Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Владимир Нестеров:
"Ракета улетела, я выполнил свою задачу"


16 января 2015 года Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Генеральный конструктор новейшего космического ракетного комплекса "Ангара" Владимир Нестеров покинул свой пост в Государственном космическом научно-производственном центре имени Хруничева (ГКНПЦ) практически сразу после ее успешного пуска. В ГКНПЦ его отставку подтвердили. О причинах своего ухода, а также о том, почему "Ангара" залетала только недавно, спустя более 20 лет после начала проекта, он рассказал в интервью корреспонденту "Ъ" Ивану Сафронову.

Владимир Нестеров
Нестеров Владимир Евгеньевич

Родился 1 июля 1949 года в Череповце. Окончил МАИ (1972), Военную академию имени Дзержинского (1978). Служил в управлении командующего военно-космическими силами. Полковник запаса.

В 1992 году пришел в Роскосмос (тогда — Российское космическое агентство). До 2000 года работал заместителем начальника управления средств выведения и наземной космической инфраструктуры, а затем возглавил это управление. В ноябре 2005 года назначен гендиректором Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева (ГКНПЦ). Принимал участие в создании ракетно-космического комплекса "Ангара", космической системы "Энергия-Буран", ракетных комплексов "Зенит", "Союз-2", "Протон-М". 31 августа 2012 года после аварии "Протона-М" был освобожден от должности по собственному желанию. Остался в ГКНПЦ в качестве первого заместителя гендиректора — генерального конструктора проекта "Ангара". 30 декабря 2014 года покинул ГКНПЦ по соглашению сторон.

Награжден орденами Красной Звезды, Почета, "За заслуги перед Отечеством" IV степени, медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени и другими медалями.

— По какой причине вы приняли решение покинуть Центр имени Хруничева?
 
— Когда я написал заявление об уходе с поста гендиректора предприятия после аварии "Протона" в 2012 году, то продолжил вести проект "Ангара" как первый заместитель гендиректора и генеральный конструктор. 23 декабря ракета улетела, я выполнил свою задачу, а потому больше не видел необходимости оставаться на предприятии. Не видело такой необходимости и новое руководство ГКНПЦ, поэтому 30 декабря ушел по соглашению сторон.
 
— Сколько лет на самом деле велось создание "Ангары"?
 
— Как начальник управления средств выведения я занимался "Ангарой" с самого начала, то есть с 1992 года, а с 2005 года, когда меня назначили генеральным директором Центра имени Хруничева, головного предприятия по этому проекту, я уже непосредственно нес персональную ответственность за его создание. Долгое время деньги на работы выделялись капельные: с 1992 по 2006 год мы получили менее 4% от общего объема. А первые хорошие деньги получили только в мае 2006 года, к ним еще тогда приплюсовался корейский контракт по созданию ступени для ракеты KSLV. В августе 2009 года универсальный ракетный модуль первой ступени "Ангары" уже полетел в составе корейского изделия. Поэтому все разговоры, что "Ангара" долго делалась, верны лишь отчасти: считай что за три с половиной года мы смогли выйти на летные испытания.
 
— Почему тогда первый старт "Ангары" состоялся лишь в 2014 году?
 
— Сначала планировалось осуществить первый пуск легкой "Ангары" в 2011 году, однако вследствие двух серьезных спадов по финансированию в 2009-2010 годах, когда по стране ударил кризис, военным (заказчиком ракеты выступает Минобороны РФ.— "Ъ") пришлось распределять деньги на более важные задачи. Мы не смогли выдержать набранный темп, поскольку вместо 6 млрд получили только 2 млрд руб. В связи с чем запуск был перенесен на 2013 год. Но очень тяжело было потом это все раскрутить заново, поскольку работы были практически остановлены, поэтому пуск и в 2013 году был отложен. Сергей Шойгу (министр обороны РФ.— "Ъ") взял лично под контроль вопросы "Ангары": каждый вторник он на селекторном совещании в обязательном порядке касался создания этого комплекса. Мало кто верил, что мы реально сможем осуществить пуск, но это произошло.
 
— Декабрьский пуск тяжелой "Ангары-А5" прошел полностью штатно?
 
— В момент подготовки ракеты к запуску были свои нюансы, но она улетела — и в моем понимании сделала это прекрасно. Полученная нами телеметрия показала, что работа всех систем прошла без сбоев.
 
— Когда ждать следующих пусков?
 
— Легкая "Ангара-1.2ПП" была опытным образцом: она состояла из блока первой ступени и третьей ступени "Ангары-А5". Что касается штатной "Ангары-1", то по ней сейчас проводится лабораторно-стендовая отработка, в 2016 году специалисты проведут огневые испытания, после чего пойдет подготовка этой ракеты как штатного носителя, характеристики которого будут соответствовать тактико-техническому заданию Минобороны. "Ангару-А5" по заказу военных планируется изготовить к ноябрю 2015 года. Конкретную дату пуска и полезную нагрузку будет выбирать Минобороны как заказчик.
 
— Какими видите перспективы еще более тяжелой "Ангары-А7"?
 
— В конфигурации без водородного двигателя второй ступени она сможет вывести 35 тонн полезной нагрузки на орбиту, это очень достойный показатель. Примут ли Роскосмос и Минобороны решение о ее создании, мне сказать сложно.
 
— Сколько площадок необходимо построить для Ангары?
 
— Военные не оставляют мысли о создании двух площадок под этот комплекс в Плесецке, но сообщить о принятии точного решения могут только они сами. На космодроме Восточный пока разговор идет о создании одного стартового стола.
 
— Во времена вашего руководства Центром имени Хруничева вы сознательно ушли от тематики космических аппаратов? Тот же спутник KazSat-2 вы делали сами, а KazSat-3 отдали на откуп "Информационным спутниковым системам имени Решетнева".
 
— Дело в том, что в то время у нас были серьезные проблемы с казахстанской стороной. Если KazSat-1 был заказан еще до моего прихода на предприятие в 2005 году и мы были обязаны выполнить контрактные обязательства, то, сделав второй аппарат этой серии, мы поняли, что KazSat-3 лучше пусть делает кто-нибудь другой, поскольку оба контракта оказались в итоге для Центра имени Хруничева экономически невыгодными. Вместе с тем создание спутников на предприятии не забрасывалось: например, нами был выигран конкурс и получен контракт на создание аппаратов "Обзор-О" (система спутников для оптико-электронного наблюдения наземных объектов.— "Ъ"). Но новое руководство предприятия, насколько я знаю, тематику спутникостроения развивать не собирается.
 
— В чем была причина столь высокой аварийности "Протонов" и разгонных блоков Центра имени Хруничева?
 
— У нас появилось два новых изделия — ракета "Протон-М" и блок "Бриз-М". Именно из-за ракеты аварии не было ни одной, все они были связаны с человеческим фактором (в частности, в 2013 году на одной из ракет монтажники установили важные датчики в перевернутом положении.— "Ъ"). При создании изделия всегда требовалась система контроля. Ранее на космическом производстве были зарплаты больше, чем во всем машиностроении. Туда шли самые лучшие люди, была трехуровневая система контроля: исполнитель — отдел технического контроля — военная приемка. После распада СССР мы стали жить в несколько ином мире: снизилась личная ответственность, расформирование военных представительств нанесло ощутимый удар по качеству изделий. То, что сейчас увеличен штат приемки, еще не значит, что сразу же будет всплеск качества, потому что опытные люди ушли, а новым нужно учиться не год и не два.
 
Что же касается разгонника "Бриз-М", то там все было гораздо сложнее: проблема крылась в двигателе, и только после третьей аварии мы до конца поняли, что там происходило. Мы не смогли сразу эту проблему поймать, поэтому и потребовалось столько времени.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBTvZj
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/dlv/km/, отзывы.
Смотрите здесь - http://courier.youdo.com/gifts-delivery/, варианты по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer