Воздушные гавани сегодня платят деньги за использование аэродромов. Однако единый подход к формированию арендной ставки пока отсутствует. По данным газеты "Коммерсантъ", аэропорты Домодедово и Внуково поддержали документ Минтранса. Однако в Шереметьево уверены, что эта схема увеличит ставки аренды на 30%.
— А вы как относитесь к такому предложению?
— С одной стороны, желание сформировать единый подход для всех аэропортов нужно только поддерживать. Это правильное направление, потому что до недавнего времени у нас был совершенно непонятный дифференцированный подход к взиманию арендных платежей с аэропортов за пользование инфраструктурой, которая принадлежит государству. Однако даже есть аэропорты, которые не платят или не платили, просто не было с ними арендного договора. Но с другой стороны, все-таки здесь подход должен быть отчасти более детализированный. И просто подходить к вопросу с точки зрения количества взлетов и посадок было бы, наверное, неверно. Дело в том, что компаниям, которые эксплуатируют эти аэродромы, это имущество досталось в различном состоянии. Где-то аэродромы реконструированы, а где-то взлетно-посадочные полосы требуют достаточно много инвестиций для поддержания их в необходимом эксплуатационном состоянии. Здесь надо учитывать все факторы и подходить к этому вопросу все-таки более детально и смотреть, в каком состоянии эта инфраструктура, какого размера аэропорты, какой у них потенциал, какова, в конце концов, даже длина взлетно-посадочной полосы, потому что от этого зависит, какие самолеты они могут принимать, и какие ставки сборов они могут выставлять авиакомпаниям за пользование этой полосой.
— В Шереметьево говорят, что эта схема увеличит ставки аренды на 30%, возможно такое?
— Да, вполне. Дело в том, что обеспокоенность аэропорта Шереметьево ясна, это сегодня самый интенсивный аэропорт в России, по количеству взлетов и посадок он лидер. И пересмотр, введение этого единого подхода будет достаточно дополнительным серьезным бременем для аэропорта. К сожалению, другого инвестора, кроме как пассажир в гражданской авиации, нет, и тем или иным способом все это будет переложено на пассажиров, а значит, мы будем видеть включение этих дополнительных платежей в стоимость авиабилетов.
— Получается, Шереметьево будет платить больше, а Домодедово и Внуково, если не столько же, то, может быть, даже и меньше?
— Это необязательно, что они будут платить меньше или столько же, дело в том, что все аэропорты растут. И динамика меняется: то один аэропорт прибавляет быстрее, то другой аэропорт замедляется. Другое дело, что сегодня состояние инфраструктуры московских аэропортов более или менее равноценно, во всех аэропортах есть реконструированные полосы и во всех идут дальнейшие реконструкции и строительство новых полос, поэтому им переживать за свое будущее не стоит. А вот региональным аэропортам, небольшим аэропортам, аэродромам, конечно, придется серьезно затянуть пояса и как-то пытаться выжить уже в этой ситуации общего подхода.
— Получается, что в конце концов все равно мы с вами как авиапассажиры заплатим за все это?
— Несомненно, эти дополнительные платежи проинвестируем мы, пассажиры. Введение данных платежей не очень своевременно, в этой ситуации, когда у нас идет явный экономический спад, когда надо, наоборот, стимулировать пассажира, чтобы он летел, и снижать стоимость его перевозок, мы вдруг начинаем предлагать какие-то дополнительные платежи, которые явно только увеличат стоимость его перевозки и будут играть на понижение спроса.
— То есть и так у нас в авиаотрасли все не очень хорошо, пассажиропоток только снижается, и если билеты еще подорожают, то возможно дополнительное снижение?
— К сожалению, нет пока никаких предпосылок предполагать, что пассажиропоток вдруг начнет резко расти или он хотя бы стабилизируется. Увы, тенденция пока только к снижению, несмотря на то, что прогноз на зиму был хуже, чем в реальности, все равно он остается негативным. В этой ситуации надо, наоборот, максимально освобождать авиакомпании и аэропорты от каких-то дополнительных платежей, создавать для них льготные условия, чтобы они могли поддерживать приемлемый для граждан в нынешней ситуации уровень цен.
— А вы логику Минтранса понимаете? Ведь Минтранс наверняка осознает, какая сейчас ситуация в отрасли, почему он все равно выступает с этим предложением?
— Дело в том, что процесс был запущен давным-давно, и уже давно стоял вопрос создания единого механизма подходов к аренде имущества компаниями, управляющими аэропортами. Просто процесс так затянулся, что вот сейчас, пик его развития, попал прямо на кризис. А вообще, конечно, эту задачу надо решать, потому что совершенно несправедливо, когда одному аэропорту Росимущество выставляет один ценник, а другому аэропорту — другой ценник, и совершенно это непонятно, на какой математической модели и научной основе это рассчитано.