Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Магомед Толбоев:
"На МАКСе представят полную программу истребителей пятого поколения"


22 августа 2013 года Ольга Семина, Голос России


Герой России, почетный президент МАКС Магомед Толбоев рассказал "Голосу России" о предстоящем Международном Аэрокосмическом салоне, проблемах современной российской авиапромышленности и своем жизненном пути.

- С чем подходит к МАКС-2013 российская авиация?

- Что у нас, что в Фарнборо, (этому авиасалону уже 50 лет), что в Ле-Бурже, которому более ста лет, - ничего сверхнового никогда не бывает. Авиация не создается в течение двух лет. Авиация создается двадцатилетиями! В ближайшие 30 лет в авиации вообще принципиально нового ничего не будет – будут унификация, совершенствование, модернизация. Только таким путем идет развитие авиации.

Это я к тому, что многие спрашивают – что будет нового на МАКСе? Да будет почти то же, что и два года назад. Единственное могу сказать: в этом году мы покажем полную программу истребителей пятого поколения. Раньше мы показывали только взлет-посадку, а в этом году постараемся его показать по полной программе. Это не ноу-хау, но для посетителей это будет интересно.

В отличие от других авиасалонов мира у нас - массовое посещение. Мы отдаем три дня зрителям – и у нас сотни тысяч посетителей. В Ле-Бурже нет места, что принять такое количество людей. У них на авиасалоне в основном бизнес идет. На авиасалоне в Дубае (ОАЭ, проводится с 1989-го года), который я создавал вместе с шейхом Мухаммадом (член правящей семьи), максимум бывает 1500-2000 человек. У них нет места, а у нас огромное поле, и народ - везде. У нас самолеты, техника стоит на площадках общей протяженностью 5 километров. Только Россия может такое показать!

- А ваши коллеги из ОАЭ приедут в этом году на МАКС?

- Нет. Они живут по другим понятиям. Говорят иногда: "авиасалон заключил договора", но на самом деле мы их не заключаем. Заключают компании. В ОАЭ на прошлом авиасалоне заключили договора на 100 миллиардов долларов. Там торговля – купили 50 Боингов, 50 Эрбасов. У нас – иначе. Мы продаем технологии. Поэтому между нами и ними – огромная разница!

- В этом году мы впервые увидим китайскую пилотажную группу, а что вы можете сказать о китайской авиации?

- Пока - ничего, потому что там, что ни взять, все российское. Вот китайский самолет (показывает на фотографию). Это ИЛ-76, он китайский, но в нем все российское.

- Развитие авиации в полной мере зависит от того, как к этому относится государство.

- Конечно.

- СССР называли великой авиационной державой, а Россия тоже ею является?

- Россия остается величайшей авиационной и космической державой, несмотря на спады. Да, десятилетний провал был, он сильно дал о себе знать, но СССР был настолько умен и дальновиден, что тогда создавались самолеты с запасом – техническим и интеллектуальным - на 25 лет вперед. Это требование военно-промышленного комплекса. Су-27 – это советский самолет, 1977-го года еще! 40 лет самолет модифицируется. То есть в него вложен такой потенциал, что не нужно ничего нового выдумывать. Чтобы новое создать, нужно лет 20, чтобы довести уже созданное, после чего начинается новая эпоха. То же самое происходит и в других авиационных державах. Их всего пять в мире, тех, которые создают истребители, стратегические бомбардировщики, и т.д.

- Летно-Исследовательский Институт в Жуковском всегда славился своей школой подготовки летчиков-испытателей, она была создана еще М.М.Громовым. Как она сейчас работает?

- Ее нет. Уничтожена, потому что нет никакой материальной базы. Я выпускался в 1981 году. Тогда тянул, как на экзамене, два билета. Мне попались Ан-12 и Су-7. Повезло, я в армии на нем летал. Он мне был знаком. Нужно было взлететь, сделать пилотаж и сесть без двигателей. Тебе могли на взлете двигатель выключить, и ты должен успеть среагировать. Мгновенно! Это была настоящая школа летчиков-испытателей. Сейчас ничего такого нет. Я говорил об этом президенту. Есть Сергей Богдан – ему недавно (в 2011 году) присвоено звание Героя России. Но он – один такой. А тогда каждые два года набиралась группа 12-14 человек. Сейчас настоящим профессионалам – за 60 лет.

- А как же государство, которое, как вы говорите, помогает авиации?

- Государство помогает в целом, а за конкретные программы должно отвечать соответствующее ведомство. А у нас и ведомства нет. Я лично не знаю, куда мне обращаться по нашим авиационным проблемам – обращаюсь к президенту.

- Он прислушивается?

- Да. Я многие вопросы перед ним поднимал. Например, о звании "Герой труда". Звания "Герой России" и "Герой Советского Союза" есть, а "Герой труда" - не было. Как так может быть? Ведь люди, которые создавали гидроэлектростанции или самолеты, которые ночами не спали, - они не герои что ли? (Указ о присвоении звания "Герой Труда" подписан президентом РФ 29 марта 2013 года")

- Вы можете сформулировать основные проблемы российской авиации?

- Могу. Во-первых, должен быть государственный орган, регулирующий полностью авиационную промышленность. Раньше это было министерство авиационной промышленности – МАП. У него были главки –по планерам, по двигателям, по навигации, по электронике. Все было четко. Сейчас этого нет. Сейчас есть отдельные разрозненные звенья. Единственный, кто собирает их в кучу, - это министерство обороны, потому что для него очень важен гособоронзаказ. Т.е. министерство обороны является своего рода клеем, который скрепляет звенья, а единого государственного органа – нет. Дмитрий Рогозин сейчас пытается его создать.

Отсутствие единого государственного регулирующего органа - это очень плохо для России. Должно быть регулирование отрасли, отслеживание указов президента, постановлений правительства. Вот у меня на столе - распоряжение президента России. На его основании я обращаюсь в разные инстанции. В ответ получаю кучу бумажек, а в результате – бумажки есть, а проблема не решается. Я знаю, наш президент болеет душой и за авиацию, и за ВМФ, и за все. Но один же человек не может все делать и за всем уследить. Он же поручает кому-то, а поручения – не выполняются.

- Магомед Омарович, вы - легенда российской авиации. А как получилось, что уроженец дагестанского горного селения стал Героем России?

- Не только я, у меня и брат Тайгиб – тоже Герой России.

- Да, но как получилось так, что ваша фамилия, как говорится в известном кинофильме, "зазвучала"?

- Первое – это заслуга государства, которое проявляло заботу о каждом, не спрашивая, кто ты и откуда. Это сейчас спрашивают – ты из Дагестана? Я говорю – при чем тут Дагестан, я – из России! Я – гражданин России. Самое главное – был государственный подход к подготовке специалистов, патриотов своей страны. Казах, удмурт – никакого значения это не имело. А второе, конечно, – это личные качества, мое желание, хотение.

Мне ведь не хотелось бросать село, маму, папу. У нас в семье было 9 детей. Я – старший, многие у меня на руках выросли. Младшую сестру – Мунаджат - я до 12 лет носил на руках, она рахитом болела. Она всегда хотела быть со всеми – и я ее на руках таскал. Плакал долго, когда она умерла.

Личностные качества много значат: как ты шел, какими путями, как добивался цели? У меня же не было отца – маршала или дяди – министра. Я, как говорится, "воспитанник ишака". Мое детство прошло с животными: вол – на нем надо пахать. Ишак – на нем надо таскать. Такой была моя жизнь до 10-го класса.

- Вернемся к МАКСу: вы сказали, что это - единственный авиасалон в мире, который посещает огромное количество зрителей.

- Да, к нам все приходят – даже приглашать не нужно. Приходят, потому что тем детям, которые были на Мосаэрошоу в 1993-м году (тогда в Жуковском впервые прошла авиавыставка), сейчас по 26 лет. Они приходят уже со своими детьми. Приходят те, которые знают МАКС, которым интересно здесь. Так что нам особо реклама и не нужна.

 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer