Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Союз с "Аполлоном"


15 июля 2015 года Наталия Ячменникова, Российская газета


За что после исторического полета командира "Союза-19" хотели исключить из партии? Как наш космонавт пожелал американцам жизни, полной секса? И почему Брежнев грозил его отправить на гауптвахту? Об этом и многом другом корреспондент "РГ" накануне 40-летия исторического полета беседует с летчиком-космонавтом, дважды Героем Советского Союза Алексеем Леоновым.

Без грифа "секретно"
Алексей Архипович, остались ли еще нераскрытые секреты полета "Союз-Аполлон"? 
 
Алексей Леонов: Нет. Хотя об одном я не рассказывал долгие годы. Это был научный эксперимент, связанный с облетом корабля "Аполлон" кораблем "Союз", которым я управлял. Была жесткая инструкция: расстояние между кораблями - минимум 150 метров. Специалисты считали: чем больше, тем безопаснее. Но из практики полетов авиации и мне, и Тому Стаффорду, командиру "Аполлона", было ясно: такое расстояние неприемлемо из-за повышенного расхода топлива. Парные полеты лучше всего выполнять на удалении 40 метров.
 
И вот обсуждается этот вопрос. Том доказывает: надо летать на расстоянии 35-40 метров. Стоит насмерть. Специалисты тоже. Обстановка накалена до предела. Меня срочно вызывают с тренажера. Сообразив в чем дело, я занял позицию руководства, чем вызвал гнев Тома. Позиция Стаффорда может только навредить. Вытащил его с заседания в коридор. Говорю: "Успокойся. Мы ведь будем в космосе одни. Сделаем так, как нужно".
 
И сделали?
 
Алексей Леонов: Конечно! Я облетывал "Союз" в 40 метрах от "Аполлона". Прекрасно видел в иллюминаторе лицо пилота Вэнса Бранда. И до сих пор никому даже в голову не пришло узнать, а как же мы летали? На каком расстоянии?
 
Я выступал недавно на космическом саммите в Хьюстоне. Там присутствовал и технический директор проекта от НАСА Гленн Ланни. Говорю: "Я вам открою тайну: извините, мы нарушили все инструкции. Но зато выполнили блестяще эксперимент". Надо иногда принимать такие действия, которые невозможно описать инструкциями. Которые рождаются только в процессе эксплуатации.
 
Алексей Леонов раскрыл новые подробности полета "СОЮЗ" - "АПОЛЛОН"
 
А зачем были изготовлены сразу три корабля "Союз"? 
 
Алексей Леонов: На первом проверили все новые системы: жизнеобеспечения, радийные, телеметрические. Плюс все, что связано с кораблем "Аполлон": у нас разные системы сближения, атмосферы. Этот "Союз" стартовал за полгода до нашего, летали Толя Филипченко и Коля Рукавишников. Второй корабль - чисто запасной. И третий, который я вел с нуля, был уже для работы по программе.
 
Действительно, для вас изготовили какие-то специальные скафандры? 
 
Александр Леонов: Нет. Скафандр для выведения и спуска был обычный. Но костюмы, в которых мы работали на орбите, сделали из нового термостойкого полимера. Он не горел даже при температуре 600 градусов.
 
Это было так важно? 
 
Алексей Леонов: На "Аполлоне" астронавты дышали чистым кислородом. А шерсть, пропитанная кислородом - как порох. Костюм же из спецткани я пробовал поджигать зажигалкой. Хоть бы хны. Не прожег.
 
А весил он сколько?
 
Алексей Леонов: Тяжелый. Не меньше 12 кг. Там же специальная нитка.
 
Помог охотничий нож
 
За пять минут до старта на "Союзе-19" сломалась телевизионная система. Переполох был большой?
 
Алексей Леонов: Большой. На борту пять телекамер и один коммутатор, через который с Земли могли подавать команду на любую камеру. И ничего не работает. Глушко, который уже был вместо Королева, задергался и чуть ли не побежал звонить, чтобы отставить старт. Представляете, если бы все отложилось? Ситуация приобретала уже политический акцент.
 
Это понимал министр среднего машиностроения Афанасьев. Он и дал команду на "необратимые процессы". После чего программу можно было перебить только аварийно. Пока мы стартовали, на Земле разобрались с телевидением: оказалось, отказал коммутатор. Но беда в том, что находился он в орбитальном отсеке.
 
Под обшивкой панели?
 
Алексей Леонов: Да, дюралевой. Стали вскрывать, а из инструментов - только ножницы, отвертка и пассатижи. Не знаю, как мы эту панель сумели вырвать, загнуть. Добрались до коммутатора. Начали снимать. А он на четырех болтах, и все эпоксидной смолой залито. Один болт сняли, второй, третий... Четвертый начали - пассатижи сломались. Ключ на 12 бородок отломился. Все. Нечем снять. И здесь осеняет: есть же охотничий нож с отверткой! Я купил его буквально перед стартом. Помню, заплатил 5 руб.50 коп.
 
Как его разрешили взять в космос?
 
Алексей Леонов: Разрешили. У штатного ножа сталь оказалась очень хрупкой. Когда я сказал, что он не годится, специалисты не поверили: "Не может быть!" Я беру и на их глазах отламываю лезвие. Они промолчали, а я положил свой нож в укладку. Вот он нам с Валерой Кубасовым и помог.
 
Вытащили коммутатор, размонтировали, концы от всех камер соединили. Телевизионный кабель сделали из контровочной проволоки: ее выпрямили чуть ли не зубами и лейкопластырем обмотали… Если честно, я даже не верил, что что-то получится. Нахожусь в спускаемом аппарате, смотрю: загорелась зеленая лампочка. "Валера, схема работает!" - кричу.
 
Но и у американцев полет начался с ремонта?
 
Алексей Леонов: У них заклинило люк в стыковочном отсеке. Пришлось снимать, разбирать. Они тоже всю ночь не спали. Но к заданному времени все были готовы. И они, и мы.
 
Эти неприятности не скрыли друг от друга? 
 
Алексей Леонов: Нет, конечно. Когда Том, - а он высокий, всякий раз ноги не знал куда деть - "приплыл" к нам в отсек, сразу их в эту дыру сунул. Смеется: "Ой, как вы удобно сделали!"
 
"Лучше бы была водка!"
 
Известно, как вы разыграли американцев с водкой. В ЦУПе об этом знали?
 
Алексей Леонов: Никто не знал. Это чисто моя идея. Еще перед полетом достал этикетки: "Столичная", "Русская", "Старка" и "Московская". Положил их бортжурнал, а скотч у меня был. И после того, как мы вышли на орбиту, я наклеил водочные этикетки на тюбики с борщом. А еще написал лозунг из Шекспира: "О дивный новый мир, что имеет таких людей". И на каждого дружеские карикатуры сделал.
 
Когда после стыковки сели за стол, мы с Кубасовым достали тюбики с "водкой". По традиции, за встречу! Американцы отказываются - нельзя, нарушение. И на телекамеры показывают. Говорю: "Я сейчас выключу, чтобы никто не видел". И выключил. А с Земли кричат: "Включай!" В общем, все открыли тюбики, а там… борщ! Снято крупным планом лицо Дика Слейтона, когда он говорит: "Слушай, зачем ты обманул? Лучше бы была водка!". Но никто не верит, что мы не пили водку. Никто.
 
Правда, ни грамма спиртного не было?
 
Алексей Леонов: Абсолютно.
 
Академик Олег Газенко, основатель космической медицины, был убежден: 5-7 пять граммов коньячку на орбите не помешают.
 
Алексей Леонов: Был такой момент. Когда летали Лебедев и Березовой, им обоим исполнялось в полете по 40 лет. На грузовом корабле я решил тайком отправить им коньяк: в булке хлеба вырезал середину и спрятал туда фляжку. Так потом Лебедев написал "теорию употребления коньяка в космосе": надо взять бутылку в рот, сделать резкий качек - будет ровно 30 граммов. И это напечатал в научном журнале!
 
Идет коллегия министерства. Министр Афанасьев чернее тучи. Показывает журнал: "Кто это сделал?" Я встал и говорю: "Сергей Александрович, это я сделал. Они так долго уже летают, им по 40 лет, бутылка коньяку на целых полгода". А из зала кричат: "Мало! Мало!.." Встает генеральный, Юрий Павлович Семенов, и говорит: "Алексей со мной это обсуждал. Я согласился, и мы отправили эту бутылку коньяку". Выручил.
 
А с чем связан категорический запрет на спиртное в космосе? 
 
Алексей Леонов: С системой регенерации воздуха. Если без технических подробностей: большое количество спирта может привести даже к пожару. Поэтому космонавтам на борт доставляют элеутерококк.
 
Лекарство?
 
Алексей Леонов: Да, чистое лекарство. Одно время посылали бальзамы. Я на травах делал бальзам "Алексей Леонов". Потом, когда Союз рассыпался, мы ингредиенты из Молдавии прекратили получать.
 
Встреча над Эльбой
 
Скажите, а зачем "Союз" и "Аполлон" дважды расстыковывались и состыковывались?
 
Алексей Леонов: Проводили эксперимент. Один раз они с активным стыковочным узлом, другой раз - мы.
 
При повторном касании Слейтон что-то сделал не так: "Аполлон" закачался. Это было на грани аварии?
 
Алексей Леонов: Слейтон не должен был стыковаться - это делал Стаффорд. Но Дик попросил, хотя, наверное, у него навыков таких не было. И дошло до раскачки: корабли начали "ходить". Могли сломать стыковочный узел. Но обошлось.
 
Баллистики до секунд рассчитали полет, чтобы рукопожатие в космосе состоялось над Москвой. А как получилось, что все произошло над Эльбой? 
 
Алексей Леонов: До сих пор не могу понять. Я следил за временем. Как произошел сдвиг на эти 30 минут?.. Но получился, конечно, удивительный эффект: в 45-м наши отцы встретились на Эльбе, в 75-м - сыновья встретились над Эльбой. Когда пролетали над Москвой, с Земли команда: "Открывайте люки!" "А мы уже сидим за столом", - отвечаем.
 
Гауптвахта от Брежнева
 
А за что Брежнев грозился отправить вас на гауптвахту?
 
Космонавт Алексей Леонов - о полете "Аполлон-Союз" и не только...
 
Алексей Леонов: Я сопровождал космонавтов на церемонию награждения в Кремль. По протоколу генсек стоит и читает указ. А герои сидят. Это же странно, некрасиво. И я сказал ребятам: "Не садиться!" Леонид Ильич входит в зал, показывает рукой: "Садитесь!" Я качаю головой: "Нет!" И так несколько раз.
 
"Леонов, я тебя посажу на гауптвахту!" - сурово бросил Брежнев. "Я буду своим внукам рассказывать, как вы меня посадили на гауптвахту", - мгновенно сориентировался я. "Ладно, стойте!" - махнул тот. С тех пор так и пошло: когда читают указ о награждении - космонавты стоят.
 
Вы брали в космос трое часов: они показывали время московское, полета и хьюстоновское. Что с ними стало?
 
Алексей Леонов: Одни подарил Брежневу. Еще одни - зятю Татьяны Филипповны Беляевой. Паши давно нет, я у них как отец после его смерти.
 
Ведь с часами связана и неприятная история: когда вас хотели исключить из партии? 
 
Алексей Леонов: Было дело. Весь экипаж "Союз-Аполлона" - пять человек был на приеме у Леонида Ильича. Там присутствовал и президент академии Келдыш. Брежнев нам подарил часы "Полет". В ответ Том Стаффорд вручает ему часы "Омега". Это единственные часы, которые используются без защиты даже во время выхода в открытый космос.
 
Я сижу рядом с Леонидом Ильичем, идет прямая трансляция. Он обращается ко мне: "Леша, а часы-то хорошие?" Я стучу пальцем по своим: "Очень хорошие!". Он кивает головой, и тут передача прекращается. А дальше все раскручивается как в анекдоте. Кто-то из партаппаратчиков видит телесюжет - "картинку", но без слов. Видит мой жест. "Что за хамство со стороны Леонова? Он заткнул рот Брежневу!" Команда - разобраться. И наказать, вплоть до исключения из партии.
 
Меня вызывает главком: почему позволяешь себе такие вещи?! Пытаюсь объяснить - бесполезно. "Министр обороны приказал наказать вас! И пусть этим занимаются политработники", - отрезал Кутахов. Звоню свидетелю - Келдышу: "Надо мной повисла петля". "Какая глупость!" - говорит Мстислав Всеволодович. Тут же набирает министра Гречко: "Я, -, говорит, - там был, все видел и слышал. Все не так". Потом звонит Кутахову, тоже объясняет. И только после этого от меня отстали.
 
"Алексей, ошибись еще раз!"
 
Расскажите, как вы пожелали американцам жизни, полной секса?
 
Алексей Леонов: Это, конечно, смешно. Когда мы закончили всю программу, устроили банкет. Я приготовил короткий спич. Сказал, что мы сделали, какие отношения были между нами. А закончить хотел фразой: "I want to wish you a successful life" - "Я желаю вам всяческих удач в жизни". Но от волнения опустил одну букву. И получилось: "I want to wish you a sex full life" - "Желаю вам жизни, полной секса". Взрыв хохота в зале. Американцы аплодируют: "Нам еще никто этого не желал с трибуны".
 
Прошло десять лет. Мы праздновали юбилей полета. И директор НАСА Джеймс Флетчер вдруг говорит: "Алексей, пожалуйста, тебе слово. И знаешь что, ошибись еще раз!".
 
