Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Симоне Менне:
Интервью — Симоне Менне, первый заместитель гендиректора Lufthansa по финансам


30 августа 2013 года Екатерина Соболь, Ведомости


Первый заместитель гендиректора Lufthansa по финансам Симоне Менне в интервью «Ведомостям» разрушает авиационные предрассудки: замедление темпов роста — признак стабильности, а не кризиса, авиация — уже не убыточный бизнес, а приносящий неплохие дивиденды, уверяет она. И главное, авиакомпания — стратегический актив, но не обязательно он должен контролироваться государством.

— Сейчас некоторые российские авиакомпании планируют размещение на международных торговых площадках. Как Lufthansa выходила на биржу? Как проходила ее приватизация?

— Размещение состоялось около 15 лет назад. На тот момент авиакомпанией полностью владело немецкое правительство. Это было очень удачное размещение. Государство полностью вышло из состава наших акционеров. Хотя и продолжает регулирование этой отрасли — есть правило: 50% авикомпании по-прежнему должно принадлежать немецким гражданам или юрлицам. Сейчас самое большое количество наших акционеров — среди американских инвестфондов. Эти финансовые институты владеют порядка 10% нашего акционерного капитала. Остальное — лоскутное одеяло, которое торгуется на иностранных площадках, принадлежит сотрудникам, компаниям. Наши акции — очень ликвидный актив. Большинство аналитиков считает, что акции Lufthansa недооценены и имеют высокий потенциал к дальнейшему росту. Эксперты рынка отмечают, что программа SCORE (программа мер, направленных на повышение финансовых результатов компании и ее устойчивости к внешним факторам. — «Ведомости») — очевидно, правильное решение для компании, и мы успешны в реализации этого проекта. Стоимость акции увеличилась на 85% с марта 2012 г. (SCORE была внедрена в начале 2012 г. — «Ведомости»).

— Получается, раз немецкое правительство полностью вышло из числа акционеров компании, оно не считает актив стратегическим?

— Я бы так не сказала — не случайно упомянула требование, чтобы минимум половина авиакомпании находилась в Германии. То есть власти хотят, чтобы перевозчик оставался в стране.

— В течение последних лет Lufthansa сделала крупные приобретения — Swiss, Austrian Airlines, Brussels Airlines. Финансисты с сомнением относятся к этим вложениям: европейский рынок стагнирует, появляются первые признаки кризиса, лучше вкладываться в развивающиеся рынки — Азию, Индию. Чем интересны европейские авиакомпании?

— Конечно, инвесторы предпочитают максимальную отдачу от своих инвестиций. Там, где есть потенциал роста на новых рынках. Однако если взглянуть на Европу, то мы наблюдаем рост дисциплинированности авиакомпаний. Взгляните, если потенциал роста исчерпан, высокая производительность труда достигается не экстенсивными методами, за счет агрессивного увеличения интенсивности авиаперевозок, а за счет сокращения издержек, оптимизации бизнеса. Если посмотреть на авиакомпании EasyJet, Ryanair, то даже они уже не так быстро расширяют свою сферу влияния, ставят новые маршруты. Но медленные темпы роста еще не означают преддверия кризиса. Это стабилизация. Хотя отчасти вы и правы: в таких странах, как Италия и Испания, крупные компании выходят из бизнеса.

— А что значит «дисциплинированность» компаний?

— Поскольку вы задали вопрос по оптимизации затрат, у нас большой фронт для этого. И цель наша — в первую очередь повысить доход компании. Мы ставим себе планку — увеличить выручку от авиационной деятельности на 1,5 млрд евро (в 2012 г. составила 16,3 млрд евро), поэтому мы ввели программу SCORE, позволяющую оптимизировать нашу работу. У нас в группе ведь не только авиаперевозки, но и другие направления: кейтеринг, техническое обслуживание, IT-услуги, консалтинговые услуги. На все подразделения мы смотрим с точки зрения оптимизации их операционной деятельности. Мы не можем обойти стороной вопрос об увеличении наших оборотных средств. В том числе и цены билета. Мы занимаемся вопросом стандартизации — приведения стандартов деятельности к тому уровню, чтобы они гармонично действовали. Мы улучшаем наши практики бухучета. Кроме того, мы оптимизируем сейчас трафик внутри Евросоюза: смотрим, какие рейсы наиболее эффективны, а какие — не очень, оптимизируем маршрутную сеть. Маржинальность всех наших подвидов деятельности, безусловно, меняется. Это не постоянная величина. Отличные показатели в прошлом году продемонстрировали наши сервисные подразделения (Lufthansa Technik, LSG SkyChefs, IT Services, Cargo). Выручка Lufthansa Technik, подразделения, занимающегося техническим обслуживанием лайнеров, достигла 4,013 млрд евро, показатель EBITDA вырос на 30% по сравнению с прошлым годом — до 491 млн евро. Выручка кейтерингового подразделения составила 2,503 млрд евро (рост в 8,9%), EBITDA — 214 млн евро (рост в 45,6%). Выручка IT-подразделения составила 609 млн евро (что показало рост на 1,7%), EBITDA — 76 млн евро (рост на 31%). При этом показатели всех авиалиний Lufthansa Group составили 23,56 млрд евро выручки (рост на 5,7%), EBITDA — 1,85 млрд евро (рост на 11%). Рынок авиаперевозок сильно пострадал от высоких цен на авиатопливо. Это означает меньшие доходы. Сейчас ситуация улучшается, перевозки восстанавливаются. Благодаря тому, что у нас много бизнесов, мы добиваемся большей стабильности. Так что, когда кризис и растут цены на топливо, мы «спасаемся» за счет нашего сервисного сектора. Когда же ситуация позитивная, мы именно из авиаперевозок черпаем большую часть своей прибыли. Такое лавирование, умение планировать и есть тот самый немецкий порядок и дисциплина.

— Каков баланс между собственными и заемными средствами в структуре операционных расходов вашей авиакомпании?

— Lufthansa имеет очень высокий инвестрейтинг. Она — одна из трех авиакомпаний с высоким инвестиционным уровнем по версии Standard & Poor’s. Lufthansa — авиакомпания с самым высоким кредитным рейтингом в Европе и одна из четырех авиакорпораций в мире, имеющая высокий инвестиционный уровень. Здесь учитывается масса параметров: денежный поток, уровень чистого долга. Показатели операционной прибыли у нас хорошие — 524 млн евро в 2012 г. В 2013 г. мы тоже ожидаем хороших результатов. Стоит отметить, что в этом году нам очень помогает, что у нас почти 90% парка находятся в собственности. Из них две трети не обременены никакими обязательствами. Такая стратегия позволяет добиться достаточно высокого уровня стабильности и гибкости. Например, в прошлом сезоне на 6% упал спрос на грузовые перевозки. И благодаря тому, что за самолеты не нужно было выплачивать лизинговые платежи, мы безболезненно поставили их на прикол, сэкономив и продолжив стабильно получать прибыль.

— С какими результатами Lufthansa завершила прошлый год?

— Выручка нашей авиакомпании, а также ее прибыльность сокращаются. В последние несколько лет картина выглядела следующим образом: доход Deutsche Lufthansa AG составил 30,14 млрд евро в 2012 г., в 2011 г. — 28,73 млрд евро, в 2010 г. — 26,46 млн евро. Прибыль в 2012 г. достигла 524 млн евро, в 2011 г. — 820 млн евро, в 2010 г. — 1,020 млрд евро. Тем не менее мы продемонстрировали лучший результат, чем наши прямые конкуренты — British Airways, Air France. Возможно, это связано с тем, что Lufthansa провела масштабную реструктуризацию бизнеса. Мы сократили свой процент акций в системе продаж Amadeus с 7,61 до 4% — решили, что этот актив для нас уже не является стратегическим. Вырученные средства (307 млн евро) мы разместили в нашем пенсионном фонде. Мы также приняли решение не выплачивать дивиденды, поскольку реинвестировали средства в развитие компании. Наши акционеры отнеслись к этому с пониманием. Каждый, кто держит акции, должен быть заинтересован в том, чтобы компания была прибыльной.

— Забастовки профсоюзов отразились на финансовых результатах авиакомпании?

— Разные группы пытаются защитить свои интересы и получить преференции, это нормально. У нас есть большой опыт решения проблем с забастовками. Мы с этими ситуациями достаточно успешно справлялись и продолжим это делать. Если говорить о забастовках, которые не внезапные, объявленные, у нас очень эффективно получается подготовиться к ним, мы успеваем информировать наших пассажиров о возможных задержках при планировании поездок. Кроме того, мы вводим сезонный подход к нашему бизнесу — в пиковые сезоны, когда самый большой поток пассажиров, мы планируем наше кадровое расписание так, чтобы не было недостатка в рабочей силе. В течение высокого сезона персонал работает сверхурочно, в течение низкого — работает меньше положенного времени. Летом мы также можем дополнительно нанять кабинный или наземный экипаж на короткий промежуток времени.

— В России говорят, что стать миллионером просто: нужно быть миллиардером и купить авиакомпанию…

— За все время существования авиаотрасли денег было заработано, действительно, не так много. Многие сожгли деньги, не создав никакой добавочной стоимости своим авиакомпаниям, огромное количество обанкротилось. Но, тем не менее, эти нюансы не могут заставить нас отказаться от цели сделать все предприятия группы высокомаржинальным бизнесом. То, о чем вы говорите, было философией авиакомпаний прошлого: купить больше самолетов, поставить рейсы на большее количество маршрутов, а потом — будь что будет. Но все-таки авиация — это не романтика, динамика, а бизнес в первую очередь.

— Но особенный бизнес?

— Вы правы: очень интересный и динамичный, но и сложный, конечно. Ты находишься в космополитичной среде. Приходится взаимодействовать с клиентами из разных стран с различной ментальностью. Эмоциональный аспект этой работы для меня очень привлекателен. Ну и, кроме того, это очень технологичный инновационный сектор. Он никогда не стоит на месте, он развивается и обгоняет время. Сама вот эта динамика захватывает. Я пришла в авиакомпанию из американской компании, которая была смесью ритейлового бизнеса. А с Lufthansa меня связывают 24 года. Наверное, потому, что это интересная работа. Здесь гигантские возможности для саморазвития. Я работала в Лагосе, Лондоне, в Париже, в ряде отделений в Германии и вот теперь — в Берлине.

— Насколько российский рынок интересен для Lufthansa?

— Он имеет большой потенциал. Идет активный переход на новые рельсы, обновление технологий, новых самолетов, рано или поздно не исключено, что мы будем конкурировать с российскими авиакомпаниями на равных. Могу отметить три таких аспекта: огромный потенциал роста, он готов к инновациям (российские пассажиры сейчас активно всеми ими пользуются, находятся в авангарде). Кроме этого, российский пассажир очень требовательный, он нуждается в перевозках премиум-класса. Lufthansa, кстати, с гордостью может заявить, что первый класс Lufthansa получил наивысшую оценку — пять звезд в рейтинге Skytrex, влиятельной британской консалтинговой компании, специализирующейся на изучении качества услуг игроков авиационного рынка. Мы, пожалуй, единственная компания на Западе, которая может этим похвастаться.

 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer