10 апреля 2010 года на подлёте к аэродрому Смоленска разбился самолет Ту-154 с польской делегацией на борту. Возглавлял делегацию президент Республики Польша Лех Качиньский.
Причиной крушения стали сложные метеоусловия в зоне аэропорта Смоленск-Северный. До сих пор существуют различные мнения относительно причин этой ужасной трагедии.
Партия "Право и справедливость", ряд правых политиков и их сторонников подвергает сомнению достоверность данных отчёта, представленного Международной авиационной комиссией (МАК). Своей точкой зрения на произошедшую трагедию в эксклюзивном интервью с "Голосом России" поделился председатель Авиационной академии (Luftfahrt-Akademie) Германии, специалист по безопасности полетов, метеорологии и геофизике, в прошлом сотрудник немецкой авиакомпании Lufthansa Зигфрид Нидек:
- Господин Нидек, до сих пор не утихают споры о причинах авиакатастрофы под Смоленском в апреле 2010 года. За прошедшее время было проведено множество экспертиз. Что всё-таки стало причиной катастрофы?
- Согласно отчёту МАК, причиной катастрофы стала ошибка пилота польского борта. Командир судна шёл на посадку на слишком малой высоте в условиях плохой видимости, вследствие чего произошло столкновение с землёй, а затем возгорание самолёта.
- Члены польской партии "Право и справедливость", председателем которой является Ярослав Качиньский, брат погибшего в катастрофе Леха Качиньского, утверждают, что Международная авиационная комиссия недобросовестно провела расследование. По их мнению, виновником трагедии стал не командир президентского лайнера, а диспетчеры аэропорта "Смоленск-Северный". Имеют ли под собой основания подобные обвинения или это очередная попыткой заработать политические очки?
- Указания диспетчеров военного аэропорта Смоленска полностью расшифрованы в отчёте комиссии по расследованию крушения самолёта. Согласно этим документам диспетчеры аэродрома оповестили командира президентского судна о неблагоприятных метеоусловиях, запросив у пилота, готов ли он идти на посадку в условиях плохой видимости. В ответ командир корабля подтвердил своё решение о посадке. В любом случае решение о посадке всегда принимает капитан воздушного судна, так как он является самым старшим по званию на борту.
- Польская сторона требует вернуть обломки самолёта. Российское же руководство отказывается передавать уцелевшие части воздушного судна. Понятна ли позиция России в этом вопросе, какова мировая практика в подобных случаях?
- В таких случаях руководство страны, на территории которой произошло крушение, всегда допускает к расследованию экспертов второй стороны. И этот раз не стал исключением - польские специалисты принимали участие во всех экспертизах. И если сейчас Польша добивается возврата обломков самолёта для проведения собственного расследования причин крушения судна, то решение принимает только российское руководство. Российская сторона не обязана возвращать части президентского борта.
- Означает ли это, что решение возвращать обломки самолёта Польше или нет полностью зависит от российской стороны?
- Именно так. На данный момент уже есть окончательный отчёт о причинах этой авиакатастрофы. Если польская сторона требует возврата обломков самолёта, аргументируя это желанием провести свою экспертизу, это означает, что Польша ставит под сомнение результаты уже проведённых расследований.
- Иначе говоря, польские эксперты принимали непосредственное участие в расследовании причин катастрофы и, несмотря на это, сомневаются в выводах комиссии?
- Да, можно сказать и так!