Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Медведев:
Тяжеловес идет на взлет


22 декабря 2014 года Наталия Ячменникова, Российская газета


На космодроме Плесецк завершают подготовку к первому запуску тяжелой ракеты-носителя "Ангара-5". Пуск испытательный, но сразу на геостационарную орбиту.

Именно с "Ангарой" Россия связывает самые серьезные космические перспективы. Не случайно создание этого ракетного комплекса объявлено задачей особой государственной важности. Что самое главное? Начало полетов "Ангары" позволит России запускать космические аппараты всех типов со своей территории и обеспечит независимый гарантированный доступ в космос. О том, как идет подготовка к пуску "Ангары-5" и в чем уникальность ракеты, рассказывает главный конструктор "Ангары", первый заместитель генерального директора ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева", доктор технических наук Александр Медведев.
 
Александр Алексеевич, как идет подготовка? Проблемы есть?
 
Александр Медведев: Проблемы были. Но удалось найти нестандартные решения, которые именно на этот момент позволяют уверенно говорить: машина готовится к запуску. Машина новая, тяжелый класс. Страна давно не делала такие.
 
Волнуетесь?
 
Александр Медведев: Конечно. Как всегда перед запуском любой ракеты. Но этот - особенный.
 
Будет ли выводиться на "тяжеловесе" полезная нагрузка?
 
Александр Медведев: Будет: в виде массо-габаритного груза. Обычно, когда испытываются даже самые последние версии ракет тяжелого класса, те же "Атласы", "Дельты", "Арианы", они выводятся просто на низкую орбиту. "Ангара-5" полетит сразу на геостационарную. Почему? Принято решение отработать сразу всю трассу полета. И это хорошо. Но, если честно, раз летим так высоко, я бы поставил реальный космический аппарат.
 
Насколько я знаю, все основные компоненты "Ангары" отечественные. А электроника?
 
Александр Медведев: В России есть серьезная программа по импортозамещению. Поэтому даже те элементы, которые сегодня еще вынуждены закупать за рубежом, скоро будут наши, отечественные. Не только по элементной базе, но и по другим составляющим. В частности, со следующего года шар-баллоны будут отечественные. Как ни странно звучит, санкции очень помогают: мы еще не успели сесть на "зарубежную иглу". Надо вернуться к собственному производству. И мы это быстро сделаем.
 
Много писали о том, что уникальность "Ангары" в ее модульности. То есть как в Лего, на одной основе можно собирать ракету из разного количества блоков: легкую, среднюю, тяжелую. Но ведь двигатели для нее тоже уникальные?
 
Александр Медведев: Да, такой модульности и такого широкого диапазона полезных нагрузок для семейства ракет нет нигде в мире. Это абсолютно точно. Только в России смогли так сделать: чтобы и легкий класс, и средний, и тяжелый - какой хочешь, такой и ставь. Об этом уже столько написано и наговорено. Но вы правы: двигатели, конечно, уникальные. Они очень близки к тем, что летали на РН "Энергия", "Зенит" и которые сейчас летают на американских "Атласах-5".
 
На "Атласах" стоят российские РД-180, а на "Ангаре" - РД-191?
 
Александр Медведев: Когда создавалась "Ангара", то одним из основных вопросов был как раз выбор двигателей. Не вдаваясь в подробности: я считаю, что РД-191 - один из самых лучших двигателей в мире. Я бы даже сказал, самый лучший для первых ступеней на экологических компонентах топлива - кислороде и керосине. Кстати, он еще и многоразовый, может использоваться до десяти и более раз.
 
Эксперты приводят цифры: стоимость производства тяжелой "Ангары" примерно в два раза выше, чем "Протона-М". А, по неофициальным данным, стоимость производства одного "Протона-М" без разгонного блока укладывается в 60-70 млн долларов. Есть ли возможность снизить цену в дальнейшем?
 
Александр Медведев: Знаете, нельзя сравнивать несравнимые вещи. Первые экземпляры того же "Протона" были намного дороже, чем сегодняшняя его стоимость. Известная закономерность, которая касается не только ракет, но и любой сложной техники: первое изделие всегда более трудоемкое и дорогое. Причем в разы. Стоимость уменьшается в зависимости от номера изделия. Скажем, для "Протона" цена снизилась примерно в два раза где-то к 50-му изделию и пуску. Причем для некоторых элементов - в 3-4 раза.
 
А как выглядят эти расчеты для "Ангары"?
 
Александр Медведев: Поскольку повторяются одинаковые модули, то она станет дешевле гораздо быстрее. Примерно уже к десятому пуску.
 
Означает ли ввод в эксплуатацию "Ангары", что программа ракет "Протон" будет сворачиваться?
 
Александр Медведев: Вопрос так не стоит. Но когда "Ангара" только начала разрабатываться, предполагалось, что в будущем она заменит "Протоны". Ведь у новой ракеты есть, помимо прочих, и такое важнейшее преимущество, как экология: вместо гептила у "Ангары" кислородно-керосиновые двигатели. У нас подписан договор с Казахстаном на проведение запусков "Протонов" с Байконура до 2025 года. Все свои обязательства мы выполним.
 
Сколько пусков "Ангары" будет делаться в год?
 
Александр Медведев: Это вопрос заказчика. У нас возможности очень большие: мы можем выпускать в год не менее десяти ракет тяжелого класса "Ангара-5" и даже больше.
 
Когда должен состояться первый старт новой ракеты с космодрома Восточный?
 
Александр Медведев: Я буду оперировать документами. В них записано, что первый запуск тяжелой "Ангары" с Восточного - 2021 год. В основном это связано с тем, что нужно построить огромную наземную инфраструктуру. На космодроме для "Ангары" будет отдельный стартовый и технический комплексы. Сейчас идут подготовительные работы, чтобы со следующего года начать строительство. Уже выданы соответствующие исходные данные, готовятся организационные документы и т. д.
 
Рассматривается ли вариант "Ангары" для пилотируемых запусков?
 
Александр Медведев: Решения пока нет. Но было бы странно, если бы такой носитель, с такими возможностями не выводил на орбиту людей. Это возможно для реализации и лунной программы, и межпланетной. Конечно, пилотируемая ракета - особая. Требуются дополнительные системы, в том числе в двигателях, для того чтобы обезопасить экипаж от аварийных ситуаций. Это касается не только ракетной, но и наземной части. Однако Хруничев несколько лет назад проработал возможность превращения этой ракеты для запуска космонавтов. Проделан большой объем работ, и мы не видим причин, чтобы из этой ракеты не сделать пилотируемую.
 
Это будет "Ангара-5"?
 
Александр Медведев: Скорее всего, да. Но, может, и "Ангара-3". В требованиях к пилотируемой ракете называются цифры от 14 до 20 тонн - это масса полезной нагрузки, которая должна выводиться на низкую орбиту. "Ангара-3" способна выводить 15 тонн, "Ангара-5" - 25 тонн.
 
Когда этот вопрос может быть решен?
 
Александр Медведев: Думаю, в ближайшее время. Решение будет принято исходя из стратегии развития отечественной космонавтики.
 
Есть ли уже техническое задание на разработку "Ангары" для лунной экспедиции?
 
Александр Медведев: Есть, в части выведения к Луне автоматических аппаратов и пилотируемых транспортных кораблей разработки РКК "Энергия".
 
Может ли быть создан сверхтяжелый носитель на базе "Ангары"?
 
Александр Медведев: Может, говорю однозначно. Покажу вам документ: об основных направлениях деятельности и перспективах развития космических средств разработки Центра имени Хруничева. Он был утвержден еще в 2005 году! Открываем страницу: "Ангара-А7" способна выводить на низкую орбиту 41 тонну, "Ангара-100" - 100 тонн. Когда люди хотят что-то сделать интересное, они делают. А когда это в силу каких-либо причин невыгодно, они говорят, что это нельзя сделать. Вот и все.
 
Тендер еще не объявлен на создание сверхтяжелого носителя?
 
Александр Медведев: Техзадание на разработку - это самый первый этап. Мы решили объединить свои усилия с еще одной ведущей организацией - ЦСКБ "Прогресс". Думаем, это правильно и сыграет на эффективность.
 
С какими иностранными ракетами будет конкурировать "Ангара-5"?
 
Александр Медведев: Как это ни странно звучит - со всеми. Нет в мире ни одного семейства ракет-носителей, который бы охватывал такой широкий круг выведения массы полезных нагрузок. И размерность двигателя РД-191 выбрана около 200 тонн, именно такая, чтобы можно было сделать и легкую ракету, и среднюю ракету, и тяжелую ракету. Таких аналогов семейств нет.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC6CM4
Курьер на час: http://courier.youdo.com/gifts-delivery/crr/dostavka-podarkov-kurerom/, смотреть тут.
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/arenda/samosval/, варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer