.1" и общими заправочными магистралями и другой инфраструктурой общего технического комплекса в одном монтажно-испытательном корпусе.
 
— Сколько ракет "Союз-5" сможет производить РКЦ "Прогресс" ежегодно?
 
— В настоящее время предприятие производит около 20 ракет-носителей ("Союз-У", "Союз-ФГ", "Союз-2", "Союз-СТ") в год. Примерно столько же ракет "Союз-5.1" мы сможем производить, если она заменит все эти ракеты. Это весьма приблизительная цифра, в реальности все будет зависеть от конкретных заказов.
 
— Планируется ли предлагать эту разработку на международный рынок пусковых услуг? Могла бы эта ракета стать новым носителем (на смену "Зениту-3SL") в проекте "Морской старт", когда его разморозят?
 
— Сегодня любое средство выведения мы разрабатываем так, чтобы в любой момент его можно было предложить на международном рынке пусковых услуг. Что касается проекта "Морской старт", то этот проект технически очень интересен, но участие "Союза-5.1" в нем не предполагается.
 
—  В этом году должен состояться второй испытательный пуск ракеты-носителя легкого класса "Союз-2.1в", которая впервые отправилась в космос 28 декабря 2013 года. Когда запланирован этот пуск?
 
— Второй пуск "Союза-2.1в" запланирован на третий-четвертый квартал текущего года, по готовности полезной нагрузки.
 
— Сколько всего испытательных пусков "Союза-2.1в" планируется провести? Какой примерный график испытаний?
 
— Планируется провести еще четыре испытательных пуска ракет-носителей "Союз-2.1в", после чего изделие пойдет в серийное производство. График пусковых кампаний будет определяться готовностью космических аппаратов. Сейчас можно сказать, что ориентировочно планируется один-два пуска в год.
 
—  Когда планируется отправка на новый российский космодром Восточный ракеты "Союз-2.1а" для первого пуска с этого космодрома со спутником "Аист-2"?
 
— Ракета-носитель "Союз-2.1а", предназначенная для запуска с космодрома Восточный, сейчас находится на заключительных испытаниях в РКЦ "Прогресс", отправка на космодром запланирована на август. Следует уточнить, что первой с Восточного стартует ракета-носитель "Союз-2.1а" с блоком выведения "Волга" и космическим аппаратом "Ломоносов", малым космическим аппаратом "Аист-2Д" и аппаратом формата Cubesat "Контакт-Наноспутник". Ракета-носитель, блок выведения и аппарат "Аист-2Д" разработаны и изготовлены в РКЦ "Прогресс". Отправка на космодром спутника "Аист-2Д" и блока выведения "Волга" запланированы на сентябрь-октябрь текущего года.
 
— На Восточном стартовый комплекс "Союза-2" имеет мобильную башню обслуживания (МБО), аналогичную Гвианскому космическому центру "Куру", на других космодромах, откуда летают "Союзы-2", такой МБО нет. Расскажите, пожалуйста, есть ли какие-то особенности у ракеты "Союз-2" для Восточного, созданные специально для ее подготовки через МБО?
 
— В Гвианском космическом центре и на Восточном созданы два самых современных стартовых комплекса для РН "Союз-2". Стартовые сооружения, построенные в 60-х годах прошлого века на Байконуре и в Плесецке, не предполагали того уровня комфорта для работы персонала, который дает МБО. МБО хорошо себя зарекомендовала в неблагоприятных погодных условиях в Гвиане: она защищает от ветра и дождя ракету, оборудование и людей, которые работают на стартовом комплексе. Ракета "Союз-2", адаптированная для космодрома Восточный, как и "Союз-СТ" для Гвианского космического центра, имеет специальные клапаны, позволяющие отводить дренажи компонентов топлива за пределы мобильной башни, т. к. скопление кислорода в замкнутом пространстве может привести к пожароопасной ситуации. На Байконуре или в Плесецке необходимости в такой системе нет: пары кислорода сразу уходят в открытую атмосферу.
 
