Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Аркадий Сыроежко:
Вооружения для беспилотников в РФ нет, но тема обсуждается


13 октября 2014 года РИА Новости


Наряду с масштабным обновлением существующего парка военной техники в российской армии последнее время большое внимание уделяется разработке и внедрению беспилотных и робототехнических комплексов. Но, несмотря на амбициозные планы военного руководства страны, существует ряд проблем, которые необходимо решить для выполнения этой задачи. О перспективах создания беспилотных комплексов в России, об их боевых и разведывательных возможностях, о новых разработках в области воздухоплавания, о влиянии западных санкций на производство БЛА в РФ, а также других проблемах, с которыми сталкивается промышленность при выполнении возложенных на нее задач, в интервью РИА Новости рассказал директор программ по комплексам с БЛА концерна "Вега", входящего в Объединенную приборостроительную корпорацию, Аркадий Сыроежко.

— Расскажите вкратце о концепции создания беспилотных комплексов. Что она предполагает?
— В конце прошлого года были утверждены два основополагающих документа. Первый — концепция создания комплексов с БЛА на период до 2025 года. В его разработке приняли участие все заинтересованные организации при головной роли Концерна "Вега". Концепция прошла утверждение в пяти министерствах.
Вторую концепцию — применения беспилотной техники до 2030 года — разработали специалисты Минобороны РФ. Эти документы друг друга взаимодополняют. В настоящее время идет очередной этап формирования межведомственной комплексной целевой программы на 10 лет — с 2016 по 2025 год, где будут увязаны по срокам, задачам и средствам мероприятия военных и промышленности. Особое внимание в данной программе уделяется вопросам создания научно-технического задела и заблаговременной подготовки базы серийного производства БЛА, которые должны быть решены до начала полномасштабной разработки Иными словами, сейчас мы хотим заложить опережающий научно-технический задел.
 
— Есть ли какие-то проблемы с созданием и производством беспилотных комплексов в России?
— Конечно, если брать маленькие комплексы, то особых проблем с их серийным производством нет, по крайней мере, по заявлениям предприятий, которые ими занимаются.
Надо полагать, что производство больших комплексов, которые, например, разрабатывает ОАК, будет ориентироваться на мощности существующих авиастроительных заводов, а вот сегмент серийного изготовления БЛА малой и средней дальности — совершенно новая отрасль производства, которая лежит на стыке радиоэлектронной и авиационной промышленности, и достаточной базы такой индустрии в РФ просто-напросто не существует.
Минобороны неоднократно заявляло, что на закупку беспилотников всех типов будет выделено несколько сотен миллиардов рублей. А если такие огромные средства закладываются на серийное производство, то надо понимать, где, кто и как эти средства сможет эффективно реализовать.
 
У одного из предприятий "Веги", например, сейчас есть разработка комплекса с БЛА малой дальности. Мы уже заранее готовим мощности к его серийному производству.
По нашим оценкам, потребности Минобороны до 2020 года составят несколько сотен самолетов. Надо уже сегодня думать о том, как и где произвести заявленные объемы техники, в которой нуждается заказчик. Мы пошли на инвестиционный проект, и в следующем году запускаем цех по производству комплексов малой дальности в Рыбинске.
 
— Какие требования предъявляет заказчик к беспилотным комплексам средней и малой дальности?
— Конкретные тактико-технические характеристики формируются к каждому комплексу отдельно. К основным требованиям можно отнести эффективность решения поставленных задач, надежность и экономичность беспилотной техники.
 
— А какой тип беспилотников наиболее востребован среди ваших заказчиков?
— Сегодня есть большая потребность в беспилотных комплексах всех типов. Наиболее массовое применение получат разведывательные системы тактического звена, это комплексы ближнего действия и малой дальности (так называемые комплексы поля боя), так как у нас довольно много средств поражения в тактическом звене, не обеспеченных в достаточной степени целеуказанием. А современные комплексы с БЛА могут эффективно решать эти задачи. По мере создания БЛА средней и большой дальности они займут свою нишу в системе вооружения.
 
— А есть ли сейчас вооружение, предназначенное специально для беспилотников?
— Здесь тоже не без проблем. Современное авиационное вооружение создавалось для пилотируемой авиации по соответствующим массо-габаритным требованиям, а сейчас размеры беспилотников гораздо меньше самолетов. По имеющейся информации, за рубежом сейчас идет массовая разработка небольших средств вооружения специально для малогабаритной беспилотной техники.
Ни одного сертифицированного боеприпаса применительно для наших беспилотников в настоящее время нет. Диалоги идут о том, чтобы в больших беспилотниках использовать существующие боеприпасы. Я считаю, что это вещь перспективная, ее нужно развивать. Может быть, в рамках планирования развития что-то удастся сделать, но я еще раз повторюсь, что сначала нужно обеспечить необходимой информацией существующие средства поражения.
 
— Как вы оцениваете перспективы БПЛА "Чирок"?
— То, что было заявлено, это пока еще не полноценный беспилотный комплекс, а модель, которая прошла достаточно большой путь развития: это и продувка в аэродинамических трубах, и соответствующие расчеты, а сейчас идет полномасштабное изготовление опытных образцов. В экстремальных условиях применения он имеет ряд преимуществ по условиям взлета и посадки с необорудованных аэродромов и не требует специальной инженерной и навигационной подготовки аэродромов, как, например, БЛА "Сёрчера" и другие зарубежные его аналоги. К примеру, чтобы на новом месте начать использовать израильский "Searcher", нужна взлетно-посадочная полоса соответствующего качества и ее навигационная привязка с точностью до нескольких сантиметров.
 
— Сказались ли западные санкции на закупке комплектующих для беспилотников и готовых продуктов иностранного производства?
— По имеющейся информации, Минобороны в настоящее время иностранную беспилотную технику не закупает, и это не связано с санкциями. Безусловно, продолжается и, скорее всего, будет продолжаться закупка отдельных комплектующих.
Сегодняшние реалии таковы, что ни одна страна в мире не имеет полностью замкнутого внутреннего цикла производства систем вооружений, и в этом нет смысла. Нужна грамотная кооперация. Также нет смысла делать ставку только на импорт. Программа импортозамещения поможет обратить взор промышленности на свои недостатки и раскрыть имеющиеся внутренние резервы. Да, будет трудно, но мы решим эту проблему. Санкции заставили работать эффективнее, что неизбежно должно дать соответствующий результат.
 
— Недавно узнал, что сейчас рассматривается вопрос о создании беспилотников из пластика с целью уменьшения заметности для радаров. Это действительно так?
— Начнем с того, что не из "пластика", а из конструкционных композиционных материалов. "Вопрос о создании из пластика" не рассматривается, а речь идет о расширении доли композитных материалов в конструкции БЛА. Но я бы лучше материалы для изготовления планеров разделил на металл и не металл. Использование композитных материалов для снижения заметности это великий плюс, но оно имеет и свои минусы.
Требования к эксплуатации, например,углепластика, очень жесткие, а цена вопроса очень высокая. Есть еще и другие композиты, менее дорогие и простые в эксплуатации, но там тоже есть определенные нюансы. Сочетание металлических конструкций и композитов дает оптимальные решения для конкретных задач.
 
— Какими еще перспективными направлениями вы сейчас занимаетесь?
— Мы занимаемся не только беспилотной тематикой, но также еще работаем над созданием воздухоплавательной техники. Она включает три вещи: привязные аэростаты, дирижабли и свободные аэростаты. Сейчас мы вышли на госиспытания перспективного привязного аэростатного комплекса. Он способен в рабочем состоянии длительно находиться на больших высотах без подполнения запасов инертного газа, других расходных материалов и источников энергии. Вообще-то, он разработан для обеспечения связи, но может использовать и другие виды полезных нагрузок.
 
— А в чем преимущество этих средств?
— Преимущество воздухоплавания в продолжительности непрерывного решения задач и цене вопроса. Если самолет летает несколько часов, беспилотник — один —два дня, то здесь, при освоенных предприятиями Концерна "Вега" новом поколении тканей оболочек и технологий их сварки, речь может идти о месяцах активного функционирования на высоте. По сравнению с космическими средствами, пилотируемой и беспилотной авиацией стоимость использования 1 кг полезной нагрузки на воздухоплавательной технике существенно ниже.
 
Мы также разработали маленький беспилотный дирижабль. Он еще, конечно, пока готов не полностью, но уже летает, управляется по радиоканалу и передает информацию на землю. После завершения его испытаний дирижабль будет предложен вниманию потенциальных заказчиков из силовых ведомств и гражданских компаний.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer