Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Миротворцы атакуют с неба


19 апреля 2013 года Николай Бордюжа, Российская газета


Организация Договора о коллективной безопасности скоро обзаведется собственной авиацией. Об этом корреспонденту "РГ" рассказал Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. Он сообщил, что есть серьезные планы на авиабазу в Канте. О перспективах развития 999-й базы "Кант", являющейся авиационной компонентой Коллективных сил ОДКБ в Центральной Азии, и о многом другом рассказал в интервью "Российской газете" Николай Бордюжа.

Николай Николаевич, зачем миротворческой структуре военная авиация?

Николай Бордюжа: В первую очередь это связано с угрозами, которые могут возникнуть после 2014 года, когда запланирован вывод американских войск и их союзников из Афганистана. Мы ожидаем серьезное обострение обстановки на территории государств - участников ОДКБ.

Реестр сил и средств авиационной группировки уже разработан. Он включает весь спектр боевой авиации: штурмовую, истребительную, бомбардировочную и военно-транспортную. Главная задача создаваемого воздушного подразделения - поддержка с воздуха действий сухопутных частей миротворческих сил, особенно в горной местности, против террористических группировок. Скорее всего, вся боевая авиация - а это в основном будут истребители Су-27, штурмовики Су-25, станет базироваться на российской авиабазе в Канте.

Напомню, в 2009 году было подписано соглашение о действии этой авиабазы на 49 лет, с возможным продлением еще на 25 лет. Причем ежегодно Россия выплачивает Киргизии арендную плату более 4,5 миллиона долларов. Много это или мало? Судите сами. Поскольку аэродром в Канте используется в интересах ОДКБ, членом которой является Киргизия, Россия не платит за эксплуатацию полосы и военного городка. В состав базы входят также узел связи ВМФ в Чалдоваре, флотский испытательный центр на Иссык-Куле и сейсмостанция в городе Майлуу-Суу. Военные сейсмологи делятся информацией с киргизскими коллегами. Если говорить коротко, то Россия на длительный срок получила надежный щит на взрывоопасном южном направлении. Хоть мы и не граничим с Афганистаном, опасность для России с этого направления отнюдь не уменьшается.

Чем конкретно занимается ОДКБ, знают немногие. В основном - эксперты и политики. Между тем сегодня роль этой структуры серьезно возрастает. Какие сегодня задачи у коллективных сил безопасности?

Николай Бордюжа: Напомню, Организация - это сообщество шести государств: Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Государств, которые в большинстве своем не так давно сформировали свою систему национальной безопасности. Будем откровенны, их экономический потенциал, финансовые возможности не настолько достаточны, чтобы раскручивать международную структуру. Поэтому мы не тратим миллионы долларов, как НАТО, на то, чтобы пиарить себя.

Если коротко, то ОДКБ - это международная организация, которая специализируется на создание системы коллективной безопасности государств, входящих в нее. Государства признали целесообразным совместными усилиями, объединяя свои потенциалы, обеспечивать безопасность, решать те проблемы, которые возникают в этой сфере.

Инициатива исходила от России?

Николай Бордюжа: Нет. Это была общая инициатива некоторых стран СНГ. Россия не инициировала создание ОДКБ. Толчком к этому послужили террористические атаки в США, многочисленные теракты в России, негативные процессы, происходящие в Центрально-Азиатском регионе, в Афганистане. Главы ряда государств договорились объединиться и обеспечить свою безопасность совместными усилиями.

В следующем году ожидается вывод международных сил из Афганистана. Что может нам грозить?

Николай Бордюжа: Консолидированная оценка экспертов государств - членов ОДКБ, и не только их, такова: после вывода контингентов НАТО из Афганистана ситуация там будет обостряться. И это окажет влияние на государства - члены ОДКБ, особенно Центрально-Азиатского региона.

Будем откровенны: огромный вброс наркотиков, который идет из Афганистана, происходит при наличии там более чем стотысячного контингента НАТО. Прорывы вооруженных групп, которые происходят прежде всего в Таджикистане - тоже явление сегодняшнего дня. Афганистан и сейчас для нас - зона нестабильности. Зона ведения боевых действий. Это территория размещения боевых отрядов некоторых экстремистских организаций, которые проявляют свой интерес к государствам Центрально-Азиатского региона. Есть еще несколько вновь приобретенных факторов. Это создание новых военных объектов США на территории Афганистана, то есть территории, непосредственно граничащей с Китаем и Ираном. В Афганистане сохранятся лагеря подготовки боевиков, в том числе выходцев из государств - членов ОДКБ.

Как вы планируете противостоять этим угрозам?

Николай Бордюжа: Этой проблемой мы давно занимаемся по поручению наших президентов. Невозможно обеспечить безопасность России, не взаимодействуя с государствами, с которыми она граничит. На последней встрече глав государств - членов ОДКБ в декабре прошлого года мы докладывали неблагоприятный прогноз развития обстановки в Афганистане и предложения по минимизации негативных последствий для государств - членов Организации в случае ухудшения там ситуации.

Как известно, в ОДКБ сформированы Миротворческие силы. Для чего они нужны? Каким статусом они обладают ?

Николай Бордюжа: В 2007 году было подписано соглашение о создании Миротворческих сил и Протокол о составе этих сил. Документы ратифицированы всеми государствами.

Каждое государство выделило соответствующий контингент. От России - 15-я отдельная мотострелковая бригада, дислоцированная в Самаре. От Киргизии, в частности, выделен специальный батальон, усиленный тяжелым вооружением. В соответствии с соглашением Миротворческие силы насчитывают порядка 4,5 тысячи человек, из них около 3,5 тысячи - это военнослужащие Вооруженных сил и более 800 - представители правоохранительных органов.

Предполагается, что Миротворческие силы ОДКБ могут использоваться на территории государств - членов Организации в случае возникновения какой-то кризисной ситуации для разъединения противоборствующих сторон. Кроме того, соглашением предусмотрено, что наши "голубые каски" могут быть задействованы и в других точках мира по мандату Совета Безопасности ООН и по решению Совета коллективной безопасности ОДКБ.

В мае планируется заседание ОДКБ с участием президентов. Какие вопросы будут обсуждаться?

Николай Бордюжа: Я не готов сказать, что именно в мае эта неформальная встреча пройдет. Хотя вероятность ее очень высока. Как правило, такие неформальные встречи в ОДКБ организуются ежегодно для свободного обсуждения президентами проблем, связанных с безопасностью. Обычно темы для обсуждения выбирают президенты исходя из остроты тех проблем, с которыми сталкиваются государства. Думаю, главы государств будут обсуждать и вопросы последствия вывода войск из Афганистана, и обстановку, складывающуюся в регионах на территории действия Договора коллективной безопасности.

Организация, как известно, участвует и в борьбе с наркотрафиком из Афганистана. Каким образом вы пытаетесь перекрыть поток героина?

Николай Бордюжа: Проводим операцию "Канал". В ней участвуют спецслужбы и правоохранительные органы всех шести государств - членов ОДКБ. У нас создан Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков. Председатель этого совета - глава ФСКН России Виктор Иванов. В операциях принимают участие спецслужбы еще несколько государств, не входящих в ОДКБ. Например, Китая, Узбекистана, Украины, Прибалтики, Азербайджана, Ирана. Наблюдателями являются представители соответствующих спецслужб и правоохранительных органов США, Евросоюза, ОБСЕ. По оценкам ООН, таких масштабных операций по противодействию наркотрафику из Афганистана не проводит ни одна другая международная структура. В этом году пройдут антитеррористические учения "Взаимодействие-2013", учения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков "Гром-2013". Кроме того, на территории России в Ростовской области пройдут учения с представителями правоохранительных органов Коллективных сил оперативного реагирования "Кобальт-2013" и учения миротворческих подразделений "Нерушимое братство-2013".

Вам приходилось по просьбе руководства России налаживать контакты между руководителями государств, входящих в ОДКБ?

Николай Бордюжа: Должность Генсека Организации предполагает именно это. Работу в государствах, работу по обсуждению позиций каждого государства, по поиску взаимоприемлемых решений по тем или иным вопросам, по устранению каких-то раздражающих в отношениях факторов. Я большую часть времени, образно выражаясь, живу в самолетах, потому что как раз этим и занимаюсь. Тем, чтобы никаких препятствий для более активного сближения государств в сфере безопасности не было. И это вопрос номер один для нас.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer