Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Сергей Рябчинский:
Безмоторному полету в России – 90 лет!


29 октября 2013 года АвиаСоюз


«Морской флот развивается давно. Были фрегаты, крейсеры, линкоры, теперь появились атомные суда, а парусные яхты остаются. Так и планеры. Их будут строить и летать на них до тех пор, пока будут восходящие потоки и будут люди, стремящиеся летать. А они будут всегда». Олег Константинович Антонов 2013 год – юбилейный для отечественного планеризма. О состоянии планерного спорта в России и его перспективах в интервью журналу «АвиаСоюз» рассказал президент Федерации планерного спорта России, мастер спорта Сергей Рябчинский.

«АвиаСоюз»: Сергей Васильевич, как развивался планерный спорт в нашей стране?

Сергей Рябчинский: Еще в XIX веке по указу царя были закуплены два планера конструкции Отто Лилиенталя. Настоящее развитие планеризма в нашей стране началось в 20-е годы, когда был объявлен конкурс на постройку лучшего планера. Многие, тогда еще малоизвестные конструкторы, такие, как Королев, Антонов, Яковлев, Ильюшин, Грибовский и другие приняли участие в разработке и постройке планеров.

В ноябре 1923 г. в Крыму, в Коктебеле на горе Узун-Сырт состоялись первые Всесоюзные планерные испытания. С разных концов страны съезжались молодые энтузиасты, чтобы продемонстрировать свои разработки и выявить самых талантливых конструкторов. Благодаря государственной поддержке, планеризм в СССР достиг значительных высот, сильно повлияв на развитие авиационной отрасли. Массовое летное обучение на планерах дало стране немало пилотов.

«АС»: Как отмечается в этом году 90-летие отечественного планерного спорта?

С.Р.: Традиция отмечать юбилейные даты в Крыму пришла из советских времен – в 1963 г. здесь состоялось празднование 40-летия планеризма. В том же 1963 г. впервые под фамилией Царев на мероприятии появился Сергей Королев, тогда мало кому известный из-за тотальной секретности. Праздники происходили с большим размахом, на них присутствовали легенды нашей авиации – конструкторы, испытатели, спортсмены: Константин Арцеулов, Олег Антонов, Сергей Анохин и другие.

В этом году традиция не была нарушена, из республик бывшего СССР потянулись в Крым гости. Это важное событие и удачный повод встретиться разным поколениям пилотов-планеристов, а также людей, причастных к авиации. В сентябре в Коктебеле, на горе Клементьева, состоялся авиационный праздник, посвященный 90-летию планеризма. Россию в воздушном празднике представлял трехкратный абсолютный чемпион мира Георгий Каминский. На пилотажном планере Swift S-1, доставленном из подмосковного Дракино, он продемонстрировал произвольную программу. Скорость полета и динамика выполнения фигур заставляла иногда предположить, что в небе самолет.

И лишь отсутствие звука мотора не дало усомниться, что это полет планера. Украинские пилоты показали парный и одиночный пилотаж на планерах Бланик и Янтарь Стандарт 2. Хотел бы сердечно поблагодарить сотрудников ГП «Антонов» за организацию этого праздника.

16 ноября 2013 г. в Москве, в ДК МАИ в 15.00 состоится публичное и бесплатное юбилейное мероприятие для ветеранов планерного спорта, студентов и школьников, которые хотят узнать больше о планерах и, возможно, научиться летать.

Пользуясь случаем, обращаюсь ко всем, кто связан с планеризмом и авиацией – пожалуйста, приходите на этот праздник! Я знаю, таких людей в нашей стране очень много: кто-то проектировал планера, кто-то их строил, кто-то, учась в школе или институте, летал в аэроклубе. Большинство из этих учлетов не стали пилотами, но сохранили на всю жизнь теплое отношение к планерам. Если возникают какие-то вопросы, то обращайтесь ко мне, на сайте Федерации есть все контакты.

«АС»: Что сейчас из себя представляет современный планерный спорт?

