- Игорь Геннадьевич, ноябрьское поручение президента РФ о создании Свободного порта Владивосток (СПВ) задало новый вектор перспективам развития Приморского края и города Владивостока. В обсуждение перспектив развития вовлечены широкие круги представителей бизнеса, промышленности, науки, транспорта Приморского края, в том числе и Международный аэропорт Владивосток?
- Совершенно верно. Международный аэропорт Владивосток (ОАО "МАВ") не мог остаться в стороне при обсуждении данного проекта, хотя изначально речь шла исключительно о морских портах города Владивостока. ОАО "МАВ" выступило с предложением включить в территорию Свободного порта Владивосток и аэропорт Владивосток. Предложение нашло поддержку краевых властей и вошло в проект Федерального Закона "О свободном порте Владивостока".
На том же этапе взаимодействия нами были предложены виды деятельности, осуществление которых в рамках Свободной экономической зоны (СЭЗ) в аэропорту может дать действенный эффект для развития Приморского края: пассажирские и грузовые перевозки, техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) ВС, сборочные производства, транспортно-логистическая обработка грузов и другие. В настоящий момент специалисты МАВ активно вовлечены в разработку, внесение предложений в проекты ФЗ: "О Свободном порте Владивосток", "О внесении изменений в Налоговый Кодекс РФ", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ о СПВ".
- Какова, на Ваш взгляд, значимость данного проекта для Международного аэропорта Владивосток и для Приморского края в целом?
- Внося предложения в проекты федеральных законов, мы принимаем во внимание не одни лишь интересы аэропорта, как отдельного предприятия, а в первую очередь интересы развития Приморского края. Мы понимаем, что будущее Международного аэропорта Владивосток неотрывно связано с успехами или неудачами региона, чьими воздушными воротами мы являемся. Этот подход отражен в работе по внесению предложений в проекты соответствующих ФЗ. Из наших предложений, которые уже включены в проекты ФЗ, хотел бы отметить: дополнения в Налоговый Кодекс РФ в части расширения перечня расходов для определения объекта налогообложения, а также предложения о безвизовом режиме для иностранцев, въезжающих в Приморье через аэропорт/порты Владивостока, и о приемлемом сроке действия СПВ.
Среди наших предложений, которые пока еще не нашли отражения в проектах ФЗ, это введение режима открытого неба в аэропорту Владивосток для иностранных авиакомпаний всех стран в рамках 3, 4, 5, 7, 8 свобод воздуха. Но мы не теряем надежду на то, что они будут включены.
- Какие проблемные моменты Вам бы хотелось отметить в проекте ФЗ о Свободном порте Владивостока?
- Работа в данном направлении, как правило, характеризуется целесообразностью и возможностью эффективного практического применения разрабатываемых норм.
В настоящей редакции проекта ФЗ о СПВ правительство Российской Федерации определяет перечень иностранных авиационных предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Свободного порта Владивосток. Причем не прописан механизм определения правительством данного перечня. Очевидно, имеется в виду использование существующего механизма межправительственных соглашений, когда на уровне авиационных властей РФ и отдельного иностранного государства достигаются индивидуальные договоренности о предоставлении права выполнять полеты по определенному маршруту.
Такой порядок, на мой взгляд, зарекомендовал себя как недостаточно эффективный, так как ведет к ограничению развития международных авиаперевозок.
Также в проект закладывается норма о том, что деятельность резидентов Свободной экономической зоны не будет подлежать обложению НДС, но действующий налоговый кодекс в этом случае обязывает возвращать в бюджет средства, возмещенные на этапе строительства. Это значительно удорожает строительство и, несомненно, даст негативный эффект.
Не менее важно отразить упрощенный механизм перевода земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности или иного специального назначения. Данная процедура необходима для получения эффективного механизма расширения территорий СЭЗ за счет прилегающих земель. Подобная практика использована в законах об Олимпиаде и Чемпионате мира по футболу.
- Какова мировая практика работы аэропортов на территории свободных экономических зон?
- Помимо вовлечения в работу, упомянутую выше, Международным аэропортом Владивосток предприняты ряд самостоятельных практических шагов, направленных на изучение опыта внедрения инструментов Свободных экономических зон в аэропортах мира на примере аэропортов Шеннон (Ирландия) и Дубаи (ОАЭ).
Справка: В аэропорту Шеннон в 1959 году создана первая в мире Свободная экономическая зона, которая в последующие годы стала локомотивом развития целого региона. В настоящее время СЭЗ "Шеннон" является высокоразвитым промышленным центром, в составе которого, в основном, высокотехнологичные предприятия. В зоне действуют более 100 иностранных фирм и трудится более 7 тысяч человек, объем ежегодного экспорта продукции составляет более 1 млрд долларов. 45 компаний из 100 – это представители авиа-космической отрасли.
Нам удалось наладить деловой контакт с управляющей компанией Свободной экономической зоны Шеннон (Shannon Group plc), благодаря чему мы планируем изучить наиболее эффективные механизмы СЭЗ на базе аэропорта, а после их изучения сформировать соответствующие предложения для реализации их уже в рамках Свободного порта Владивосток. В частности, более чем за полвека работы в Шеннон были испробованы на практике большое количество схем взаимодействия между резидентами, аэропортом, управляющей компанией, государством.
До 2012 года аэропорт Шеннон был частью Ирландской Государственной Аэропортовой Компании, а СЭЗ была в зоне ответственности регионального агентства по развитию Shannon Development. Это сочетание работало не очень хорошо. Аэропорт не контролировал свои собственные решения, и было плохое взаимодействие между аэропортом и агентством по развитию. В 2013 году аэропорт Шеннон вышел из состава DAA, стал самостоятельным, и был включен в состав части Агентства по развитию Свободного аэропорта Шеннон, отвечающего за недвижимость, включая Свободную Экономическую Зону Шеннон. Сейчас это одна компания – Shannon Group plc, которая отвечает и за аэропорт, и за Свободную экономическую зону Шеннон. Такое сочетание работает гораздо лучше. Компанией Shannon Group plc владеет государством, но она несет коммерческую ответственность, и государство ожидает, что она будет приносить прибыль.
- Игорь Геннадьевич, существуют ли планы по взаимодействию с какими-либо международными организациями, обладающими опытом работы в данном направлении?
- В свете будущих решений и практических действий, по формированию и дальнейшему успешному функционированию СПВ считаю важным установление тесных деловых взаимоотношений с Всемирной Организацией свободных зон (ВОСЗ, World FZO) с целью внедрения у нас разнообразных и наиболее эффективных механизмов мировых СЭЗ. Без установления тесных связей наша работа будет продвигаться методом проб и ошибок, а где-то будем "изобретать велосипед".
Международный аэропорт Владивосток на прошлой неделе получил приглашение принять участие в первой Ежегодной конференции ВОСЗ, которая пройдет в Дубаи 10-14 мая 2015г. В формате этого мероприятия будет возможность получить от мировых экспертов в области СЭЗ большое количество полезной информации. Программа включает и посещение Дубайских СЭЗ. Считаю, что участие в Конференции необходимо не только представителям аэропорта, но и Минвостокразвития и другим участникам работы по созданию СПВ.
Справка: World FZO – это некоммерческая организация, являющаяся ассоциацией свободных и особых экономических зон, объединяющая и ассоциации свободных зон и их пользователей со всего мира. Сегодня ВОСЗ насчитывает 155 участников из 40 стран.
- Каковы, на Ваш взгляд, дальнейшие шаги, которые необходимо предпринять для конкретной проработки основных концептуальных и правовых вопросов по работе СПВ?
- На наш взгляд, в дальнейшем необходимо сформировать рабочую группу, которая бы определила основные направления для работы по профильным подгруппам. В число профильных подгрупп могли бы войти подгруппы: по морскому транспорту, по наземному транспорту, по воздушному транспорту, по интермодальным грузовым перевозкам, по производству, по туризму, по торговле, по администрированию и управлению СПВ. На последнюю группу ляжет особая задача разработать концепцию взаимодействия внутри Свободного порта с облегченными административными процедурами по принципу "единого окна".
Рабочая группа должна ставить задачи, обозначать приоритеты, определять вопросы для проработки в подгруппах. Результаты работы в профильных подгруппах должны обсуждаться на уровне рабочей группы не реже одного раза в месяц. Рабочая группа должна активно взаимодействовать с теми, кто принимает решения по формированию законодательной базы СПВ.
Концепция СПВ будет сформирована после обобщения результатов работ в подгруппах. Возможно, появится несколько концепций, и будет возможность выбрать лучшую. В результате, концепция развития ("мастер-план") будет отражать максимально возможный желаемый уровень развития СПВ по направлениям, к которому нужно стремиться, в ней будет отражено, что хочет получить государство, при помощи каких механизмов желаемый результат может быть достигнут, а чего наоборот нельзя допустить. Содержание концепции должно быть внятным настолько, чтобы позволить выстроить прозрачную систему взаимоотношений внутри СПВ между резидентами, органом управления (координации), госорганами и т. п. Сформированная концепция должна пройти процедуру утверждения и стать публичной.
ОАО "Международный аэропорт Владивосток" выражает готовность участвовать в работе подгрупп по авиационному транспорту и по интермодальным перевозкам, как на правах члена рабочей группы, так и привлеченного участника.
В случае предоставления нам такой возможности среди первых задач мы видим изучение современных практик создания и функционирования СЭЗ на базе аэропортов в мире и анализ проблематики и достижений СЭЗ в мире за последние, как минимум, 10 лет. После этого необходимо будет проработать модели эффективного функционирования аэропорта Владивосток в рамках СПВ, определить роли аэропорта в новых транспортных цепочках СПВ и поиск способов формирования этих цепочек. В результате чего ОАО "МАВ" подготовит предложения по реализации конкретных механизмов СПВ на базе аэропорта.
Интерес ОАО "Международный аэропорт Владивосток" к этому вопросу, а также стремление включиться в работу, основаны на возможности скорейшего освоения имеющихся производственных мощностей аэропорта, которые при грамотной реализации механизмов СПВ, могут быть максимально задействованы, а объемные показатели по пассажиропотоку и грузопотоку могут быть увеличены в два-три раза без вложения дополнительных инвестиций.