Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Игорь Насенков:
Мы создаем аппаратуру для перспективного космического корабля


28 апреля 2015 года Екатерина Згировская, РИА Новости


Крупнейший российский холдинг в радиоэлектронной отрасли — входящий в Ростех концерн "Радиоэлектронные технологии" — поставляет в Вооруженные силы России самые современные средства радиоэлектронной борьбы, в том числе и систему "Хибины". Именно "Хибины" год назад произвели фурор, когда, по данным СМИ, заглушили радары американского эсминца Donald Cook в Черном море, после чего экипаж подал рапорты об увольнении с корабля. Еще одним известным проектом концерна является авионика для истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Помимо систем РЭБ и авиационных радаров, КРЭТ разрабатывает оборудование для космонавтов и системы кибербезопасности, столь актуальные на сегодняшний день. О перспективных разработках, реализации программы импортозамещения и взаимодействии с зарубежными партнерами в интервью корреспонденту РИА Новости Екатерине Згировской рассказал первый заместитель генерального директора КРЭТ Игорь Насенков.

— Игорь Георгиевич, какие инновационные разработки сейчас ведутся в концерне?
— КРЭТ инвестирует значительные средства в развитие технологий (22,9 миллиарда рублей за 2014 год), в 2,5 раза превышающие чистую прибыль. С 2014 года концерн развивает пять перспективных проектов, некоторые из которых не имеют аналогов в мире. Например, система радиоэлектронной борьбы воздушно-космического базирования.
 
Главными нашими технологическими проектами в этом году стали испытания и подготовка к серийному производству бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС) для самолетов боевой авиации.
 
Стоит особо отметить перспективы развития новой технологии, основанной на использовании фотонных кристаллов.
 
Радиофотоника в обозримой перспективе будет определять вектор развития техники двойного назначения в мире. Благодаря ее внедрению уже к 2020 году мы планируем частично заменить существующие приемно-передающие устройства, радиолокационные станции, системы радиотехнической разведки и радиоэлектронного противодействия на принципиально новое оборудование. Технология откроет новые возможности для улучшения характеристик "умной обшивки" вертолетов и самолетов последнего поколения. С ее помощью экипаж сможет получать в любое время цельную радиолокационную картину в радиусе 360 градусов благодаря эффекту широкополосного радиовидения.
 
КРЭТ начал разработку комплексов бортового оборудования (КБО) для самолетов дальней авиации — защитников дальних рубежей нашей Родины.
 
В российскую армию поставляются современные образцы, некоторые из которых запрещено продавать за рубеж до 2020 года. Только за последние два года Минобороны передано девять принципиально новых типов комплексов радиолокационной разведки, управления и подавления, помимо этого в 2014 году КРЭТ завершил более 180 НИОКР в рамках ГОЗ, что означает появление в ближайшее время новейших технологических разработок.
 
Вооруженные силы получили новейшие комплексы индивидуальной защиты семейства "Витебск" для вертолетов Ка-52 и штурмовиков Су-25. Эти комплексы, разработанные входящим в КРЭТ "НИИ Экран", предназначены для защиты самолетов и вертолетов от зенитных ракет. Завершаются испытания других модификаций "Витебска" для транспортных вертолетов и самолетов.
 
Нижегородским НПО имени Фрунзе, входящим в КРЭТ, поставлены мобильные малогабаритные РЛС "Гармонь", которые уже были успешно опробованы во время проведения Олимпийских игр в Сочи. Установка обеспечивает обнаружение и сопровождение различных воздушных объектов, определение их государственной принадлежности, автоматическую выдачу трассовой информации на комплексы автоматизированных систем управления.
 
— Как планируется наращивать опыт в разработке радиоэлектроники в связи с необходимостью импортозамещения в РФ?
— Активно выделяются средства, которые расходуются в том числе и на модернизацию производства. Только в конце прошлого года в рамках программы импортозамещения наш концерн в рамках открытых конкурсов получил на эти цели более 5 миллиардов рублей.
 
При госзакупках безусловный приоритет отдается промышленной продукции российского производства при условии схожих качественных характеристик по сравнению с зарубежными аналогами. Это призвано обеспечить стопроцентное импортозамещение в ОПК в течение одного-двух лет и гарантировать повышение качества производимых и экспортируемых изделий военного и гражданского назначения.
 
У КРЭТ нет цели копировать импортные комплектующие, то есть делать импортозамещение по компонентной базе. Главная наша задача — реализовать функции, а не один в один воспроизводить всю номенклатуру.
 
Отмечу, что в сфере военного производства КРЭТ мало зависит от импорта и это наш большой плюс. Основные потребители концерна — это российские компании. А разработанные технологии входят в разряд оборонных.
 
Еще один плюс — это малая зависимость от импорта в производстве гражданской продукции. Импортных комплектующих для продукции гражданского назначения КРЭТ закупает немного, и они, как правило, диверсифицированы по рынкам закупок.
 
Через полтора-два года нам удастся производить такую продукцию, которая полностью придет на смену импорту. Речь идет о поставках для авиационной, судостроительной и космической областей.
 
— Кооперация с какими странами в настоящий момент развивается особенно успешно? По каким проектам?
— Мы развиваем разноформатное сотрудничество по различным направлениям и с оптимизмом смотрим на проекты, которые реализуем с нашими партнерами.
 
Так, концерн совместно с немецким партнером (компанией Rohde&Schwarz) запустил серийное производство радиоизмерительной аппаратуры (РИА) для автомобильной и аэрокосмической отраслей. Это стратегически важное направление, поскольку относится к ключевым факторам развития связи, навигации, телевидения, радиолокации, потребительской электроники.
 
Страны Юго-Восточной Азии проявляют большую заинтересованность в продукции КРЭТ. В частности, Индия рассчитывает, что концерн начнет производство модернизированных авиационных комплексов РЭБ экспортного образца в интересах ВВС, в том числе для их постановки на воздушные суда типа Су-30МКИ.
 
Летом КРЭТ представил проект совместного российско-белорусского предприятия "РЭБ Технолоджи". На его базе будет проходить модернизация, ремонт и техническое обслуживанием средств РЭБ, стоящих на вооружении России и Белоруссии.
 
КРЭТ заключил лицензионное соглашение с канадской компанией Esterline CMC Electronics о производстве доплеровских измерителей скорости и сноса (ДИСС) CMA-2012C для военной и гражданской техники. Оборудование будет выпускаться на базе входящего в концерн Ульяновского конструкторского бюро приборостроения (УКБП). ДИСС — бортовое радиолокационное устройство, предназначенное для автоматического непрерывного измерения и индикации составляющих вектора скорости, модуля путевой скорости, угла сноса и определения координат вертолета на основе использования эффекта Доплера.
 
В настоящее время ряд стран Северной Африки, Ближнего Востока, а также государств-участников СНГ проявляют заинтересованность в поставках современных мобильных комплексов и многофункциональных средств РЭБ.
 
Все это говорит о том, что продукция концерна отвечает высоким требованиям качества, а мы являемся надежными и эффективными партнерами.
 
— Расскажите про проект бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС), запускаемой в этом году КРЭТ? Как планируется ориентировать самолеты и технику без помощи ГЛОНАСС/GPS?
— Система БИНС построена на базе трех лазерных гироскопов и трех кварцевых акселерометров. Она способна определить местоположение любой техники автономно, без спутниковой навигации и связи с наземными службами. По своим техническим характеристикам система соответствует лучшим мировым аналогам и стоит на 40% дешевле. БИНС универсальна и может использоваться как на воздушной, так и на морской и наземной технике.
 
Концерном проводятся мероприятия по импортозамещению в части замены навигационных систем импортного производства на отечественные БИНСы. Например, в ближайшее время бесплатформенная инерциальная навигационная система будет установлена на военных самолетах МиГ-29, СУ-30СМ, Ил-96-300ПУ, а в перспективе и на гражданском лайнере МС-21.
 
— Как продвигается работа по созданию высокоинтеллектуальной авионики для учебно-боевых самолетов Як-130? В чем ее особенности?
— В конце 2014 года ВВС России получили три самолета Як-130 с модернизированным конструкторами КРЭТ бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО). Машины оснащены единым цифровым комплексом авионики и современными системами навигационного, пилотажного и боевого бортового БРЭО. Для самолетов Як-130 КРЭТ разработал комплексную систему управления с четырехкратным резервированием КСУ-130. Интегрированная цифровая система управления во взаимодействии с экипажем и бортовым оборудованием обеспечивает ручное и автоматическое пилотирование самолета. Мы продолжим модернизацию высокоинтеллектуальной авионики для этой машины, благодаря которой ЯК-130 стал более привлекательным как для отечественных, так и для иностранных заказчиков.
 
— Участвует ли концерн в модернизации истребителя-перехватчика МиГ-31? В чем особенности этой техники?
— Наш концерн осуществляет модернизацию различных видов истребителей, в том числе и МиГ-31, расширяя их боевые возможности. Если раньше самолеты этого семейства классифицировались лишь как дальние истребители-перехватчики, то новый МиГ стал многоцелевым самолетом. За счет модернизации эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза. Все это произошло благодаря новой авионике, улучшению эргономики кабины, а также улучшению системы управления вооружением.
 
Напомню, что основу системы управления вооружением МиГ-31 составляла радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решеткой "Заслон". Благодаря этому МиГ-31 стал первым в мире истребителем, оснащенным БРЛС с фазированной антенной решеткой, и оставался единственным таким серийным истребителем до 2000 года. Новая радиолокационная станция "Заслон-М" отличается от "Заслона" увеличенной антенной (до 1,4 метра в диаметре). Дальность обнаружения воздушных целей класса "истребитель" доведена до 320 километров, а дальность их поражения — до 280 километров. Бортовой радиолокационный комплекс обновленного МиГ-31БМ способен одновременно сопровождать до десяти воздушных целей. Истребитель может использовать ракеты класса "воздух-воздух", так называемые "умные бомбы", а также ракеты противорадиолокационного типа.
 
— Средства радиоэлекронного подавления разрабатываются в КРЭТ не только для авиации, но и для сухопутной и морской техники. Какая работа ведется в интересах ВМФ?
— Мы ведем разработки в области создания и изготовления радиоэлектронных средств для оснащения кораблей в интересах ВМФ РФ на протяжении многих лет. Среди них комплексы, предназначенные для обнаружения и анализа угроз кораблям различного водоизмещения от любых атакующих средств и принятия эффективных мер по их защите, радиоэлектронные комплексы, обеспечивающие обнаружение излучений самолетных, корабельных РЛС и радиолокаторов головок самонаведения противокорабельных ракет, а также автоматическую классификацию обнаруженных излучений и типов их носителей.
 
Помимо этого, мы проводим модернизацию противолодочных вертолетов Ка-27 авиации Северного флота, устанавливая новейшие комплексы бортовой авионики.
 
В частности, вертолет получает радиолокационную командно-тактическую систему (РКТС). В новую систему интегрируются бортовая РЛС типа FHA ("Копье-А"), а также радиогидроакустическая подсистема, магнитометр, аппаратура радиотехнической разведки и другие компоненты. Всего подобным образом предполагается модернизировать почти полсотни вертолетов Ка-27, состоящих на вооружении российского ВМФ.
 
—  В КРЭТ существует направление кибербезопасности. Что разрабатывается в этой области? Будет ли КРЭТ делать что-то для Национального центра управления обороной, в котором, как известно, вся аппаратура должна быть отечественной?
— Проблема информационной безопасности сейчас стоит особенно остро. Стремительный рост числа компьютерных атак обусловил усиление внимания руководителей и специалистов к информационному противоборству и информационной безопасности.
 
Мы ведем работу над развитием радиоэлектронных информационных технологий, защищающих программно-технические и радиоэлектронные системы, комплексы и средства от вредоносных информационно-технических воздействий. КРЭТ разработаны инновационные технологические продукты, позволяющие предотвратить компьютерные вторжения во все сферы человеческой деятельности — от управления транспортными средствами до конфиденциальности сведений, передаваемым по общедоступным каналам связи.
 
— Ведутся ли работы над новой космической техникой для использования на орбите?
— Да, такая работа ведется концерном. Наши специалисты разрабатывают систему отображения информации и ручного управления под названием "Нептун-МЭ", которая предназначена для контроля и оперативного управления бортовыми системами транспортного корабля "Союз-ТМА".
 
"Нептун-МЭ" представляет собой пульт управления с тремя процессорами и двумя матричными жидкокристаллическими экранами. Это глубоко модернизированная версия системы отображения информации "Нептун", созданной в 1999 году. Она разработана для космических кораблей серии "Союз-ТМА" с расширенным диапазоном антропометрических параметров экипажа.
 
— В проведении каких экспериментов на российском сегменте МКС используется аппаратура КРЭТ?
— На станции МКС эксплуатируется аппаратура, разработанная и изготовленная предприятиями КРЭТ. Это, например, пульты обеспечения выхода в космическое пространство (ПОВ) — c их помощью космонавт перед выходом в открытый космос проверяет параметры жизнеобеспечения скафандра, а также интегрированные пульты управления (ИнПУ), которые используются экипажем для наблюдения процесса стыковки космического корабля "Союз" к станции МКС.
 
В транспортном корабле "Союз" используется система "Нептун-МЭ", состоящая из пульта спускаемого аппарата ПСА-2Э-Ф732 и блока звукового сопровождения. Эта система установлена на корабле "Союз", который доставил очередную экспедицию на МКС. Пульт ПСА позволяет экипажу контролировать работоспособность систем объекта с отображением его параметров на двух цветных жидкокристаллических экранах и обеспечивает световую и звуковую сигнализацию о состоянии систем. На экранах пульта космонавты наблюдают в цветном телевизионном режиме процесс стыковки "Союза" со станцией МКС, а в ручном режиме причаливания осуществляют управление процессом по телевизионному изображению.
 
Кроме того, при доставке полезных грузов на станцию с помощью грузового корабля "Прогресс" в нем используется еще одна разработка предприятий КРЭТ — блок формирования изображения (БФИ-М), передающий через тракт корабля в центр управления полетом процесс стыковки корабля "Прогресс" со станцией.
 
— КРЭТ разрабатывает оборудование и компоненты для Центра подготовки космонавтов имени Гагарина?
— Для Центра подготовки космонавтов нашими специалистами разработаны десятки тренажеров для всех пилотируемых космических кораблей: от "Востока" до "Союза ТМА". По сути, они являются единственным наземным средством проведения генеральной репетиции космического полета. Каждый тренажер ТДК-7СТ представляет собой сложный полунатурный моделирующий комплекс, построенный с использованием полноразмерных макетов обитаемых отсеков транспортного пилотируемого корабля "Союз".
 
На комплексных тренажерах ТДК-7СТ разработки КРЭТ проходят экзаменационные тренировки космонавтов. Оцениваются навыки управления кораблем "Союз ТМА" на всех участках полета, включая стыковку и расстыковку с МКС, спуск с орбиты и приземление.
 
— Известно, что КРЭТ также создал приборы и датчики для новейшей российской ракеты-носителя "Ангара". Что это за оборудование?
— После подписания указа президента от 6 января 1995 года, определяющего создание ракетного комплекса "Ангара" как работу особой важности, Энгельсское опытно-конструкторское бюро "Сигнал" имени Глухарева было определено разработчиком и основным поставщиком датчиковой аппаратуры для измерения и контроля давления в системах телеметрического управления ракетными двигателями.
 
Участие специалистов ЭОКБ "Сигнал" имени Глухарева в проекте "Ангара" связано с программой по импортозамещению. В условиях прекращения поставок из Украины специалисты ОКБ в кратчайшие сроки разработали и начали серийную поставку на объекты наземной пусковой инфраструктуры российских аналогов: путевых взрывозащищенных переключателей типа ППВ-2С и ППВД-2С.
 
В рамках этой госпрограммы были также разработаны и серийно поставлены в срок приборы для измерения и контроля давления и в системах телеметрического управления ракетными двигателями типа ДД-КМ и 2ДД-КМ.
 
Всего по проекту "Ангара" только за последний год было поставлено более 500 приборов и 28 типономиналов датчиковой аппаратуры собственной разработки. Это ряд сигнализаторов (ДП-РС) перепада давления для спутников связи и российских сегментов МКС, датчики давления ДД-МП и ДАП-1-4000 для оснащения стартовых двигателей ракетоносителя "Ангара" и теплостойкие малогабаритные датчики 2МД-ТС и МД-ТС для телеметрических систем.
 
— Две ракеты этого семейства успешно прошли испытания в 2014 году, второй образец тяжелой "Ангары-А5" будет передан Минобороны в ноябре 2015 года. На нее уже установили ваши системы, на каком этапе сборка носителя?
— Для обеспечения запуска тяжелой ракеты "Ангара-А5", передача которой запланирована на ноябрь 2015 года, ЭОКБ "Сигнал" имени Глухарева уже поставило полный комплект датчиковой аппаратуры, его состав аналогичен предыдущим образцами "Ангары", но количество увеличено почти вдвое.
 
— Изготавливает ли КРЭТ какое-либо оборудование для нового российского перспективного космического корабля?
— Предприятия и КБ, входящие в КРЭТ, с самого начала космической эры участвовали в создании советских спутников и космических кораблей.
 
Это и техника для первого в истории корабля "Восток", и тренажеры для пилотируемых космических кораблей, и кабели для многих космических аппаратов.
 
КРЭТ изначально и в полном объеме участвует в проекте по созданию специализированной бортовой аппаратуры для перспективного российского космического аппарата РЭБ. Однако это закрытый проект.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8tMK
Курьер на час: http://courier.youdo.com/products-delivery/, в Москве.
Услуги проверенных юристов: https://youdo.com/lawyer/arbitration/, рекомендуем!
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/cars/manipulator/garag/ по этой ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer