— На прошлой неделе вы презентовали новую ливрею самолетов. Речь идет о ребрендинге компании? По данным отчетности за 2014 год, ваш старый бренд стоит 60 миллиардов рублей. Для чего вы его тогда меняли?
— Я бы сказала, что это скорее развитие стиля, связанное с новым этапом развития компании. Более чем за 23 года работы компания существенно изменилась — от масштабов деятельности, географии полетов до сервисных возможностей. Мы стали вторым крупнейшим перевозчиком страны, вошли в число 30 крупнейших авиакомпаний мира.
Благодаря активному развитию и упрочению наших позиций на рынке российских и международных перевозок, бренд "Трансаэро" получил широкую известность и закрепил за компанией репутацию надежного перевозчика. Согласно международному рейтингу исследовательского центра JACDEC, "Трансаэро" является единственной российской авиакомпанией, которая входит в число 20 наиболее безопасных авиаперевозчиков мира.
Поэтому, когда в конце 2013 года мы приняли решение о визуальном обновлении компании, мы не стремились к кардинальным изменениям. Мы вообще относимся к своему бренду не только очень бережно, но и с уважением и гордостью. Ведь "Трансаэро" имеет сильный бренд, который к тому же за годы развития вырос в очень серьезный нематериальный актив бизнеса. Поэтому мы, конечно, хотели сохранить идентичность бренда, сделав его более современным.
Новый логотип и другие составляющие обновленного фирменного стиля были готовы еще летом 2014 года. Первоначально масштабное внедрение планировалось на четвертый квартал 2014 года. Оно подразумевало масштабные и дорогостоящие маркетинговые и рекламные акции и программы. Обновление должно было начаться с редизайна сайта компании. Было принято решение активно обновить все онлайн-сервисы, направленные на совершенствование качества обслуживания клиентов.
Так, с осени прошлого года на сайте "Трансаэро" был запущен целый ряд сервисов — онлайн-бронирование отелей и аренда автомобилей во всех точках полетов, оформление билетов за баллы для участников программы "Трансаэро Привилегия", оплата сверхнормативного багажа.
Значительно было улучшено качество онлайн-регистрации. Все это привело к тому, что в 2015 году рост продаж на сайте компании в четыре с лишним раза превысил показатели аналогичного периода прошлого года.
Однако переход к новому стилю пришлось отложить из-за резких изменений, которые по независящим от авиакомпании причинам начались на рынке как раз в тот самый период.
Мы пересмотрели программу внедрения и перестроили ее полностью под текущие производственные графики. Поэтому планов на перекраску всех самолетов у нас как не было, так и нет. Обновление стиля будет происходить постепенно, за счет вновь поступающих самолетов. Тем самым мы обнулили для себя расходную часть, связанную с внедрением новой визуализации.
— Кто вам делал новую ливрею? Некоторое время назад в прессе прошла информация, что у одного российского агентства на сайте есть ваш фирменный стиль, схожий с новой ливреей "Трансаэро".
— Не соглашусь, что схожий. Над нашим новым стилем работало известное британское агентство StartJG. Они уже более 20 лет сотрудничают с британской авиакомпанией Virgin Atlantic, активно работают над брендингом Дубайских аэропортов. Мы стали их первым российским авиационным клиентом. Они четко реализовали поставленную перед ними задачу. Помимо разработанного нового стиля "Трансаэро", который выглядит более современным, сохраняя при этом преемственность и идентичность нашего бренда, специалисты агентства сумели точно понять характер компании, ее бережное отношение к тем профессиональным ценностям и традициям, которые были сформированы внутри коллектива, но при этом — постоянное стремление к новаторству. В мае месяце исполнилось 14 лет, как я являюсь генеральным директором "Трансаэро". И я никогда не скрывала, что отношусь к компании как к единой семье. Ведь она создана семьей, в ней приветствуются профессиональные династии в разных направлениях деятельности. Бытует даже мнение, что "Трансаэро" — это средняя дочка в семье Плешаковых. Поэтому на основе слогана "Вместе в будущее", найденного в результате аналитической работы с топ-менеджментом компании, StartJG сформулировали стилевое решение, а также содержательную концепцию бренда. Мы — наша команда, наши пассажиры и наши партнеры — как одна большая семья. Семья — это гордость за прошлое, уважение к настоящему, оптимизм по отношению к будущему. Мы продолжим расти и развиваться, базируясь на нашем богатом опыте полетов, традициях безопасности и общих человеческих ценностях.
В 2013 году мы пытались работать с рядом российских агентств по редизайну сайта и рестайлингу самолетов. Хотели даже провести конкурс среди профессиональных дизайнеров и художников. Однако все полученные нами предложения были весьма и весьма дорогостоящими и не отвечали духу и требованиям "Трансаэро".
Что касается компании, о которой вы спросили, то мы с ней никогда не сотрудничали. Насколько мне известно, представленный на их сайте стиль для "Трансаэро" был разработан по их собственной инициативе.
— Сколько стоил дизайн?
— Вопрос ожидаемый. Однако поскольку речь идет об условиях коммерческого контракта, я не могу озвучивать конкретные цифры — в интересах наших партнеров. Могу лишь сказать, что стоимость предложения также стала фактором, повлиявшим на наше решение при выборе агентства, а для агентства — выгодным преимуществом. Агентство профессионально подошло к вопросу ценообразования, чтобы мы смогли выбрать для проекта только те опции, которые нам действительно требовались.
— "Трансаэро" опубликовала финансовую отчетность за прошлый год. Как вы оцениваете финансовый результат? С чем связаны убытки?
— Причины — общие для всей отрасли. Они носят внешний характер. Это изменение макроэкономической ситуации. Международные санкции привели к изменению кредитной политики российского банковского сектора. Значительное снижение курса рубля сократило клиентский спрос на международные поездки и перелеты и потребовало коррекции провозных емкостей и цен. Ограничение пролетов через воздушное пространство Украины привело к существенному росту операционных расходов. Сократились объемы закупок воздушных перевозок туроператорами-партнерами. Начали снижаться объемы внутренних грузовых авиаперевозок.
Из-за курсовых разниц и существенного повышения стоимости обслуживания кредитов и лизинга, которые в основном номинированы в иностранной валюте, рост наших финансовых расходов составил 44%. Наш чистый бухгалтерский убыток увеличился только на 1,2 миллиарда рублей по сравнению со скорректированным результатом 2013 года. Это выглядит вполне приемлемо на фоне тех убытков, которые понесли наши коллеги и партнеры из разных секторов бизнеса — как государственных, так и частных, крупных и не очень. Поэтому я согласна с мнением экспертов, которые считают, что ожидать положительных тенденций в финансовой отчетности за 2014 и, вероятно, за 2015 год в целом по стране не приходится.
Сильная сторона "Трансаэро" — огромный опыт как в развитии, так и в преодолении кризисов различных лет. С декабря 2014 года мы реализуем программу повышения эффективности бизнеса на основе рекомендаций известной международной консалтинговой компании McKinsey. Результаты налицо. По пассажиропотоку итоги первого квартала 2015 года по отношению к первому кварталу 2014 года — минус 6% — значительно лучше, чем это было в период глобального кризиса. Тогда, в 2009 году по отношению к 2008-му по первому кварталу наше снижение составило 16%. Сейчас за счет резкого увеличения собственных продаж мы смогли компенсировать снижение спроса со стороны наших партнеров-туроператоров.
Мы также комплексно подошли к решению задач по управлению себестоимостью — снижение составило 5,5% к 2013 году — и контролю над производственными и административными расходами, что позволило нам улучшить показатели валовой рентабельности бизнеса.
Операционная прибыль выросла до 4,5 миллиардов рублей. Рентабельность по операционной прибыли составила 4%. Показатель EBITDA вырос до 7,5 миллиарда рублей. Рентабельность по EBITDA составила 6,6%.
— Какова на данный момент кредиторская задолженность авиакомпании? Какие меры предпринимаются для снижения долговой нагрузки?
— Из-за негативного влияния курсовых разниц кредиторская задолженность выросла до 36,2 миллиарда рублей, краткосрочные кредиты увеличились на 24% до 30,3 миллиарда рублей.
Общие долгосрочные обязательства, в том числе на фоне получения в конце 2014 года долгосрочного кредита в размере 9 миллиардов рублей под государственную гарантию, увеличились до 78,2 миллиарда рублей. При этом качество кредитного портфеля по кредитам и займам улучшилось за счет увеличения доли долгосрочных заимствований. Сейчас формируем оптимальный баланс долгового портфеля и сокращения финансовых расходов. Для реструктуризации текущей долговой нагрузки совместно с нашим ключевым финансовым партнером — банком ВТБ — разрабатывается проект организации синдицированной кредитной линии, в том числе под обеспечение государственными гарантиями. Окончательный пул партнеров, структура и индивидуальные условия сделок, а также возможный размер госгарантий в рамках синдиката еще согласовываются.
— Почему в предыдущих отчетностях фигурировало заметное количество оговорок аудитора, в частности по оценке интеллектуальной собственности? Что было сделано для повышения качества отчетности?
— У аудитора, действительно, было несколько замечаний, в том числе к методологии оценки нематериальных активов, и сейчас мы эти вопросы полностью урегулировали. Оценка стоимости торговых знаков "Трансаэро" была проведена впервые за шесть лет также и по этой причине. По итогам 2014 были учтены пожелания аудитора и финансовых партнеров — мы внесли изменения в отдельные статьи учетной политики. Проделали большую работу. Провели сверки с контрагентами, начислили значительные резервы, развели операции по учетным периодам. В итоге в отчетности по итогам 2014 года пришлось скорректировать сравнительные результаты предыдущих периодов. Но это позволило нам сделать отчетность полностью транспарентной и наиболее полно отвечающей требованиям наших финансовых партнеров.
— Насколько помогло решить проблемы выделение госгарантий? Обязанность отчитываться по финансовым показателям перед Минтрансом и правительством накладывает какие-то ограничения на финансовую свободу менеджмента?
— Хочу напомнить, что, погасив в период с июля по декабрь 2014 года почти 8 миллиардов рублей кредитов, наша компания не имела возможности в сложившейся в банковском секторе ситуации осуществить их коммерческое рефинансирование. Тогда мы обратились в правительство с просьбой предоставить государственные гарантии для привлечения кредитных средств от банка ВТБ. Правительство приняло решение о поддержке на коммерческих условиях, еще раз подчеркну, на чисто коммерческих условиях кредита в объеме 9 миллиардов рублей от банка ВТБ. Мы благодарны руководству страны за то, что оно поддержало "Трансаэро" как одно из системообразующих предприятий и предоставило гарантии, что позволило стабилизировать финансовую деятельность компании.
— А деньги уже потратили?
— Этот кредит мы потратили на оплату труда, выплату налога на доходы физических лиц, расходы на топливо, навигацию и услуги аэропортов. Именно на те статьи расходов, которые указаны в постановлении правительства РФ на этот счет. Авиакомпания "Трансаэро", как вы знаете, направила в министерство транспорта отчеты по этому кредиту. Банк ВТБ подтвердил целевое использование средств на 100%. Так что никаких вопросов к нашей авиакомпании по кредиту нет ни у одной из сторон.
— Вы получили новый самолет Boeing 737-800. Какие еще поставки планируются на этот год?
— Мы рады, что у нас появился новый, прямо с завода, Boeing 737-800. Это плановая поставка в рамках программы модернизации нашего парка.
В соответствии с ней до конца этого года мы ожидаем получить еще два Вoeing 737NG и четыре Аirbus А321. Это позволит нам после завершения летнего сезона провести оптимизацию парка и вывести из эксплуатации пять Вoeing 737. Таким образом мы обновим парк и одновременно оптимизируем объем провозных емкостей.
— Когда будет выполнен контракт по поставкам B747-8?
— В течение ближайших месяцев мы выведем из эксплуатации два самолета В747-400 и в конце летнего сезона один В767. Сейчас баланс перевозок сместился в сторону направлений средней дальности. Мы гибко реагируем на текущий спрос, что позволяет снизить расходную составляющую по обслуживанию парка. При этом уже сейчас видим, что пик сокращения потребительского спроса пройден, рынок постепенно восстанавливается.
Потому в следующем году на смену выведенным Вoeing 747-400 ожидаем прибытие нового B747-8 Intercontinental, который превосходит своего предшественника по эксплуатационной экономичности на 12%. Однако о точной дате поставки говорить пока рано.
— А что с поставками А380, когда ожидается первая поставка? Сколько авиакомпании необходимо средств на ввод этих судов и кто будет финансировать сделку?
— Для "Трансаэро" контракт на поставку четырех самолетов А380 остается в силе. Что касается деталей, то с учетом экономических реалий мы в настоящее время ведем с партнерами переговоры о корректировке сроков поставок, а также о возможности изменить схему финансирования. Это связано с реальной ситуацией, складывающейся в банковском секторе.
— Как вы относитесь к заявлениям некоторых российских авиакомпаний о том, что государство не должно помогать отдельным перевозчикам?
— Убеждена, что меры по поддержке отрасли в целом должны сочетаться с адресной поддержкой стратегически важных участников рынка.
— Чем вы объясните снижение в первом квартале пассажиропотока компании на 6%?
— Первый квартал 2015 года стал ожидаемо тяжелым для авиаиндустрии. Продолжало сказываться падение потребительского спроса. Однако крайне негативные прогнозы, которые по отрасли давали эксперты в конце 2014 года, не оправдались. У "Трансаэро" при общем сокращении пассажиропотока число транзитных пассажиров выросло на 71%. Выручка увеличилась на 9%. Собственные продажи выросли на 72,7%.
Сейчас мы видим позитивные изменения. В нынешнем апреле число перевезенных пассажиров выросло на 1% по сравнению с апрелем прошлого года. А показатели мая свидетельствуют о трехпроцентном росте.
— Планируете ли входить в один из международных альянсов?
— Таких планов у компании нет. На сегодняшний день у "Трансаэро" девять договоров код-шера с авиакомпаниями AigleAzur, airBaltic, Austrian Airlines, Белавиа, VirginAtlantic, Singapore Airlines, Turkish Airlines, China Airlines, UTAir. Еще у нас есть коммерческое соглашение с easyJet относительно код-шера.
Кроме этого, мы работаем с ведущими авиакомпаниями мира в рамках 62 интерлайн и 34 специальных прорейтовых соглашений. Речь идет о путешествиях почти по 700 маршрутам.
— В 2012 году вы говорили, что авиакомпания рассматривает модель создания низкобюджетного перевозчика.
— Вы нас с кем-то путаете. У "Трансаэро" не было подобных планов, я говорила лишь, что мы подумаем об этом. В январе 2014 года "Трансаэро" открыла перевозки по низкобюджетному классу "дисконт". Мы перекомпоновали 16 самолетов Boeing 737classic, чтобы получить одноклассную конфигурацию салона. За прошедшее время классом "дисконт" компания перевезла более 2 миллионов пассажиров.
Эти перелеты на сегодняшний день очень востребованы, особенно на внутрироссийских рейсах. Сейчас класс "дисконт" охватывает более 35 направлений, рейсы летают из московского аэропорта Домодедово и из Санкт-Петербурга.
— Как строится конкуренция с другими перевозчиками?
— Мы всегда выступаем за честную рыночную конкуренцию. "Трансаэро" предлагает пассажирам выгодные ценовые условия полетов по России и за рубеж. Однако цены на авиабилеты должны быть экономически оправданными, а не находиться за гранью себестоимости. Тогда не придется повышать эффективность за счет овербукинга.
— С чем было связано падение в марте 2015 года акций перевозчика в два раза до 94 рублей?
— В течение долгого времени динамика стоимости акций была устойчивой и отражала результаты деятельности компании. Но в конце февраля 2015 года было зафиксировано значительное снижение капитализации. На наш взгляд, распродажа бумаг носила явно спекулятивный характер и не соответствовала рыночным тенденциям. В связи с этим авиакомпания "Трансаэро" направила в ЦБ РФ запрос о расследовании причин падения акций, которое не было обосновано рыночными условиями. По итогам проверки регулятора мы опубликуем дополнительную информацию.
При этом динамика стоимости ценных бумаг стабилизировалась уже в середине марта. Позитивную роль сыграли такие объективные факторы, как успешное прохождение оферты по облигационному займу на 2,5 миллиарда рублей и стабильные операционные результаты первых месяцев 2015 года. Кроме того, я бы отметила и перспективы дальнейшей реструктуризации долговой нагрузки, а также прогнозы устойчивого долгосрочного развития компании.
— Из-за падения российского рынка многие зарубежные авиакомпании сокращают свои программы полетов в России. Некоторые перевозчики, такие как Delta, объявили о полном прекращении полетов. С чем вы это связываете? Как это поможет российским авиакомпаниям?
— Девальвация рубля привела к резкому повышению цен на перевозки, летать за рубеж россиянам стало очень дорого. Как следствие — снизился спрос, и многим зарубежным компаниям стало просто невыгодно сохранять в полном объеме свое присутствие на российском рынке.
Конечно, многие российские авиакомпании пострадали, но есть здесь и позитивные для нас моменты. Ведь ушедшие с конкретных направлений иностранные авиакомпании возили в основном наших соотечественников. Они оказались более подверженными кризису, что мы видим на таких направлениях, как Таиланд, ОАЭ, Германия, Австрия и другие. Например, на направлении Москва — Нью-Йорк после ухода Delta вообще остаются только российские авиакомпании.
Соответственно, услугами российских перевозчиков больше будут пользоваться иностранные пассажиры. "Трансаэро" уже отмечает растущий спрос на международные транзитные перевозки. Так что, мне кажется, ситуация, которая сейчас складывается на рынке международных авиаперевозок, может стать для российских авиакомпаний дополнительным подспорьем в преодолении кризиса.