— Поясните, пожалуйста, какие у вас есть данные, все-таки продает «Библио-Глобус» билеты «Трансаэро» или нет?
— Дело в том, что президент Российской Федерации заявил о необходимости прекращения продажи авиационных билетов в составе турпакетов. Естественно, Федеральное агентство по туризму сообщило всем участникам туроператорского рынка о том, что необходимо прекратить продажу авиационных билетов. Но хотелось бы сказать следующее и хотелось бы заявить о том, каким образом продаются билеты авиакомпании. Дело в том, что авиакомпании действуют исключительно на базе договоров, которые существуют с туроператорами, и туроператоры в рамках этих договоров перечисляют определенные депозиты или предоплаты авиакомпаниям. Поэтому продавать авиационные билеты без согласия или без того, что эти авиационные билеты выпускаются авиакомпанией, технологически невозможно.
Продажу авиационных билетов должны остановить в первую очередь сами авиакомпании. В данном случае авиакомпания «Трансаэро». Потому что тот же самый «Библио Глобус» действует на основании существующего договора с авиакомпанией «Трансаэро» и в рамках тех предоплат, которые были «Трансаэро» осуществлены.
— А разве «Трансаэро» еще не остановило продажи? По-моему, уже давно они прекращены.
— Технологически невозможно продавать билеты, если авиакомпания прекратила их продажу. Вот о чем речь, понимаете?
— Может, они продаются в каких-то пакетах или нет, или это вообще невозможно?
— Туристический пакет в себя включает авиационную перевозку, размещение, экскурсионное обслуживание, страховку. Авиационная перевозка в данном случае — совершенно отдельный вид пакета, это означает, что туристу, который заплатил за пакет, выдается билет, причем билет должен быть выдан в два конца, туда и обратно. Если авиакомпания билет не выдала, то туроператор продать турпакет не может.
— Ваша позиция ясна по этому вопросу, но все-таки если авиабилеты продаются, что в таком случае делать туристам, у которых на руках туры с билетами «Трансаэро»? Сдавать туры, менять их или ждать?
— Львиная доля туристических пакетов была продана до того, когда у авиакомпании «Трансаэро» начались проблемы. Это первый момент. Пик туристических перевозок приходится на 15 октября текущего года. Следующий момент: мы действительно выступаем за то, чтобы произошла все-таки остановка продажи авиационных билетов авиакомпании «Трансаэро». И это должна сделать либо авиакомпания «Трансаэро», либо Росавиация. У них для этого есть все возможные инструменты. Мы, со своей стороны, заявили туроператорам о том, что они не должны продавать авиационную перевозку в составе турпакетов. Мы это уже сделали.
— Но все-таки людям, которые купили, у которых есть эти билеты на руках, что им делать сейчас?
— Очень важно подчеркнуть, что у туристов должны быть билеты и туда, и обратно. Потому что в прошлом году было принято постановление правительства Российской Федерации о том, что турист, выезжающий за рубеж по линии туроператора, должен иметь билеты в два конца — и туда, и обратно. Это принципиально важно. Если у него на руках есть билет, то авиационная отрасль Российской Федерации его должна перевезти туда и обратно. Если турист улетел куда-то, и он находится за рубежом, у него есть обратный билет, ему тоже волноваться не нужно. Потому что его должны привезти обратно в Российскую Федерацию.
— Сейчас бежать сдавать эти туры, менять эти билеты не стоит?
— Если билет на руках, то не стоит. Относительно тех туристов, кто хочет купить, покупать ни в коем случае нельзя. Есть сомнения в том, что авиакомпания осуществит эту перевозку. Самое главное: и Росавиация, и авиакомпания «Трансаэро» должны прекратить продажу билетов, выписку билетов.
— Будет ли какая-то проверка туркомпаний, «Библио-Глобуса», если такие обвинения в его адрес звучат?
— Туроператор «Библио-Глобус» работает с авиакомпанией «Трансаэро» на основании договора. «Библио-Глобус» является кредитором авиакомпании «Трансаэро». Он в начале сентября заплатил порядка 7 млрд руб. авиакомпании «Трансаэро». Выписка билетов и передача этих билетов «Библио-Глобусу» осуществлялась авиакомпанией «Трансаэро». Технология построена именно так. Для того чтобы не появлялось новых обязательств перед авиакомпанией «Трансаэро», «Трансаэро» должна заявить о том, что она не выполнит эту авиационную перевозку. И она должна остановить продажу билетов. А дальше уже нужно разбираться, но «Библио-Глобус» в этом случае является кредитором авиакомпании. Авиакомпания ему должна деньги, а не наоборот, вот о чем речь. И это очень важно всем нашим уважаемым потенциальным туристам и гражданам страны понимать. Проблема возникла не у туроператора, проблема возникла, к сожалению, у второй крупнейшей авиакомпании нашей страны — у авиакомпании «Трансаэро».