— Когда планируется полет второго "Союза-2" с Восточного?
 
— Сроки второго запуска РН "Союз-2" с Восточного будут определены нашим заказчиком — Роскосмосом.
 
— Каковы результаты проверок, проводимых на ракетах-носителях "Союз-2.1а" после аварии, случившейся при отделении транспортного грузового корабля "Прогресс-М27М" 28 апреля? Не повлиял ли этот инцидент на спрос на пусковые услуги при помощи этой версии носителя? Известно ли уже, когда могут произвести следующий испытательный пуск тандема "Союза-2.1а" и "Прогресса"?
 
— В настоящее время реализуется план мероприятий по выявлению и устранению причин аварии. Мы уверены, что этот инцидент не повлияет на пусковые кампании "Союза-2.1а", и рассчитываем продолжить реализацию программы постепенного перевода пилотируемой программы на РН "Союз-2.1а". Следующий запуск "Союза-2.1а" с ТГК "Прогресс-М" запланирован на конец 2015 года.
 
— Недавно французская компания Arianespace, британская OneWeb и Роскосмос объявили о заключении контракта на совместный запуск порядка 700 наноспутников при помощи ракет "Союз". Известно ли уже, в какой пропорции поделятся пуски между космодромами Куру на ракете "Союз-СТ", Байконур и Восточный?
 
— В контракте, который подписан между Arianespace, OneWeb и Роскосмосом идет речь о запуске 21 ракеты "Союз-2.1б". В каких пропорциях эти запуски будут распределяться между космодромами, определяет заказчик, т. е. Arianespace.
 
— Есть ли уже понимание, какое количество космических запусков (сколько ракет и сколько космических аппаратов) РКЦ "Прогресс" должен обеспечить в 2016 году? Количество их увеличится или уменьшится по сравнению с 2015 годом?
 
— В последние несколько лет РКЦ "Прогресс" стабильно обеспечивает около 20 запусков в год. Соответственно, в 2016 году мы ожидаем примерно такое же количество.
 
— Самарский центр "Прогресс" производил легкий многоцелевой самолет "Рысачок", на котором можно было бы осуществлять перевозки и обучать пилотов. В каком состоянии сейчас этот проект? Говорилось о планах производства в России самолета на замену чешским Л-410, а "Рысачок" как раз мог бы стать таким самолетом. Будете ли вы выходить с предложением взять на себя исполнение этой задачи?
 
— Необходимо уточнить, что РКЦ "Прогресс" самолеты "Рысачок" серийно не производил, а изготовил опытную партию из пяти самолетов, из которых три летных образца были предназначены для проведения сертификационных испытаний. После получения сертификата типа возможен серийный выпуск самолетов и передача их в эксплуатацию. К концу 2014 года выполнено около 50% объема сертификационных работ, с января 2015 года все работы по самолету прекращены в связи с отсутствием финансирования.
 
Отметим, что самолет "Рысачок" демонстрировался на МАКС-2011 и МАКС-2013 и произвел благоприятное впечатление. Конструкция самолета позволяет при незначительной доработке заменить импортные двигатели и авионику на отечественные, тем самым получить самолет на 100% укомплектованный отечественными комплектующими. Соответствующие предложения нами направлены в Минпромторг РФ.
 
— Если я не ошибаюсь, странная судьба не только у самолета "Рысачок", но и у еще одной космической разработки — ракеты-носителя "Русь-М". Этот проект окончательно закрыли, в чем причина?
 
— Действительно, проект "Русь-М" окончательно закрыт. Но он дал нам импульс для дальнейшего развития: теперь мы работаем над созданием совершенно новой ракеты "Союз-5" и считаем это значительным шагом вперед.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBfMhX
YouDo: http://perevozki.youdo.com/garbage/container/, подробности по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer