Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Анатолий Геращенко:
На МАКСе представим платформы для марсоходов и микроспутники


23 августа 2013 года Анна Юдина, Михаил Конев, РИА Новости


В преддверии 20-го авиакосмического салона "МАКС-2013" интерес к новейшим разработкам в области авиации и космической техники возрастает с каждым днем. Часто эту тематику "делят" между собой ученые и военные, однако воплощению конкретной научной идеи в жизнь и принятию ее на вооружение российской армии предшествует кропотливая и долгая работа. О том, как ученые сегодня создают основу для армии будущего, какие беспилотники и микроспутники изобретают для изучения космоса и защиты Земли, а также о том, какие самолеты, придуманные когда-то студентами и аспирантами, поднимутся в небо над Жуковским, корреспондентам РИА Новости Анне Юдиной и Михаилу Коневу рассказал ректор Московского авиационного института (МАИ) Анатолий Геращенко.

— Анатолий Николаевич, что МАИ планирует представить на авиакосмическом салоне "МАКС-2013" в Жуковском?

— Вообще конец августа для МАИ — очень жаркая пора. Сразу два крупных события — "День инноваций министерства обороны РФ" и Международный авиакосмический салон на аэродроме в Жуковском проходят с разницей в неделю. Конечно, многие экспонаты с мероприятия Минобороны "переедут" на МАКС, но, безусловно, добавятся еще многие не экспонировавшиеся ранее разработки. Например, уникальная стереоскопическая система визуализации для пилотов будет представлена в павильоне "F-1" на стенде РСК "МиГ". В космической части экспозиции представлена мобильная платформа для марсоходов и новейшие разработки в области двигателей малой тяги для спутников, а также микроспутник 601-Х-1.

Международный авиакосмический салон будет длиться 6 дней, с 27 августа по 1 сентября. Естественно, у МАИ на все дни предполагается довольно объемная и разнообразная программа для всех посетителей. В рамках делового дня на МАКСе планируется подписание контракта с нашими американскими партнерами из Университета аэронавтики Эмбри Риддл. А в дни массового посещения салона сразу два самолета, сконструированных в МАИ, примут участие в летной программе — Авиатика-890 и МАИ-223. Фигуры высшего пилотажа продемонстрируют летчики-испытатели отраслевого специального конструкторского бюро экспериментального самолетостроения (ОСКБЭС) МАИ.

— А какие проекты, представленные на выставке "День инноваций Министерства обороны РФ", "переедут" на салон?

— У МАИ есть что показать и предложить министерству обороны. Мы нацелены на заключение долгосрочных контрактов с государственными оборонными структурами. У нас уже есть несколько таких контрактов, но тем не менее мы готовы и дальше работать в этом направлении. Назову только несколько основных проектов. Например, дистанционно-пилотируемый летательный аппарат "Ворон-700", способный нести систему слежения и вооружения, двухместный многоцелевой самолет МАИ-223 "Китенок", самолет с аэродинамически несущим фюзеляжем.

Кроме продукции авиационного и космического назначения, МАИ представляет свои разработки в области военной медицины. Например, аппарат искусственной вентиляции легких, предназначенный для работы в полевых условиях. Надо сказать, что это настоящий прорыв, который не имеет аналогов в мире. Этот аппарат легко решает задачи современной респираторной поддержки при длительной транспортировке пациента в условиях недостаточного количества сжатого кислорода или его полного отсутствия.

— Какие микроспутники разрабатывались в МАИ, есть ли среди них проекты для Вооруженных сил РФ?

— Разработкой малых микроспутников в университете занимается конструкторское бюро "Искра", образованное в 1967 году. В результате его работы на орбиту был выведен не один спутник. Например, малый космический аппарат "Радио-2" отправился в космос в 1978 году. Это был первый в мире университетский спутник и первый в СССР негерметичный космический аппарат.

В 1981 году состоялся ввод аппаратов второго поколения для запуска с борта орбитальной станции "Салют-7" и пилотируемого корабля. Конструкторское бюро "Искра" взялось за разработку и успешно сдало в эксплуатацию космические аппараты для научных исследований "МАК-1" и "МАК-2". Также на базе собственного конструкторского бюро была создана центральная научно-исследовательская лаборатория "Астра".

Совместно с американскими партнерами был запущен спутник Skipper, с немцами — Inspector 1 (X-Mir-Inspector). Велась разработка и изготовление экспериментального тросового спутника "МАК-Т" по российско-американской программе, но работы не завершились в связи с прекращением полета орбитальной станции "Мир". Сейчас элементы недостроенного спутника находятся в МАИ.

Для Малайзии был разработан проект малого аппарата дистанционного зондирования Земли Mosquito. Если говорить о вооруженных силах, то для Министерства обороны мы разрабатывали микроспутник серии 601-Х-1 стандарта CubeSat. Он был предназначен для формирования группировок малых космических аппаратов для отработки их совместного функционирования, испытания новых узлов и агрегатов для других аппаратов, проведение научных и технологических экспериментов.

— Продолжается ли эксперимент "РадиоСкаф" в рамках студенческой программы ЮНЕСКО? Запускались ли еще микроспутники, подобные проекту "Кедр", разработанному МАИ и МГТУ?

— Да, конечно, мы продолжаем принимать участие в этом космическом эксперименте. В настоящее время СККБ "Искра" ведет разработку нескольких проектов микро- и наноспутников. Например, малых космических аппаратов "РадиоСкаф-3" и "РадиоСкаф-4" совместно с ракетно-космической корпорацией "Энергия" и Юго-Западным госуниверситетом. Они предназначены для запуска с борта МКС.

Также совместно с ФГУП ЦНИИ машиностроения разработан наноспутник "Искра-7" с оптимальным соотношением "стоимость-эффективность". Еще одна разработка совместно с научно-производственным объединением имени Лавочкина и научно-производственным предприятием "Даурия" — международный проект для предсказания землетрясений Condor-UNAM-MAI. Еще "Искра-Ресурс" — микроспутник для ресурсных испытаний композиционых материалов и перспективных бортовых систем.

— Уже несколько лет в МАИ при поддержке Роскосмоса разрабатывается спутниковый образовательный видеоинформационный комплекс — "СОВИК". Есть ли у него перспективы военного применения?

— По сути, проект "СОВИК" — это инновационная образовательная программа. Она предназначена для показа четкой картинки Земли из космоса. Эту систему можно использовать в школах, вузах и других образовательных учреждениях. Определяющими моментами здесь являются требования оперативности, демонстрация динамических процессов, многоспектральная съемка, но с умеренным пространственным разрешением около 10-500 метров.

Существующие проекты, например интернет-проекты Google и Yandex, охватывают очень малую часть территории России. Речь идет о крупных городах Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород и ряде других. Остальная территория представлена со значительно худшим качеством по разрешению и особенно по новизне снимков. Аналогично мало охвачены территории за пределами США, Японии и части Западной Европы. Система "СОВИК" ориентирована для работы по запросам и позволяет получать оперативную видеоинформацию обо всех регионах России. Для военного применения она совершенно не годится из-за своих оптических характеристик. Современные военные системы наблюдения имеют пространственное разрешение более 1 метра.

— С какими зарубежными научно-исследовательскими центрами и вузами сотрудничает МАИ?

— На данный момент МАИ заключил соглашения о сотрудничестве с 56 иностранными вузами. Многие из них — университеты авиационно-космического профиля: Высшая школа аэронавтики и космоса во Франции, Первый авиационный институт, Пекинский аэрокосмический университет, Корейский авиационный университет. Совместная деятельность МАИ и других вузов направлена на создание совместных лабораторий, учебно-научных центров, обмен специалистами и совместные научные исследования и проекты.
Кроме того, МАИ сотрудничает с крупными международными организациями и кооперациями — Китайской академией космических технологий (CAST), Всемирной инициативой инженерного образования (CDIO), Ассоциацией технических университетов России и Китая, Европейской ассоциацией аэрокосмических университетов PEGASUS.

— Как продвигается работа по проекту пилотируемого вертолета "Ворон-700", когда начнутся государственные испытания этого беспилотника, каким оружием он будет оснащен в перспективе?

— Конструкторское бюро кафедры "Авиационно-ракетные системы" ведет работу по созданию этого ударного дистанционно-пилотируемого вертолета с 2009 года. В настоящее время проводится подготовка к выполнению летно-конструкторских испытаний и разработка программы государственных испытаний.

В 2014 году после завершения этих тестов мы планируем выйти на государственные испытания. Вертолет будет оснащен сменным вооружением для проведения специальных и войсковых операций.

— На каком этапе находится создание локального навигационного поля, которое позволяет управлять группой беспилотных летательных или наземных аппаратов без привязки к спутникам?

— Этот вопрос находится в компетенции учебно-научной межфакультетской лаборатории космической робототехники. Сейчас ведется масштабная тестовая работа. Нужно добиться согласованности в действиях автономных робототехнических систем. Например, напланетных колесных платформ или квадрокоптеров при обследовании различных участков планет.

В данный момент система полностью смонтирована и отлажена. В перспективе перед роботизированными аппаратами будут стоять задачи, связанные с разведкой, анализом и подготовкой участков поверхности планеты для осуществления посадки кораблей или строительством некоторых инфраструктурных объектов для различных целей. Понятно, что без группового и согласованного применения автономных роботов эти задачи представляются весьма трудноосуществимыми.

В наземных условиях созданная в МАИ технология локальной навигации позволит обеспечить автономное позиционирование и управление робототехническими системами в тех ситуациях, когда отсутствует возможность управления с помощью глобальных навигационных систем.

— Вертолетостроительная компания Sikorsky сообщила о разработке вертолетов с системой искусственного интеллекта. Какие проекты по данной тематике есть у МАИ? Сотрудничает ли институт с КБ Миля и Камова в данном направлении?

— Естественно. МАИ ведет плотную работу с ОАО "Вертолеты России", в который как раз входят оба конструкторских бюро — КБ Миля и КБ Камова. Разработкой в области создания искусственного интеллекта, а также системой автономного управления вертолетами занимается отдельная лаборатория вуза. Но пока что финансирование на продолжение деятельности нам не предоставили.

— Сколько студентов МАИ в этом году пополнили состав научных рот?

— Весной этого года была создана рабочая группа, которая совместно с представителями войск Военно-космической обороны, Ракетных войск стратегического назначения и Военно-воздушных сил производила отбор наиболее подготовленных студентов МАИ для военной службы в научных ротах. Из 63 человек был отобран 21 кандидат. Под Воронежем в научной роте проходят службу 7 человек-выпускников МАИ. Также есть выпускники МАИ в научных ротах в Подмосковье.


 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC1TUS
Курьер на час: http://courier.youdo.com/gifts-delivery/, смотрите ссылку.
Автомобильные перевозки: http://perevozki.youdo.com/country/geo/shchelkovo/, выбирай!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer