Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Андрей Лагарьков:
Русский "стелс"


19 августа 2013 года КоммерсантЪ. Огонек


Одним из критериев истребителя пятого поколения является его невидимость, или, как говорят специалисты, малозаметность для локаторов вражеских ПВО. О том, могут ли российские "стелс"-технологии конкурировать с американскими, "Огоньку" рассказал академик РАН Андрей Лагарьков, директор Института теоретической и прикладной электродинамики РАН, который и занимается экспериментами в области малой радиолокационной заметности.

— Меня часто спрашивают, есть ли в нашей армии самолеты, сделанные с применением технологий "стелс". Я сразу скажу: есть. И по своим параметрам они не уступают лучшим мировым стандартам. Вообще, наши разработки в этой области ничуть не хуже западных, ведь в России "стелс"-технологиями занимаются достаточно давно, задолго до создания нашего института. Институт теоретической и прикладной электродинамики был создан отчасти и для решения задач "стелс".

Но далее круг интересов расширился, и сегодня мы занимаемся проблемами электродинамики сплошных сред, сверхпроводимости, ферромагнетизма и многим другим. Сами же "стелс"-технологии вбирают в себя много научных направлений: это нанотехнологии, оптика, материаловедение и т.д., конечно же теория дифракции, то есть изучение того, как электромагнитные волны рассеиваются на объектах сложной формы.

— Андрей Николаевич, можно ли вообще сделать самолет невидимкой?

— Принципиально невозможно сделать какой-либо объект полностью невидимым даже для радиолокаторов. Вы можете существенно уменьшить эффективную поверхность рассеивания по каким-то направлениям, но уменьшить ее до нуля теоретически невозможно. Уменьшение заметности — сложная задача. Для ее решения есть несколько способов.

Во-первых, можно изменить форму летательного аппарата так, чтобы луч локатора, отразившись от объекта, не вернулся обратно в локатор. Это вовсе не означает, что объект невидим: если посмотреть на самолет с другой точки, то он станет более заметен, чем обычный самолет. Пример — американский бомбардировщик В-2, сделанный как "летающее крыло": он обладает малой заметностью под определенным углом наблюдения в широком диапазоне радиочастот, зато прекрасно виден из космоса, ведь у него сверху огромная поверхность для отражения радиоволн.

Второй способ — это нанесение на самолет специальных радиопоглощающих покрытий, которые переводят радиосигнал в тепловую энергию. Этот способ позволяет значительно уменьшить заметность самолетов без потери их летных характеристик. Естественно, что результативнее комбинировать первый и второй способы.

Наконец, третий и самый эффективный способ — это создание вокруг самолета экранирующего поглощающего облака плазмы. Сразу скажу, что эта технология применима только на большой высоте в стратосфере. Если вы попытаетесь сделать подобное на малых высотах, то на самолете придется поместить мощный генератор. К сожалению, на борту нет мощности ДнепроГЭСа, кроме того, необходимо создать надежную защиту для пилота от мощного рентгеновского излучения. А вот если подняться высоко в стратосферу, то этот способ, судя по литературным источникам, становится реальным и весьма эффективным, а необходимые мощности представляются разумными.

— Какие еще есть ограничения для "стелс"-технологий?

— Прежде всего скорость. Уменьшая эффективную поверхность рассеивания самолета, мы ухудшаем его летные характеристики. Все разрекламированные ранее американские самолеты-"невидимки" F-117 и B-2 — "тихоходы", которые летают на дозвуковой скорости именно из-за своей формы. Вторая проблема возникает при переходе к бистатической локации, когда источник излучения и его приемник разнесены в пространстве. В этом случае задача уменьшения радиолокационной заметности значительно усложняется.

Есть проблемы и с использованием радиопоглощающих покрытий и материалов. Авиации нужен не только лучший в мире радиопоглощающий материал, но и тот, который не окажется слишком тяжелым или слишком хрупким. И еще он должен быть термостойким, чтобы держать резкие перепады температур. Словом, проблем много. Но на самом деле сегодня в мире уже никто не ставит такой задачи сделать самолет абсолютно невидимым.

Самая актуальная задача: сделать военный самолет неуязвимым для ракет достаточно широкого класса. Вот, предположим, вы видите приближающийся к вам самолет, наблюдая его в длинноволновом диапазоне радиолокации. Ну что ж, прекрасно! А теперь вам надо в него еще и попасть ракетой. Для более точного прицеливания ракет используются волны более короткого диапазона. А при наблюдении в коротких волнах радар теряет самолет, изготовленный по технологии "стелс".

Я перечислил только часть проблем "стелс"-технологий. На самом деле необходимо решать сложную многопараметрическую задачу.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине



Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBvTqX
Смотрите здесь - http://courier.youdo.com/food-delivery/torty/ можно найти здесь.
Смотрите здесь - http://courier.youdo.com/products-delivery/animals-food/, подробнее здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer