Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Олег Остапенко:
В октябре 2013 года положение дел на Восточном было уже критическим


11 ноября 2014 года Иван Сафронов, КоммерсантЪ


В 2013 году президент Владимир Путин дал старт реформе космической отрасли, отдав всю промышленность в ведение Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК). Функции государственного заказчика остались за Федеральным космическим агентством (Роскосмос). Его руководитель ОЛЕГ ОСТАПЕНКО рассказал корреспонденту "Ъ" ИВАНУ САФРОНОВУ о том, что за год изменилось в структуре ведомства, пояснил смысл проводившихся на предприятиях отрасли проверок и объяснил, почему космодром Восточный строится медленнее, чем должен.

"Отток кадров из агентства довольно существенный, и противостоять этому непросто"
 
— Вы возглавляете Роскосмос уже больше года. Что и для чего вы изменили в его структуре?
 
— В 2012-2013 годах президент и премьер-министр неоднократно указывали Роскосмосу на серьезные недостатки в работе всей отрасли. Прежде всего, проблемным было технологическое оснащение предприятий, низкий уровень организации управления и планирования. Страдала культура производства и — как следствие — качество продукции.
 
По этим направлениям мы и начали свою работу. Кардинально изменили структуру центрального аппарата, восстановили подразделения по реализации целевых задач, выстроили систему подчиненности и ответственности, то есть определили четкую вертикаль управления. Очень чувствуется нехватка персонала, особенно сейчас. Много проблем накопилось и в промышленности. Мы их решали самостоятельно с конца 2013 года и сейчас продолжаем эту работу уже совместно с ОРКК.
 
— Что должна сделать служба внутреннего контроля?
 
— На нас, как на главного распорядителя бюджетных средств в космической отрасли, возложены контрольные функции. В управлении финансово-бюджетного обеспечения и экономики работал отдел финансового контроля, состоящий из четырех человек. Выполнить все свои задачи в полном объеме он не мог. Не помогло и привлечение представителей предприятий.
Поэтому в Роскосмосе было создано внеструктурное подразделение — служба внутреннего контроля. В нее вошли сотрудники агентства, занимающиеся контрольной деятельностью на постоянной основе совместно с профильными штатными сотрудниками предприятий. Правильность принятого решения подтверждается конкретными цифрами. Но самое главное, эта служба помогает выстроить правильную систему работы.
 
— О каких результатах уже можно говорить?
 
— За четыре месяца своего существования Служба проверяла работу и центрального аппарата Роскосмоса и предприятий. Выявлены нарушения, послужившие основанием для передачи материалов в правоохранительные органы. По ним были возбуждены три уголовных дела и возвращены 16 млн руб. в госбюджет. Кроме того, служба предотвратила незаконное перечисление денежных средств на счета коммерческих организаций в размере более 700 млн руб. Думаю, что до конца года эта цифра достигнет 1 млрд руб.
 
— Служба внутреннего контроля получит доступ на предприятия ОРКК?
 
— Она создана, чтобы проводить проверки на предприятиях, подведомственных Роскосмосу. Если у корпорации возникнет потребность в ее услугах, то мы с Игорем Анатольевичем Комаровым (генеральным директором ОРКК.— "Ъ") определим порядок работ в интересах корпорации.
 
— Когда Роскосмосу была подведомственна вся ракетно-космическая промышленность, по вашему распоряжению провели проверки на трех самых проблемных предприятиях отрасли — Государственном космическом научно-производственном центре (ГКНПЦ) им. Хруничева, ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" и компании "Российские космические системы". Каковы их итоги?
 
— Проверки по вопросам финансово-хозяйственной деятельности на ГКНПЦ им. Хруничева и в РКК "Энергия" в 2011-2013 годах велись по графикам, утвержденным еще Владимиром Александровичем Поповкиным (экс-глава Роскосмоса.— "Ъ"). В ряде случаев были обнаружены существенные нарушения. Цель проверок, проводимых в 2014 году,— проконтролировать, устранены ли все замечания и нарушения.
 
— С чем связана проверка в "Российских космических системах"?
 
— Чаще стали срывать сроки поставки изготавливаемой бортовой аппаратуры, что срывало и график производства космических аппаратов ГЛОНАСС. С 13 мая по 11 июня 2014 года комиссия проверила деятельность компании за последние два года. Результаты показали систематические срывы сроков опытно-конструкторских работ и хода серийного производства изделий. Например, по отдельным видам бортовой аппаратуры для системы ГЛОНАСС срывы сроков поставок для головного предприятия в лице "Информационных спутниковых систем им. Решетнева" составляют до 24 месяцев, а задержки закупки электронно-компонентной базы достигают 15-18 месяцев с момента начала авансирования. Можно говорить и о массовом оттоке высококвалифицированных кадров. Надеюсь, нынешнее руководство наведет порядок на предприятии.
 
— Предприятия космической промышленности уже передаются ОРКК?
 
— Пока в корпорацию уже вошли 28 акционерных обществ. Всего будут переданы 56 организаций и предприятий.
 
— Когда к ним присоединятся предприятия, работающие в сфере государственного оборонного заказа?
 
— Часть компаний уже присоединилась — тот же Государственный ракетный центр им. Макеева. Московский институт теплотехники будет передан корпорации в 2016 году в соответствии с указом президента.
 
— Сколько организаций будут подведомственны Роскосмосу по окончании реформы?
 
— 38 организаций и предприятий — это отраслевые научные центры; крупные космические и инфраструктурные объекты, в том числе космодромы; Центр подготовки космонавтов; испытательные комплексы.
 
— Вас не беспокоит различный уровень зарплат в ОРКК и Роскосмосе?
 
— Безусловно. Отток кадров из агентства довольно существенный, и противостоять ему непросто. Если квалифицированному специалисту предлагают зарплату в разы больше, трудно не согласиться. Мы обратились с этим вопросом в правительство, и нам пошли навстречу — подняли премиальный фонд. Надеюсь, что в ближайшее время будут приняты дополнительные меры для решения этой проблемы.
 
"Проблем с "Ангарой" было много — и денежных, и управленческих"
 
— Каковы основные положения проекта Федеральной космической программы на 2016-2025 годы, разработку которой вы недавно закончили?
 
— Ее цель — поддержание национального космического потенциала на мировом уровне. При формировании программы мы учитывали приоритетные направления государственной политики. Это обеспечение гарантированного доступа России в космос со своей территории, развитие и использование космической техники, технологий, работ и услуг в интересах социально-экономической сферы, обороны страны, а также развитие ракетно-космической промышленности и выполнение международных обязательств. Планируются запуски автоматических космических аппаратов к Луне, Марсу, Юпитеру и другим небесным телам Солнечной системы, а также запуски пилотируемых комплексов к Луне.
 
В рамках новой программы планируется завершить строительство российского сегмента МКС, создание перспективной пилотируемой орбитальной инфраструктуры, включая развертывание работ по пилотируемому кораблю нового поколения для полетов к Луне, создание лунного взлетно-посадочного комплекса, межорбитальных буксиров, а также подготовка к развертыванию элементов лунной орбитальной станции и лунной базы.
 
В программный период будет обеспечено строительство и эксплуатация на космодроме Восточный космических ракетных комплексов легкого, среднего, а также тяжелого классов. Будет выполнен основной объем работ по созданию космического ракетного комплекса с ракетой-носителем сверхтяжелого класса.
 
Чтобы обеспечить научно-техническую и экономическую обоснованность принимаемых решений, в проекте программы введены три блока мероприятий. Первый — это комплекс научно-исследовательских работ, обеспечивающих предпроектные исследования и научное сопровождение опытно-конструкторских работ. Второй — комплексные системные исследования и прикладные работы общего назначения, а третий — проведение экспертиз, оценок и т. д. Итоговый вариант программы, согласованный со всеми заинтересованными ведомствами и Российской академией наук, планируется рассмотреть в ближайшее время.
 
— Пилотируемая программа является одной из самых затратных статей космического бюджета. Не задумывались над ее сокращением?
 
— Космонавтика — это вообще высокозатратная отрасль. Дороговизна пилотируемой космонавтики вызвана многими аспектами. Один из основных — обеспечение безопасности экипажа. Следующим шагом пилотируемой космонавтики будут полеты за пределы низких околоземных орбит, и я не думаю, что это будет дешевле нынешней программы... Но экономить нужно.
 
— Программа освоения дальнего космоса уже готова?
 
— В начале этого года мы представили председателю правительства консолидированные предложения Роскосмоса, госкорпорации "Росатом" и Курчатовского института о разработке долгосрочной программы "Освоение дальнего космоса". Дмитрий Медведев их поддержал. Было поручено подготовить решения, необходимые для начала работ. Премьер-министр обязал Роскосмос, "Росатом", Минфин и Минэкономразвития с привлечением РАН рассмотреть предложения о разработке долгосрочной программы. Сейчас проект программы "Освоение дальнего космоса" согласовывают в профильных ведомствах.
 
— Сколько космических аппаратов нужно изготовить до конца года?
 
— По программе — 18 космических аппаратов различного назначения. Их запуск будет осуществляться в соответствии с планом.
 
— Какие перспективы у проекта "Ангара", создание которого ведется уже почти 20 лет?
 
— Недавно успешно прошел первый пуск легкой "Ангары-1.2", на 25 декабря запланирован старт тяжелой версии ракеты — "Ангары-А5". В перспективе она должна будет заменить ракету "Протон-М", использующую токсичные компоненты топлива.
К сожалению, у ее разработки и строительства очень сложная история. Решение о создании комплекса было принято в 1995 году. Было много проблем, в том числе денежных и управленческих. Но самое главное — это то, что в процессе создания "Ангары" участвовали преданные своему делу люди, заложившие базу российской школы конструирования ракет-носителей.
 
— Сможет ли "Ангара" себя окупить? Эксперты сетуют на ее высокую стоимость при производстве.
 
— Пока "Ангара" собирается в режиме опытного производства, что значительно дороже серийного. Но у той же "Ангары-А5" большая степень унификации между 1-й и 2-й ступенями, кроме того, 3-я ступень унифицирована по двигательной установке с 3-й ступенью ракеты "Союз-2.1б". Это в будущем позволит снизить трудозатраты и, соответственно, стоимость всего изделия.
 
— Определен ли облик сверхтяжелой ракеты? Будет ли это "Ангара-А7" или какой-то другой вариант?
 
— Чтобы определить технический облик такой ракеты, сначала нужно ознакомиться с предложениями ракетостроительных предприятий. Такая задача поставлена. Предприятия отрасли и ведущие научные подразделения активно работают над этим. Скоро мы рассмотрим эти предложения на научно-техническом совете Роскосмоса. Далее в рамках Федеральной космической программы будет организована работа по последующему испытанию и созданию сверхтяжелой ракеты.
 
— На космодроме Восточный будет для нее площадка?
 
— Конечно, мы даже определились с местом.
 
"Главное, чтобы строители не усугубили ситуацию по срокам и качеству"
 
— Как сегодня идут работы на космодроме? В сентябре Владимир Путин заявил, что отставание по графику составляет от 30 до 55 дней.
 
— Да, действительно, на космодроме имеется значительное отставание в строительстве, что ведет к задержке монтажа уже изготовленного технологического оборудования и последующего его испытания как конечной цели первого этапа. Мы делаем все необходимое, чтобы помочь строителям ликвидировать отставание.
 
— Из-за чего возникло отставание в графике?
 
— С финансовым обеспечением проблем нет, все дело в организационной составляющей. Не хватает профильных специалистов, да и строителей как таковых. Для строительства космодрома, по нашим подсчетам, требуется порядка 15 тыс. человек персонала. На сегодня, по информации Спецстроя, на площадке работают не более 6,5 тыс. человек.
 
— Что делается для ликвидации отставания?
 
— Действительно, нужны были нестандартные решения. Положение было критическим уже в октябре 2013 года. Мы не имели детальных графиков строительства, изготовления и поставки технологического оборудования. Не существовало единого организационного документа; то есть с самого начала строительства, с 2012 года, работы велись хаотично, бессистемно, что и привело к той ситуации, которую мы имеем сегодня. Изначально в планировании строительства была допущена стратегическая ошибка: завершение строительства и проведение первого старта ракеты-носителя были спланированы на одно и то же время — конец 2015 года. Пришлось перенести срок завершения строительства с декабря на июль 2015 года, а также скорректировать срок завершения монтажа технологического оборудования, и все это увязать в единый график. Но, понимая, что потерянное время стандартным подходом не наверстать, мы приняли решение о параллельном монтаже технологического оборудования на объектах, которые еще не имеют полной строительной готовности. Благодаря этим и другим решениям выполнить первый этапа указа президента в установленные сроки реально. Сейчас главное, чтобы строители не усугубили ситуацию по срокам и качеству.
 
— Взаимодействие со Спецстроем налажено?
 
— Оно, естественно, существует, иначе бы стройка вообще не шла. Но, на наш взгляд, Спецстрой занимает не всегда конструктивную позицию. Я думаю, что в ближайшее время все проблемы будут решены.
 
— До 2015 года какие объекты должны быть построены?
 
— Все объекты — а их десятки,— которые обеспечат проведение подготовки и запуск космических аппаратов с космодрома.
 
— Как развиваете научные программы?
 
— В 2013 году мы подписали соглашение о создании космического научно-образовательного консорциума, в который со стороны вузовской и академической науки вошли 38 вузов, две академии и еще шесть образовательных учреждений, а со стороны Роскосмоса — 16 организаций отрасли. По моему поручению ЦНИИмаш разработал проект "Концепции программы по организации взаимного сотрудничества предприятий Роскосмоса и вузов на период до 2020 года". В ближайшее время этот документ будет утвержден.
 
Уже сейчас заключены соглашения с ведущими техническими вузами страны о проведении научно-исследовательских работ. Речь идет о выполнении конкретных проектов в интересах реализации федеральной космической программы. Вузовская наука участвует в фундаментальных исследованиях космоса, разработке программного обеспечения и моделирования сложных явлений и процессов, а также в вопросах перспективных технологий. Объем выделенных средств по линии вузов составляет около 340 млн руб. на 2014-2015 годы.
 
— Как санкции США и Евросоюза сказались на работе агентства и отрасли в целом?
 
— В соответствии с принятыми решениями, Роскосмос во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами уже несколько лет реализует плановый комплекс мероприятий по импортозамещению. Введение санкций ускорило эту работу.
По каждому конечному изделию нашей отрасли (к которым относятся ракеты-носители, разгонные блоки, космические аппараты и т. д.) разрабатываются планы мероприятий по их изготовлению в условиях санкций. Несомненно, реализация этой программы в более короткие, чем предполагалась раньше, сроки потребует дополнительных усилий. Но в целом можно отметить благоприятное воздействие санкций на отрасль: быстрее стали реализовываться мероприятия по сокращению номенклатуры материалов и комплектующих, унификации, внедрению новых технических решений. Быстрее будет сокращаться номенклатура конечных изделий с переходом на новые, более современные и эффективные образцы. В конце концов, это не только обеспечит независимость от зарубежных поставщиков, но и повысит надежность изделий при снижении их стоимости. Это повысит конкурентоспособность всей отрасли в целом.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer