Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Владимир Бобылев:
При посадке "Боинга" в Казани ничего сложного для диспетчера не было


20 ноября 2013 года Влас Мысько, Бизнес Online


Эксперты авиаотрасли продолжают искать причины ЧП в международном аэропорту Казань. Директор самарского центра «Аэронавигация Центральной Волги» Владимир Бобылев считает, что работа авиадиспетчерской службы не могла стать причиной казанской трагедии. О состоянии отрасли, о техническом оснащении казанского центра управления полетами Бобылев рассказал в интервью газете «БИЗНЕС Online».

«К НАМ МОЖНО ПРИЙТИ И В 20 ЛЕТ»
 
Владимир Павлович, одна из обсуждаемых в эти дни тем — это возраст диспетчера, который руководил посадкой разбившегося «Боинга» в казанском аэропорту. Кириллу Корнишину всего 25 лет, и это вызывает удивление у многих: может ли в таком возрасте диспетчер иметь необходимый опыт?
 
— Нормальный возраст. Я не знаю, что он окончил, но если после вуза они в 22 - 23 года приходят, то уже какой-то опыт есть. Конечно, мы тут некоторые по 40 лет работаем, но стаж в 2 - 3 года не говорит о слабой компетенции.
 
— Каков минимальный возраст для профессионального авиадиспетчера?
 
— 21 - 22 года, после вуза. Если кандидат поступил в среднее учебное заведение, то может прийти к нам и в 20 лет.
 
— Как вы оцениваете действия диспетчера в тот день в Казани?
 
— Я сам работал руководителем полетов, технологию знаю, ничего там сложного для диспетчера не было. Была штатная ситуация. Борт заходил на посадку, но была непосадочная конфигурация, в таких случаях борт уходит на второй круг. И это тоже не чрезвычайная ситуация. Уход на второй круг — это грамотное решение, которое принимает командир. Тут все было нормально. И когда он доложил о непосадочной конфигурации, доложил, что уходит на второй круг, диспетчер спокойно ему говорит: пожалуйста, набирайте 500 метров, заходите второй раз. Я не знаю, сколько кругов он реально сделал, материалов комиссии не видел, но думаю, что только один заход был. Я думаю, что у него просто была маленькая скорость. По тем кадрам, которые мы видели, он не садился. Он упал камнем. Когда самолет падает вертикально, без тенденции движения вперед, значит, у него нет скорости.
 
— По вашей оценке, каков уровень компетенций сегодня в отечественной аэронавигации? Образование диспетчеров соответствует требованиям времени?
 
— В России сейчас реализуются поистине революционные задачи: в частности, федеральная целевая программа по развитию нашего направления. Модернизируются радиотехнические средства, популяризируется работа авиадиспетчера. Поэтому недостатка в молодых людях, желающих оказаться в нашей сфере, нет. Специалистов готовят два высших учебных заведения — это Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. Есть и среднее образование — это санкт-петербургский и красноярский колледжи. Люди поступают туда после окончания школы с некоторым представлением о нашей работе. Среди них много продолжателей династий, с нами работают наши дети и внуки. Они знают, куда идут, чем будут заниматься, и представляют дальнейший уровень своего дохода. Тем не менее идет общая тенденция старения кадров, поэтому у нас уже пятый год набираются краткосрочные курсы из молодых людей до 30 лет, которые имеют техническое образование, владеют английским языком не ниже четвертого уровня и обладают требуемым нашей системой здоровьем. Все они проходят врачебно-летную экспертную комиссию практически на уровне летного состава. Это уже люди взрослые, все они уже закончили вузы, работали по специальности и в нашу профессию идут осознанно. Постепенно вопрос возрастного ценза выравнивается, и на работу сейчас приходят хорошо подготовленные, грамотные специалисты.
 
— Краткосрочные курсы — адекватная альтернатива академическому образованию?
 
— Люди ведь уже имеют высшее техническое образование, а на курсах только перепрофилируются.
 
— Насколько жесткий отбор может позволить себе служба?
 
— Да, у нас есть программа подготовки кадров, и мы рассчитываем на перспективу, сколько нам понадобится авиадиспетчеров. Желающих достаточно. Если взять по 15-месячным укороченным курсам, то, для примера, по нашему предприятию получается человек 5 на одну вакансию, которые соответствуют всем требованиям.
 
ЧЕТЫРЕ ЦЕНТРА
 
— В «Татаэронавигации», которая управляет полетами в Казани, оборудование новое, говорят, такого в России больше нет. Вы могли бы охарактеризовать качество той техники, которой пользуются в Казани? Оно зарекомендовало себя?
 
— Это оборудование прошло приемо-сдаточные испытания, штатную эксплуатацию, это не какая-то подпольная техника. С этим все нормально. Я точно не скажу, есть ли такое оборудование в других наших центрах, но оно  новейшее. «Галактика» там стоит. Мы тоже с 14 ноября начали работать на новейшем оборудовании, которое еще нигде в России не стоит. Правда, у нас не то, что в Татарстане, у нас автоматизированная система «Альфа-5». Общая модернизация в отрасли предполагает ввод новейших средств навигации.
 
— Вы сказали, что сейчас идет процесс модернизации оборудования. Это значит, что сегодня местами еще эксплуатируется старая техника?
 
— Безусловно, за один-два года мы не можем по всей России сменить оборудование. Но в настоящее время в России уже создано и работают четыре укрупненных центра: Московский, Ростовский, который покрывает воздушное пространство всего Кавказа, Хабаровский и 14 ноября был запущен в штатную эксплуатацию наш Самарский центр. К примеру скажу, что из своего укрупненного центра мы управляем воздушным движением и обеспечиваем безопасность полетов над 9 субъектами РФ. И в следующем году к нам присоединится Татарстан.
 
— То есть «Татаэронавигация» станет вашим филиалом?
 
— Такие планы в Росавиации есть, и они будут реализованы. Есть план мероприятий по созданию самарского укрупненного центра, и в 2014 году предполагается реорганизация «Татаэронавигации», включение ее в структуру филиала «Аэронавигация Центральной Волги». А верхнее воздушное пространство будет включено в структуру укрупненного самарского центра.
 
Это связано с общей системой развития аэронавигации в России. Воздушное пространство России неделимо, в РФ существует госкорпорация по организации воздушного движения, и мы — все 15 филиалов — подчиняемся этому юридическому лицу. Это стратегия развития аэронавигационной системы.
 
В НЕБЕ НЕ ХВАТАЕТ МЕСТА
 
— Трудовые споры, которые гремели несколько лет назад в вашей отрасли и сопровождались забастовками, сегодня решены?
 
— Споры между профсоюзом и работодателем никогда не могут быть решены полностью. Всегда кто-то чем-то недоволен, но таких глобальных вопросов, которые приводят к забастовкам, конечно, уже нет. У нас хороший коллективный договор, достаточно серьезная социальная программа. К примеру, наш работник и один из членов его семьи имеют право раз в год вылететь в любую точку земного шара бесплатно. Пенсионный ценз хороший: авиадиспетчер, проработавший не менее 10 лет непосредственно в организации воздушного движения, имеет право выйти на пенсию уже по достижении 50 лет. Бесплатное питание, 36-часовая рабочая неделя, оплата труда на уровне средней зарплаты по России.
 
— Недавно изменились правила навигации полетов, диспетчеры к ним уже адаптировались?
 
— Мы должны безукоризненно и безусловно их выполнять с момента вступления в силу. Правила сократили интервалы по эшелонированию, то есть мы в одном воздушном пространстве можем провести гораздо больше судов уже с другими интервалами, это уведомления в нижнем воздушном пространстве... Правил много, но все они уже внедрены и отработаны на должном уровне, здесь никаких вопросов нет.
 
— Часто ли возникают нештатные ситуации в целом по России?
 
— Это техника. К сожалению, она иногда отказывает. Авиадиспетчеры отрабатывают вероятные ситуации на современных тренажерах так же, как летчики. Периодически каждый диспетчер проходит тренажерную подготовку. К сожалению, в реальности нештатные ситуации случаются, но диспетчеры к ним готовы. То, что произошло в Казани, — это катастрофа. А если где-то отказал двигатель или не убралось шасси — это штатные ситуации, из которых мы выходим практически всегда с честью. За последний год серьезных происшествий в госкорпорации не случалось.
 
До недавнего времени, допустим, еще 10 лет назад, об авиадиспетчерах слышали только то, что они бастуют. Но задача наша — безопасность полетов. Людям кажется, что небо безоблачно и безгранично, но это не так. В небе места не хватает. В данную секунду в воздухе находятся порядка 100 тысяч человек.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer