Китайские и индийские ракеты скоро смогут конкурировать с российскими. В Российской академии космонавтики имени Циолковского считают, что уже сейчас потенциальные заказчики выбирают между нашими "Протонами" и европейскими ракетами "Aриан" (Ariane). Кроме того, теперь свои носители активно предлагает Китай. В этом же направлении работает Индия, чьи ракеты уже могут доставлять грузы на геостационарную орбиту.
Стоит ли опасаться соперничества на рынке ракет, или, напротив, это может стать дополнительным стимулом для создания новых, рассказал "Голосу России" академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков.
- Правда ли, что Индия и Китай уже достигли такого уровня развития космических программ, что могут составить конкуренцию России?
- Да, действительно, и в Китае, и в Индии уже имеются ракеты, способные доставлять грузы на геостационарную орбиту. Буквально через 2-3 года они активно выйдут на мировой рынок пусковых услуг и будут соперничать с традиционными носителями.
Отмечу, что 2015-й год, который был назван в сообщение "РИА «Новости»" со ссылкой на мои слова, немножечко вырван из контекста. Через один-два года при грамотной маркетинговой политике они смогут составлять конкуренцию. Однако это не значит, что они будут конкурировать успешно - просто они начнут работать в этом направлении. Это является дополнительным стимулом для того, чтобы и совершенствовать российскую ракетно-космическую технику, и проводить грамотную политику по продвижению наших ракет-носителей на мировом рынке.
- У них собственные разработки, или они их где-то покупают?
- Это собственные разработки. Когда они к ним приступали (это было не одно десятилетие назад), они использовали опыт и нашей страны, и Америки, и Европы. Но сейчас это уже ракеты, созданные собственными силами, они не стоят на месте, продолжают их развивать, совершенствовать, готовить к запуску новые носители.
- Известно, что надежность российских ракет составляет примерно 97 процентов, то есть аварии хоть и на слуху, но на самом деле случаются довольно редко. Как в этом плане обстоят дела в Китае и Индии?
- В Китае носители по надежности приблизительно такого же плана - 96-98 процентов - они соответствуют мировым стандартам. В Индии надежность пока ниже. Но надо учитывать, что в активе Индии гораздо меньше пусков, и опыт эксплуатации подобных систем тоже меньше. Можно ожидать, что с течением времени их надежность будет соответствовать мировым стандартам.
- Вы говорили о том, что надежность советских ракет была 96, а сейчас - 98 процентов, прирост всего 2 процента. Это совсем немного. С чем это связано?
- 2 процента (учитывая, что всего может быть 100 процентов) - это существенный рост. Дальше - это безаварийные полеты.
- Что касается рынка коммерческих запусков, то с появлением еще двух продавцов услуг на нем возникнет жесткая конкуренция. Кто в ближайшее время может вырваться на этот рынок помимо Индии и Китая?
- Сейчас на мировом рынке пусковых услуг, которые доставляют грузы на геостационарную орбиту (самый интересный и прибыльный рынок), действуют три оператора: компания International Launch Services, которая продвигает наши "Протоны" на мировом рынке, европейская компания Arianespace со своими ракетами "Ариан 5". Сейчас они создали ракету легкого класса "Вега" и активно покупают у нас ракеты-носители "Союз" для запуска с космодрома "Куру".
Третий игрок - международный консорциум Sea Launch (морской космодром). Сейчас он испытывает определенные трудности, и запуски в ближайшее время, наверное, будут носить единичный характер. Эти компании обеспечивают доставку грузов на геостационарную орбиту для всех потребителей в мире, в первую очередь коммерческих.
В ближайшие годы стоит ожидать грамотный в маркетинговой политике выход Индии и Китая на рынок. В планах этих двух стран эти вопросы значатся как приоритетные. После этого не стоит ждать появления какого-то нового игрока, хотя, может быть, будет проект "Циклон-4", который реализуют совместно Бразилия и Украина. Это все, что на ближайшую перспективу можно предположить на рынке пусковых услуг.
- В России ожидается появление новых космических носителей? Я слышала про "Ангару".
- Да, ожидается. "Ангара" со временем должна будет прийти на смену "Протонам". Но летные испытания задерживаются. Они должны начаться только в следующем году. В зависимости от их результата можно будет называть конкретные сроки, когда "Ангара" появится на рынке пусковых услуг.
- На сегодня единственный конкурент для "Протона" в области космических грузоперевозок - это европейская ракета-носитель "Ариан"?
- Да. В настоящее время только эти компании могут предоставить соответствующие услуги. Они и делят большую часть этого рынка, потому что китайцы производят единичные запуски, в основном космических аппаратов для третьих стран. Они запускали венесуэльский, вьетнамский спутники, собираются запустить боливийский и эквадорский космические аппараты.