— Как экономическая ситуация в стране сказывается на пассажиропотоке аэропортов Краснодарского края? Наблюдается ли снижение?
— После снижения курса рубля мы увидели — и по своим аэропортам, и по другим российским — что люди стали намного меньше летать за рубеж и международный трафик снизился где-то на 40-50%. Так, аэропорты "Базэл Аэро" в первом квартале этого года на международных направлениях перевезли на 52% меньше пассажиров (около 130 тысяч человек) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Но чтобы понять картину в целом, нужно понимать психологию пассажира: человек все равно захочет отдыхать, а отдыхать он сможет, например, на юге России, в Сочи. Сочи сегодня — это, наверное, единственный город, который соответствует и ничем не уступает мировым курортам. Более того, это уникальное место в том плане, что ты можешь не только отдыхать на море, но и за короткое время переместиться с пляжа в горы. Поэтому Сочи сегодня беспрецедентный лидер по внутрироссийским перелетам.
Похожая ситуация у нас происходит с Анапой и Геленджиком. Мы общались с руководством обоих городов, они ожидают больше туристов, чем в прошлом году. Поэтому и мы ожидаем, что три наших аэропорта, находящихся в зоне отдыха россиян, получат приток пассажиропотока в этом году.
Что касается аэропорта Краснодара, то, несмотря на то, что на показатели имеет влияние политическая ситуация в стране, у него есть другой драйвер роста — это бизнес, бизнес и еще раз бизнес. Хотя иногда Краснодар используют как трансфер, чтобы добираться через него в Анапу и Геленджик. Если сравнивать цены на авиабилеты, то дешевле прилететь в Краснодар, взять машину и доехать до курорта.
Мы также видим, что изменилась схема пассажироперевозок на юг России. Уже появились пакетные предложения от крупных туроператоров, которые используют логистическую модель как в Анталии или Египте. То есть человека везут от двери до двери и он может ни о чем не беспокоиться. Это полноценное развитие уже не авиаперевозок, а пассажиропотока через туристические организации.
Вторая новинка этого сезона — запуск лоукостера "Победа", с приходом которого мы также ожидаем увеличение пассажиропотока. Если люди летят с рюкзаком на плечах, без баулов, им проще и дешевле организовать себе тур выходного дня и с помощью лоукостера попасть на курорты Кубани. Но тут нужно быть внимательными, читать условия авиакомпаний, чтобы потом не удивляться, если вас попросят оплатить за перевес багажа такую же цену, какую вы отдали за сам билет.
Что касается внутренних перевозок, по нашей группе аэропортов мы видим, что, как и во всей стране, они в плюсе (рост за первый квартал составил 3% — до 1,17 миллиона пассажиров — ред.), потому что Краснодарский край стал туристическим центром, даже туристическим эпицентром нашей страны, а также деловым центром.
— А если в цифрах? На какой пассажиропоток вы рассчитываете по итогам 2015 года?
— Пока у нас консервативно-оптимистичные ожидания. У нас есть плановая цифра: мы хотим увидеть рост пассажиропотока на 7% в этом году.
Сейчас трудно говорить о планах, потому что есть цифры, которые для нас самих являются шоковыми. Мы смотрим, сколько в Сочи заявилось авиакомпаний на полеты в летний сезон. Такие объемы сопоставимы с Олимпиадой, когда в одни сутки мы обслуживали до 23 тысяч пассажиров. В курортный сезон есть такие даты, в которые эти же олимпийские цифры становятся практически нормой. Но посмотрим, как это будет реализовываться во время сезона, поскольку авиакомпании, конечно, будут смотреть на свою загрузку, и, возможно, будут отмены заявленных рейсов.
— Наблюдается ли в кризис уход авиакомпаний из аэропортов Краснодарского края, в том числе иностранных?
— Если сравнивать с прошлым летом, то в этом году к нам не будет летать итальянская авиакомпания Air One Spa. С июня по октябрь 2014 года эта авиакомпания выполняла рейсы из Краснодара в Катанию один раз в неделю. На днях Росавиация отозвала у нее разрешение на выполнение полетов по этому направлению. Но это не значит, что у Краснодара не будет авиасообщения с Италией. В этом сезоне авиакомпания "Уральские авиалинии" будет выполнять рейсы в Римини.
Когда мы говорим о санкциях, надо понимать, что мы говорим о Европе. Но также важно понимать, что есть и другие регионы, которые никакого отношения к санкциям не имеют, и у них огромный потенциал.
Вы знаете, что в рамках режима "открытого неба" в аэропорту Сочи "Турецкие авиалинии" увеличили частоту полетов в Сочи до семи раз в неделю и планируют увеличение частоты до десяти… 20 марта аэропорт Сочи впервые принял чартерный рейс иранской авиакомпании Mahan Air из Тегерана. С июля 2015 года начнутся полеты в Сочи из Тегерана на регулярной основе.
Мы сейчас в активной стадии переговоров с четырьмя китайскими авиакомпаниями, чтобы соединить прямым авиасообщением Сочи и Пекин. Но надо учитывать специфику Китая и их отпусков, которые не очень длинные… Они в свои отпуска хотят посмотреть достопримечательности, это им важнее, чем полежать на пляже. Вы знаете, что китайцы не любят купаться в море?
— Нет, я не знала, это интересно…
— Мы тоже этого не знали. То есть им море как море не очень интересно. Что мы можем им предложить: рядом с Черным морем находится так называемый красный маршрут — те места, где бывал Сталин, этих мест очень много и в Сочи и в Абхазии. Для китайцев эти места имеют важную туристическую и историческую ценность. Кроме того, китайцы, конечно, хотят посмотреть, где проходила Олимпиада-2014. Таким образом, получается, что у них маршруты путешествия по России будут не прямолинейные, а стыковочные: им нужно посмотреть Москву или Санкт-Петербург, а затем прилететь в Сочи, пройтись по "красному маршруту". Из-за этой логистики немного сложнее все это организовать.
Также сейчас все больше и больше у нас начинают развиваться полеты в СНГ. Традиционно у нас хорошие связи с Ереваном (Армения), еще сейчас развивается ташкентское направление. Количество полетов в эти города будет увеличено.
— Вы упомянули режим "открытого неба" в аэропорту Сочи. Насколько он оправдывает себя?
— Режим "открытого неба" действует в Международном аэропорту Сочи с 19 октября прошлого года. Он снимает все ограничения на выполнение полетов иностранных перевозчиков в олимпийскую столицу, тем самым иностранные перевозчики могут совершать транзитные перелеты и брать на борт самолета в Сочи новых пассажиров. То есть теперь, чтобы летать в Сочи, не нужно договариваться между странами о полетах, соответственно, авиакомпаниям стало гораздо проще прилететь в Сочи.
Первыми режимом "открытого неба" воспользовались "Турецкие авиалинии", потом наверняка будут авиакомпании из СНГ, запускается тегеранское направление, по идее, должны прийти авиакомпании из Китая.
— А европейские?
— Европа стала бы летать и будет летать, если у них будет меньше всяких ограничений, связанных с политикой. Я думаю, что когда санкции ослабнут, Европа более активно включится в этот режим. Потому что после Олимпиады количество позитивных откликов о Сочи как о городе-курорте просто зашкаливает.
И еще один момент: например, Австрия, в частности Вена, более консервативна, аккуратно к этому подходит. Хотя у нас в проработке есть один немецкий маршрут, в рамках режима открытого неба в Сочи он может появиться. Кроме этого, ведутся переговоры с рядом перевозчиков СНГ и Европы о транзитных перелетах с посадкой в аэропорту Сочи. По нашим прогнозам, режим открытого неба позволит увеличить количество иностранных туристов в Сочи на 30%. Предполагается, что выручка аэропорта повысится на 200 миллионов рублей в год, а размер валового регионального продукта Краснодарского края будет увеличен на 3 миллиарда рублей в год. Еще одним стимулом к развитию авиаперевозок в режиме открытого неба может стать и введение в Сочи безвизового въезда на 72 часа и более.
— Режим открытого неба нужен только Сочи? Или в других кубанских аэропортах тоже стоило бы его ввести?
— Наверное, он был бы еще более применим к Краснодару. Потому что Краснодар — это центр деловой активности Краснодарского края, и по пассажиропотоку видно, что в крае это самый крупный аэропорт. Соответственно, режим открытого неба в Краснодаре точно сработал бы быстрее и более эффективно, чем в Сочи, поскольку здесь больше делового трафика. Краснодару это однозначно не помешало бы.
— Кстати, о Краснодаре. На каком этапе находится реконструкция аэропорта кубанской столицы? Когда мы увидим новый современный терминал?
— Жизнь краснодарского аэропорта делится на два блока: первый — реконструкция действующего аэровокзального комплекса; второй — строительство абсолютно нового. Реконструкция того, что есть, закончилась в июле 2014 года. Мы увеличили полезную площадь в два раза, а пропускную способность аэропорта — в три, до 1,7 тысячи пассажиров в час. У нас были планы к 2018 году сделать новый аэровокзал. Этот вопрос находится в проработке, потому что меняется не только ситуация с пассажиропотоком, но и финансовая. Мы видим, что кредиты становятся все менее доступны, а нам, чтобы строить такое сооружение, нужно получать нормальное инфраструктурное финансирование, где ставки намного ниже, чем в коммерческом бизнесе. Соответственно, нам нужно дождаться более спокойных времен, чтобы все это делать.
На сегодняшний день проект развития краснодарского аэропорта находится в стадии корректировки. Пока не определена форма работ: либо мы строим с нуля и все сразу, либо строим блоками и постепенно переезжаем. Второй вариант будет гораздо дешевле, но и гораздо дольше.
— Какой объем инвестиций необходим на реализацию этого проекта?
— Если мы сразу все строим, то это обойдется в 24-26 миллиардов рублей, а если блоками, то 10-12 миллиардов рублей.
— А по срокам? Успеете до 2018 года реализовать свои планы?
— Сейчас такие технологии, что должны успеть. Когда мы делали расширение действующего аэровокзального комплекса Краснодара, мы за четыре месяца построили одну часть, за четыре — другую. В России проблема не со стройкой как с процессом, а с получением всех разрешительных документов, согласований. Эта процедура очень долгая и сложная. В Краснодаре нужно учесть, где будут федеральные дороги, где муниципальные, где будет проходить высокоскоростная магистраль, где будет проходить экспресс, и будет этот экспресс в виде поезда или трамвая, как, в конце концов, город впишется в эту реконструкцию. Мы этим занимаемся уже около трех лет. Сейчас нам нужно понять вопросы финансирования, это самое главное на сегодня.
— На какой пассажиропоток вы рассчитываете по итогам реконструкции краснодарского аэропорта?
— По нашим оценкам, пропускная способность международного сектора аэропорта возрастет до 900 пассажиров в час, внутреннего — 1,5 тысячи пассажиров в час. Для примера — у аэропорта Сочи по внутренним линиям пропускная способность сейчас около 2,5 тысячи пассажиров в час.
— Аэропорт Анапы также ожидает реконструкция?
— Площадь терминала Анапы сейчас составляет 5 тысяч квадратных метров. Уже подготовлен проект его расширения до 11,8 тысячи квадратных метров, он уже согласован с акционерами и будет в скором времени направлен в Главгосэкспертизу. Строительство нового терминала планируется начать во втором квартале 2015 года.
Мы планируем после реконструкции увеличить пропускную способность аэропорта Анапы с 400 до тысячи пассажиров в час. Более того, новый аэровокзал здесь будет работать с рейсами внутренних направлений, а старый останется под международные перевозки. Этот проект наиболее реалистичный, быстрый и живой…
— …чем Краснодар?
— Проект аэропорта Краснодара действительно сложнее, там нужно решать очень много вопросов о логистике вокруг. В Анапе все уже давно решено, она компактнее, требует меньше денег, и там пассажиропоток уже перевалил за миллион, то есть это стабильно прибыльный аэропорт. Плюс, как вы знаете, близ Анапы начинается проект строительства моста в Крым — этот проект сопоставим с Олимпиадой, он также увеличит пассажиропоток аэропорта.
— Есть ли планы превратить аэропорт Геленджик в международный?
— Такие планы существуют. Для этого необходимо строительство нового терминала. Концепция уже проработана, она предполагает строительство нового терминала площадью около 7,5 тысячи квадратных метров и пропускной способностью 454 пассажиров в час, что почти в четыре раза больше, чем сегодня. В настоящее время обсуждается дизайн-макет. На 2015 года запланировано расширение инфраструктуры этого аэропорта — строительство двух помещений для аэропортовых служб.
— В прошлом году был запущены рейсы из Анапы в Крым. Насколько они популярны? Не планируется ли расширить частоту полетов с территории Кубани в Крым с учетом сложной ситуации на Керченской переправе?
— Они очень популярны — мы видим это по загрузке авиакомпаний. В прошлом году рейсы по этому направлению из Анапы ежедневно осуществляла авиакомпания "АК БАРС АЭРО". С 6 июня по 31 августа было перевезено около 8 тысяч пассажиров. В этом году на этом же направлении будет работать авиакомпания "Авиалинии Мордовии", полеты будут выполняться с конца мая по середину сентября — ежедневно.
— Сколько сейчас базовых авиакомпаний в аэропорту Краснодара? Будет ли увеличено это количество?
— Мы используем термин "базовый коллективный перевозчик". Это совершенно другая тема. Что вкладывается в это понятие? Мы создаем практически равные с Москвой условия для авиакомпании и обеспечиваем ей идеальное обслуживание — как по времени, так и по тарифам. То есть перевозчики получают некую базу, в которой им комфортно существовать, они переводят сюда на летний сезон одно количество самолетов, на зимний — другое. В пул базового коллективного перевозчика в Краснодаре входят "Донавиа", ORENAIR, "Уральские авиалинии" и "ЮТэйр".
Когда у вас коллективная система, удобно всем, потому что когда базовый коллективный перевозчик начинает летать, он начинает делать совместные стыковки. У нас в Краснодаре это началось с прошлого года, а в этом году этот процесс только усиливается. Такая же схема начинает работать в аэропорту Сочи. Именно благодаря этому мы стали региональной альтернативой Московскому авиаузлу.
— Планирует ли "Базэл Аэро" создание своей региональной авиакомпании в Краснодарском крае?
— Не планирует. Думаю, что в сегодняшней ситуации создать авиакомпанию с нуля вообще невозможно. Не помню, чтобы кто-то из аэропортовых групп что-то создавал. И я не вижу ниши для создания авиакомпании. Здесь, на юге России, я вижу другую нишу: между Сочи, Анапой, Геленджиком и Краснодаром могли бы летать небольшие самолеты и вертолеты — что-то наподобие авиатакси. На зарубежных курортах это давно есть — между островами, как такси, летают маленькие самолеты. И в Краснодарском крае есть для этого ниша.