Была информация, что скафандр, в котором вы летали на "Союзе-19", был продан с аукциона в Нью-Йорке?
 
Алексей Леонов: Да, продан.
 
Как он туда попал? Вы знали об этом?
 
Алексей Леонов: Нет, это не моя собственность. Это собственность государства. Меня и не спрашивали. Скафандр, в котором я выходил в открытый космос, находится на "Звезде", где делают скафандры. Там же хранятся скафандры Терешковой и Гагарина. А скафандры некоторых других космонавтов были проданы частным лицам на аукционах. Это было время, когда людям зарплату нечем было платить. И на предприятии пошли на вынужденный шаг. Их никто не осуждал.
 
Портрет карандашом
 
В полете вы карандашом нарисовали портрет Стаффорда. Он у него сохранился?
 
Алексей Леонов: Сохранился. Сейчас он в музее Тома Стаффорда. Музей, кстати, очень большой: самолеты, корабли "Меркурий", "Джемени", "Апполо", материалы и документы, связанные с полетом. Все сделано с огромной симпатией к нашей стране. Но там нет капсулы корабля "Союз". Я обратился к главе Роскосмоса Игорю Комарову с просьбой: сделать к 40-летию программы такой подарок.
 
Правда, что в доме Стаффорда есть комната, на двери которой написано: "А. Леонов"?
 
Алексей Леонов: Есть. Когда прилетаю в Америку, обязательно добираюсь до Тома, останавливаюсь у него. Дело в том, что я все эти годы был сопредседателем международной организации "Космонавты - астронавты мира". И часто мы проводили исполкомы в Америке.
 
Со Стаффордом у нас очень нежные отношения все эти годы. Как он говорит, мы имеем общих детей. Я ему помог усыновить двух русских мальчиков.
 
У него не было своих детей?
 
Алексей Леонов: У него две дочери, два внука. Одного назвали в честь меня - Алексеем. Но Том очень хотел, чтобы у него был ребенок с русскими корнями. Поехали в хороший детский дом, и Стаффорду там понравился мальчик. Познакомились. Чай сели попить. Мальчишка спрашивает: "А можно я своего друга приглашу? " Ну, давай друга", - отвечаем. Одному тогда было 8 лет, другому - 10 лет. Стафофорд пригласил ребят на зимние каникулы. Потом приезжает и говорит: "Я не могу их разделить". Решил усыновить обоих. Сейчас один учится уже на четвертом курсе университета, а другой - в академии.
 
Судьба хранит
 
Накануне старта "Восхода-2" взорвался испытательный корабль. Перед запуском "Союза-19" произошла авария корабля "Союз-18". В 1971 году из-за болезни бортинженера ваш экипаж "Союза-11" заменили на дублеров, и они погибли. Судьба вас берегла?
 
Алексей Леонов: Мне не надо обижаться на Бога. Он хранит. Да, много было таких ситуаций, из которых, казалось бы, вылезти невозможно. Корабль "Восход-2" - семь аварий! Самая страшная: на борту стало резко повышаться давление кислорода. Во время эксперимента на Земле Валя Бондаренко взорвался при давлении 320-330 мм ртутного столба. А у нас было 430! Малейшая искра, и мы бы превратились в молекулярное состояние.
 
До сих пор точно не известно, откуда шло это повышение. Есть предположение: из-за негерметичности люка. Хотя датчики показывали, что он закрыт, осталась микронная щель. И через нее начал "травиться" воздух. Система жизнеобеспечения подавала нам кислород, а мы его не могли вырабатывать.
 
Но я сейчас больше склонен думать о другом. Кислородные, баллоны имеют редуктор, который должен понижать высокое давление на низкое. И если от вибрации там что-то отошло, то мог пойти кислород в корабль. Но, видно, специалисты скрыли.
 
Когда погибли Добровольский, Волков и Пацаев, вы участвовали в расследовании? 
 
Алексей Леонов: Да. Мы сразу полетели на место приземления. Члены комиссии, Елисеев и я. Экипаж уже увезли. Расследование показало: при отстреле орбитального отсека произошла разгерметизация кабины, рассыпались шариковые клапаны. Я считаю, при монтаже их просто "не докрутили": монтажники вместо усилия 90 кг закрутили их с усилием 60-65 кг. Образовалась дырка диаметром 20 мм. Я смоделировал, можно ли было ее закрыть. Понадобилось 52 секунды. А космонавты потеряли сознание уже через 20 секунд.
 
Эта авария была предопределена?
 
Алексей Леонов: Да, техникой. Когда мы готовились к этому полету, я у себя записал: клапана при спуске закрыть, а после открытия парашютной системы, открыть. Я посчитал, что вероятность безопасности так выше. Хотя это было нарушение инструкции. Но я бы лично сделал так. И говорил об этом ребятам, когда они полетели вместо нас. Потом Костя Феоктистов сказал: "Если бы слушали Леху, они бы остались живы". Не знаю, но, возможно, так и было бы.
 
Зачем нужна Луна?
Когда-то вы готовились по лунной программе. Сейчас главным космическим приоритетом опять называют полет на Луну. Что вы думаете?
 
Алексей Леонов: Мы все равно никуда от этого не денемся. В 64-м году, чтобы решить программу Луны, вышло постановление правительства, подписанное Никитой Сергеевичем Хрущевым. Там было четко расписано: когда, кто, что и как делает. А сегодня это пока лишь разговоры.
 
Вот у американцев произошла авария ракеты с кораблем "Драгон". Кстати, я не знаю, корабль погиб или нет.
 
Вы хотите сказать, что ракета взорвалась, а корабль мог приземлиться?..
 
Алексей Леонов: А для чего тогда делаются системы спасения? У нас в 1975 году при старте взорвалась ракета с пилотируемым кораблем. Но спускаемый аппарат с космонавтами Макаровым и Лазаревым отстрелила автоматика. Они пережили огромные перегрузки, однако остались живы…
 
Так вот если вернуться к "Драгону". Этот корабль уже является частью американской лунной программы, марсианской. Мы сейчас делаем новый пилотируемый корабль. Он должен быть возвращаемым. Но не все знают, что еще в 1977 году у нас уже был такой корабль. Его сделали в КБ Челомея. И один и тот же корабль летал дважды: его дополняли, что-то меняли и запускали. Мы проводили его испытания. Я лично за ним летал. А потом Челомей умер, и эту программу, как и многие другие, свернули.
 
То есть мы возвращаемся к тому, что когда-то было?
 
Алексей Леонов: Получается. Нужен корабль, который можно задействовать не только на околоземных орбитах, но и при полёте на Луну, к Марсу. Но без решения на уровне государства ничего не будет. Вообще если говорить о перспективах, то мое мнение следующее: нам надо идти по пути создания космических объектов, независимо от орбитального комплекса. Типа Хаббла, который как предприятие выведен на орбиту.
 
Почему?
 
Алексей Леонов: Объясню. Для того, чтобы получать медикаменты, кристаллы, металлы совершенно новых качеств нужна постоянная невесомость и идеальные условия. А что на орбитальной станции? Там шесть человек находятся, постоянно вибрация. Где-то часа три получается чистого времени на невесомость. Этого недостаточно.
 
МКС можно использовать как гостиницу. А рядом, на расстоянии перелета - у нас разработаны космические мотоциклы - расположить такие производства. И к ним только летать, забирать продукцию или, если что-то, отремонтировать. В настоящее время об этом надо думать.
 
А как же Луна?
 
Алексей Леонов: Про Луну мы знаем все, или почти все. Если лететь туда, то сразу надо создавать какие-то помещения, удобные для жизни человека. Я в 65-м году был научным руководителем на фирме Бармина по разработке лунной базы.
 
Знаменитого "барминграда"?
 
Алексей Леонов: Да. Пятьдесят лет прошло, а мы ничего не сделали в этом плане. Ничего!
 
Сколько МКС может еще летать?
 
Алексей Леонов: Сейчас официально мы подписали документы об эксплуатации станции МКС до 2024 года. Я думаю, что и дальше будет.
 
Водки "Союз-Аполлон" не было
 
Сигареты "Союз-Апполон" были. Конфеты были. А почему водки не было?
 
Алексей Леонов: Водки, действительно, не было. Даже странно. Хотя было решение - приготовить специальную продукцию. Я оформлял конфеты и сигареты. Сам не курил. Ну, и всякие платки были, рубашки. Но не очень мы хорошо развернулись. Американцы больше выпустили продукции, чем мы. Наши конфеты были очень хорошие.
 
А как вы лично будете праздновать 40-летие "Союз-Аполлона"?
 
Алексей Леонов: Пригласили Тома с дочерьми и внуком. К сожалению, Слейтон умер давно. А у Вэнса Брандта сильно болеет жена, он не приедет.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC6bBE
Услуги специалиста: http://remont.youdo.com/furniture/repair/upholstered/, лучшие цены.
Услуги профессионалов: http://remont.youdo.com/decorator/ можно найти здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer