— Алексей Владимирович, с чем "Аэроэкспресс" подошел к десятилетнему юбилею?
— Мы подошли к 10-летию с хорошими результатами. За это время по всем направлениям "Аэроэкспресс" перевез порядка 105 миллионов человек. Из них более 88 миллионов приходится на Московский авиационный узел. 2014 год − один из наиболее значимых в развитии "Аэроэкспресса" в силу сразу нескольких обстоятельств. Несмотря на наметившийся спад авиаперевозок в России, "Аэроэкспресс" продолжает стабильно работать в текущем году. Для примера скажу, что в прошлом году услугами нашей компании воспользовались 19,7 миллиона пассажиров. Для нас это очередной рекорд.
На стабильном уровне сохраняется и наша доля на рынке интермодальных перевозок МАУ. По итогам предыдущего года она составила 21,65% против 23,83% в прошлом. Снижение всего лишь на 2,18%.
В последние четыре года "Аэроэкспресс" приносит прибыль. Так, в 2014 году чистая прибыль компании составила 1,599 миллиарда рублей против 635 миллионов рублей за 2013 год. Выручка за отчетный период выросла на 20% и достигла 6,311 миллиарда рублей.
Большую роль в росте числа пассажиров играет повышение комфорта нашего подвижного состава. В период с 2008 по 2009 год мы полностью его обновили. Были запущены в эксплуатацию улучшенные электропоезда поколения АЭРО, изготовленные специально для "Аэроэкспресс" на Демиховском машиностроительном заводе.
В ноябре 2014 года первый шестивагонный двухэтажный аэроэкспресс, заказанный у швейцарского производителя подвижного состава Stadler Rail Group, прибыл с нового завода компании под Минском в Москву и был представлен столичному руководству и средствам массовой информации. В декабре 2013 года мы завершили реконструкцию депо имени Ильича в рамках первой очереди. И стали первым в России частным железнодорожным перевозчиком в пригородном пассажирском сообщении, самостоятельно обслуживающим и ремонтирующим свой подвижной состав. В рамках реконструкции был произведен капитальный ремонт всех помещений; было закуплено современное оборудование для ремонта поездов и обточки колесных пар. Отмечу, что депо было отремонтировано за счет собственных средств компании, общий объем инвестиций составил порядка 1,147 миллиарда рублей. В прошлом году мы практически завершили общестроительные работы второй очереди, в ходе которых депо было адаптировано для обслуживания двухуровневых поездов.
Отдельно я хотел бы остановиться на наиболее популярных инновационных сервисах, которые мы внедрили за последнее время. Мы сделали покупку билетов максимально удобной для пассажиров. Компания запустила обширную агентскую сеть по продаже билетов на аэроэкспресс по всей стране: более 800 точек продаж в 80 городах России, восемь ведущих отечественных авиакомпаний предлагают услуги по продаже посадочных талонов на аэроэкспресс вместе с авиабилетами.
У нас одна из самых передовых на транспорте система продаж – порядка десяти каналов: можно купить билет на сайте или при помощи мобильного приложения, сидя спокойно в поезде, через Wi-Fi, которым мы оснастили наши поезда в конце 2014 года, в кассах, в билетопечатающих автоматах, с помощью бесконтактной технологии Pay@Gate в одно касание, картой "Тройка" и т.д. Через электронные каналы продаж на текущий момент реализуется более 10% от общего количества билетов.
Кроме того, были осуществлены три крупных проекта в регионах в достаточно сжатые сроки: во Владивостоке к саммиту АТЭС в 2012 году, в Казани к Универсиаде в 2013 году, в Сочи к Олимпиаде.
На сегодня можно с уверенностью сказать, что за время своего существования компания "Аэроэкспресс" сумела превратить свой товарный знак в имя нарицательное, что удается только абсолютным лидерам.
— Какие дивиденды рекомендовал выплатить совет директоров "Аэроэкспресса" за 2014 год?
— 25% от чистой прибыли.
— Как отразилась на компании текущая экономическая ситуация? Какие меры принимаются для оптимизации расходов и повышения доходов? Не планируется ли сокращение персонала?
— Мы понимали, что 2015 год будет непростой и пассажиропоток аэропортов будет снижаться. А с учетом роста числа транзитных пассажиров и, как следствие, снижения количества потенциальных для нас клиентов, мы осознавали, что наш пассажиропоток в текущем году не будет расти высокими темпами, как это было раньше. С 2008 года мы увеличили количество перевезенных пассажиров до трех московских аэропортов более чем в 2,5 раза – с 6,5 миллиона до 16,6 миллиона человек в 2014 году.
Расти в среднем на 35% в год, к сожалению, постоянно нельзя. Поэтому у нас работает программа повышения эффективности. Мы приняли решение отменить в этом году индексацию заработной платы. Обычно индексировали ее в середине года примерно на уровень инфляции предыдущего года, что в среднем составляло 28 миллионов рублей. Мы посмотрели на мотивацию административно-управленческого персонала и решили снизить размер премии на 14%, не трогая при этом производственно-промышленный персонал.
В компании мы также работаем над снижением затрат по всем нашим видам деятельности и над увеличением выручки от неосновных видов деятельности.
— Учитывая непростую экономическую ситуацию и курсовые колебания, сохраняются ли планы "Аэроэкспресса" по инвестициям в ближайшие годы?
— Самый большой объем инвестиций у нас запланирован по проекту покупки двухэтажного подвижного состава. Контракт был зафиксирован изначально в евро. Естественно, постоянные колебания курса валют не могли не отразиться на реализации достигнутых ранее договоренностей. Мы обсуждаем различные варианты дальнейшего сотрудничества с коллегами из компании Stadler. Пока не принято окончательных решений. Возможно, сроки начала коммерческой эксплуатации немного сдвинутся. Но уже сейчас два поезда проходят комплексные испытания в подмосковной Щербинке и процедуру сертификации. В скором времени они выйдут на рельсы.
— Почему "Аэроэкспресс" отказался от реализации проекта по запуску скоростных электричек на Рублевку?
— Это в чистом виде пригородное движение. Поэтому нами было принято такое решение. Проект был передан коллегам в ЦППК. "Аэроэкспресс" в первую очередь специализируется на интермодальных перевозках по направлению город-аэропорт и обратно.
— Будет ли "Аэроэкспресс" оператором в Северном терминальном комплексе Шереметьево?
— Да, мы планируем реализовать этот проект. В данный момент он находится в стадии проектирования, и уже скоро можно будет говорить о планируемых сроках его реализации.
— Получил ли "Аэроэкспресс" ответ по своей заявке на выделение средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ)?
— Мы подавали четыре заявки на получение средств из Фонда национального благосостояния для проектов по покупке двухэтажных поездов Stadler, строительство новых терминалов и т.д на общую сумму 24,6 миллиарда рублей. Ответа пока нет.
— Если компания не получит этих средств, как она будет реализовывать указанные проекты?
— Либо за счет собственных средств, либо за счет кредитных ресурсов.
— Вы упомянули региональные проекты компании. "Аэроэкспресс" ушел из Казани, Сочи и Владивостока. Будет ли компания снова выходить на региональные рынки, например, к чемпионату мира по футболу в 2018 году?
— Самые крупные аэропорты в России – в Москве и Санкт-Петербурге. По нашим оценкам, с учетом того, что мы работаем в нерегулируемом секторе, прибыльная работа предполагается в том регионе, где пассажиропоток аэропортов составляет порядка 8-10 миллионов пассажиров. Это наши потенциальные клиенты, которые могут воспользоваться услугами аэроэкспрессов.
Если руководством Санкт-Петербурга будет принято решение о строительстве инфраструктуры в аэропорт Пулково, то мы, естественно, готовы подключиться и инвестировать в строительство собственного терминального комплекса.
— То есть в регионах с меньшим пассажиропотоком аэроэкспрессы не появятся?
— Мы работали в регионах, к сожалению, с убытком, который покрывали за счет прибыли в московском регионе. Инвестиции составили более 200 миллионов рублей по всем трем регионам. Эти средства были вложены в переоборудование подвижного состава, развитие системы продаж и т.д. Убыток от работы в этих регионах составил сотни миллионов рублей. Мы коммерческая организация. Работать постоянно в убыток мы не можем.
— Какой ценовой политики планирует придерживаться "Аэроэкспресс" в московском узле? Вам не кажется, что дорого платить 450 рублей за билет?
— Наверняка вы пользовались услугами подобных перевозчиков за рубежом. Цена на такси и стоимость проезда на поезде у них обычно различается в 2,5-3 раза. У нас эта пропорция примерно сохраняется. Мы ни на рубль не повышали минимальную стоимость проезда три года с 2011 по 2013 год. В 2013 году мы увеличили цену на 20 рублей. За четыре года увеличение цены составило порядка 7% при инфляции в 27-28%.
С начала текущего года произошло серьезное увеличение наших затрат. Постановлением правительства отменен льготный коэффициент на использование железнодорожной инфраструктуры. Дополнительные затраты только по этой статье в текущем году составят полмиллиарда рублей. К сожалению, нам пришлось принять непопулярное решение и повысить цены на ряд тарифов в январе этого года. В дальнейшем ценовая политика будет зависеть от развития экономической ситуации в целом по стране.
— Есть ли в планах "Аэроэкспресса" увеличить частоту курсирования поездов и сократить время в пути?
— В этом вопросе важно понимать, что сокращение времени в пути в большей степени зависит от общей транспортной инфраструктуры. В частности от того, что на железнодорожных путях существуют технические окна, помимо аэроэкспрессов курсируют также грузовые, пригородные электропоезда. И эти факторы необходимо брать во внимание. Мы усиленно работаем с ОАО "РЖД" над тем, чтобы развивать тактовое движение и сократить интервал движения поездов на ряде направлений до 15 минут. А именно, с 1 июня прошлого года изменился график движения поездов на Шереметьевском направлении. В часы пик аэроэкспрессы теперь курсируют каждые двадцать минут.
Напомню также, что на Домодедовском направлении появились два дополнительных рейса – в утреннее и ночное время. В ноябре 2014 года на участке интермодального сообщения Киевский вокзал — аэропорт Внуково были введены два дополнительных утренних рейса. Более того, на данном маршруте в дневные и вечерние часы пик нам удалось сократить интервал до 30 минут. Одновременно с этим не будем забывать еще о том, что с вводом двухуровнего подвижного состава, по нашим прогнозам, пассажировместимость аэроэкспрессов увеличится на 30-40%. Это внушительная цифра, которая позволяет нам в ближайшие годы рассчитывать на значительный приток новых пассажиров.
— Какой пассажиропоток прогнозируете по итогам года?
— Несмотря на выровнявшийся стабильный пассажиропоток аэропортов, число наших потенциальных клиентов снижается, потому что растет доля транзитных пассажиров. Благодаря мерам, направленным на улучшение транспортной ситуации, столичные дороги постепенно разгружаются и аэропорты становятся доступнее. Действительно, данный фактор так или иначе сказывается на нашей деятельности. Однако мы считаем, что это здоровая конкуренция, которая поможет улучшить качество сервиса "Аэроэкспресс". Мы убеждены в том, что доля пассажиров, выбирающих наши услуги и ценящих свое время, будет постепенно увеличиваться. Пусть и не быстрыми скачками. Ведь для нас качество всегда было важнее количества.
— Как компания планирует привлекать новых и сохранять существующих пассажиров в этих условиях?
— Нашими специалистами сейчас разрабатывается собственная программа лояльности. Она предполагает определенные бонусы, в том числе в зависимости от числа поездок. Детали будут нами озвучены чуть позже. Запустить программу планируем летом. Добавлю, что данный шаг – это результат совместной работы "Аэроэкспресса" и его потребителя. Мы клиентоориентированная компания, которая с момента своего основания всегда отталкивается от интересов пассажира. В связи с этим мы сочли необходимым вот такое тесное взаимодействие углубить посредством запуска системы индивидуальных взаимоотношений.
— Как "Аэроэкспресс" планирует развиваться в ближайшие, скажем, пять лет?
— В ближайшее время мы планируем сосредоточиться на работе в столичном регионе, совершенствуя инфраструктуру, тарифную сетку и расписание рейсов. Как я уже говорил, в 2016 году планируется полностью обновить подвижной состав. Таким образом, у компании появится суббренд "Аэроэкспресс Евразия" – так называются новые двухэтажные поезда.
Также ключевыми направлениями развития компании станут совершенствование системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение надежности работы и увеличение эксплуатационного ресурса технических средств. Вдобавок "Аэроэкспресс" намерен модернизировать корпоративную систему управления качеством и систему технического регулирования. В планах компании значится и повышение экономической эффективности деятельности "Аэроэкспресса".
В конце добавлю, что развитие системы оплаты билетов электронным способом – важнейшее направление "Аэроэкспресса" в ближайшие два-три года. Для пассажиров это просто, быстро и очень удобно, что полностью соответствует нашим принципам работы. Как показала практика, число пассажиров, использующих электронные сервисы оплаты, постоянно увеличивается. И это закономерно. Мы постарались создать своим пассажирам максимально удобные возможности для покупки билетов, позволяющие существенно экономить их время.