5 мая 2015 на расширенном заседании правительства в Астане президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил: необходимо открыть новый международный аэропорт Алматы.
«У Казахстана есть потенциал по увеличению транзита в более чем в пять раз (...). Надо подумать о международном новом аэропорте под Алматы...», - сказал глава государства.
О том, что делается для развития алматинского авиационного хаба, Forbes.kz рассказал заместитель председателя КГА МИР Серик Мухтыбаев.
F: Серик Хамитович, уже началась какая-то работа по будущему строительству нового аэропорта?
- Вопрос развития транзитного потенциала страны елбасы поднимал неоднократно. Президент определил конкретные направления, по которым должна развиваться авиация Казахстана. Одно из них – создание авиационного хаба близ Алматы. Понятно, что это - большой проект, и подготовка к его реализации должна быть основательной.
Изыскания на предмет строительства нового аэропорта, вы знаете, делались еще 90-е годы прошлого века. Сейчас рассматривается несколько районов, где потенциально возможно размещение аэропорта. Идут интенсивные переговоры с потенциальными инвесторами, которые имеют желание прийти в Казахстан и построить аэропорт. Но это - длительный процесс, в котором во главу угла ставятся стратегические и политические интересы страны.
F: В 2014 экс-премьер Серик Ахметов заявлял, что новый аэропорт будет строиться в 40 км от Алматы в поселке Жетыген.
- Повторюсь, есть несколько вариантов по размещению аэропорта. Один из них – да, в Жетыгене. Там уже было проведено исследование, которое показало и оптимальное расположение, и подходящую метеорологическую обстановку.
F: Еще один вариант – близ Капчагая, в 70 км от мегаполиса?
- И Капчагай рассматривается, хотя там многое еще непонятно. Учтите, что при строительстве аэропорта будет не только возведение воздушной гавани. По существу будет предусматриваться строительство города рядом, потому что аэропорту нужна будет инфраструктура.
F: Согласно нашим данным, вы ведете переговоры о строительстве с сингапурской компанией Changi Airports International (CAI), которая управляет одноименным аэропортом этой страны. Это так?
- Есть несколько потенциальных инвесторов. Сейчас преждевременно их озвучивать.
F: Каковы условия нашей стороны?
- Соблюсти национальные интересы Казахстана. Например, чтобы были созданы дополнительные рабочие места как при строительстве, так и при дальнейшей эксплуатации аэропорта.
F: Сколько нужно времени, чтобы построить хотя бы один терминал и взлетно-посадочную полосу нового аэропорта для принятия первых рейсов?
- Все зависит от финансирования и сил, которые будут привлечены. Чтобы «под ключ» запустить аэропорт, нужно минимум от 3 до 5 лет. Это огромный технологический процесс, который включает в себя налаживание навигации, метеооборудования, запуск топливо-заправочного комплекса и т.д.
F: На какую пропускную способность нового аэропорта рассчитывает КГА?
- Сейчас аэропорт Алматы обслуживает около 4,5 млн человек в год. Новый аэропорт, считаю ориентировочно, должен быть рассчитан на поток минимум вдвое больший. Но все еще будет определяться.
F: Почему не рассматривается вариант развития существующего аэропорта?
- К сожалению, аэропорт находится практически в черте города. Рядом расположены поселки. Можно, конечно, решить вопрос с выкупом земель для расширения воздушной гавани, но это очень затратный процесс. Однако не исключаю, что траты на это будут сопоставимы со строительством нового аэропорта. Знаете, когда строили объездную дорогу возле Алматы, большая часть средств ушла на выкуп земель.
F: Уже четыре года в алматинском аэропорту стоит каркас недостроенного терминала. Что будет с ним?
- Проект заморожен, окончательное решение по нему не принято. Это должен сделать владелец аэропорта. Безопасности полетов этот терминал не угрожает, пролету самолетов не мешает.
F: Также, насколько мне известно, собственник аэропорта (VENUS AIRPORT INVESTMENTS B.V.) рассматривал вариант расширения действующего терминала.
- Были планы и концепция развития. Но будут ли вложены средства в расширение старого аэропорта, если планируется строить новый? Да и расширять терминал, по сути, некуда – проблемно найти свободное место.
F: На ваш взгляд, старый аэропорт будет закрыт с запуском нового?
- Не думаю, что нужно оставить город без авиасообщения. Есть много примеров, когда в крупных городах действуют два аэропорта.
F: Не могу не спросить о том, что сейчас волнует многих: алматинцы возмущены ценами на еду и напитки в алматинском аэропорту. Почему так получилось?
- Это вопрос не связан с нашими вопросами – обеспечением безопасности полетов. Скажу лишь, что владельцы бутиков и точек общепита арендуют помещения у аэропорта, и руководство воздушной гавани не может диктовать им цены. Они находятся в конкурентной среде и под антимонопольное законодательство не подпадают.