С.Р.: Многие наши современники даже не имеют представления, что такое планер. Очень часто нас, планеристов, путают с дельтапланеристами. Планеризм – один из самых романтичных и увлекательных авиационных видов спорта. Планеристы используют знания в метеорологии и, опираясь на силы природы, могут часами парить под облаками, используя восходящие потоки теплого воздуха, набирая в них высоту. Многие спрашивают: «А откуда вы знаете, где потоки?» Секрет очень прост: теплый воздух поднимается вверх на определенную высоту, охлаждается и, конденсируясь, превращается в кучевое облако. Вот эти самые красивые, пышные облачка и «подсказывают» планеристам потоки. Летая от облака к облаку, планер может преодолеть большие расстояния и при этом возвращается на аэродром.

Современный планер – это верх инженерной мысли и сосредоточение инновационных технологий с применением самых последних разработок в области аэродинамики. В его конструкции применяются детали из пластиков, угольных тканей, стержней, кевларовых соединений и различных смол.

Аэродинамическое качество современного планера превышает значение 60 единиц, причем увеличение скорости не сильно влияет на поляру крыла, при скоростях в 200 км/час снижение составляет 2,5 м/с. Размах крыльев у современного планера достигает 30 м. Говоря о приборном оборудовании, отмечу, что  оснащение в современном планере порой не хуже, чем у современных истребителей. Планер, кроме обычных анероидных приборов, укомплектован бортовым компьютером, который, используя данные GPS, а также информацию о статическом и динамическом давлении, выводит на ЖК-дисплей  положение планера в воздушном пространстве, траекторию движения, построение маршрута, среднюю скороподъемность потоков, рекомендуемую скорость планера на переходах между потоками.

ЖК-дисплей даже рисует центр потока, когда планер стоит в спирали, а также рассчитывает дальность долета планера с высоты, на которой он находится сейчас.

Наверное, некоторые читатели заметят, что это уже слишком и не спортивно, но хочу возразить – все эти изобретения позволяют пилоту экономить время и использовать по-максимуму возможности планера и преодолевать большие расстояния. Так, например, мы с пилотом Виталием Боровиком на планере Nimbus 4 DM установили национальный рекорд, пролетев на расстояние более 1000 км по треугольному маршруту ФАИ. Для сравнения: мировой рекорд – полет на расстояние более 3000 км по треугольному маршруту. Он принадлежит немецкому пилоту Клаусу Ольману.

Цель обучения на планере – освоение маршрутных полетов, которые представляют из себя намеченные заранее траектории движения, обязательные для пролета поворотные точки и зоны, пройдя которые, пилот должен вернуться обратно на аэродром. Спортивная составляющая в том, чтобы пройти такой замкнутый маршрут быстрее остальных. Получаются, по сути, гонки на планерах, когда соревнуются не только с погодой, но и с другими пилотами. Это крайне интересно, очень захватывает. В первую очередь, потому, что полет идет не по кратчайшему пути, планерист может пройти там, где его «держит», вот в этом и заключается мастерство, надо выбрать то направление, которое быстрее остальных приведет тебя к победе.

Высочайшими спортивными достижениями отечественные спортсмены-парители не избалованы. Среди значимых побед надо отметить первое место Тамары Свиридовой на чемпионате мира среди женщин в 2001 г. (клубный класс) и серебро на чемпионате Европы 2011 г. нашего экипажа в составе Тимошенко-Ершов. Это был класс, где летали на двухместных планерах с 20-метровым размахом крыла.

Среди перспективных спортсменов, которые потенциально могут занять высшее место на пьедестале почета, стоит назвать Сергея Клюева и Дмитрия Тимошенко. Это пилоты, становление которых пришлось на 90-е годы. На успех позволяет рассчитывать и то, что с недавних пор у нас получается формировать полноценную команду и выезжать на чемпионаты Европы и мира хорошим составом. Правила просты – кто много летает, соревнуясь с опытными планеристами, тот имеет возможность победить.

Следует отметить, что в планерном спорте существует еще одна дисциплина – пилотаж на планерах. Поверьте, это захватывающее зрелище, когда летательный аппарат, не имеющий двигателя, выполняет фигуры высшего пилотажа, при этом скорость достигает 400 км/час. Диапазон перегрузок, предъявляемых к планеру, колеблется от +10 до -7 единиц. Не каждый истребитель может выдержать эти перегрузки, особенно отрицательные. Очень зрелищно смотрится обратный пилотаж на планере, когда планер может крутить «петлю Нестерова» в перевернутом положении. Начало состязаний пилотажников было положено в 80-е годы Международной авиационной организацией ФАИ. Была введена совершенно новая дисциплина – пилотаж на планерах. Долгие годы в ней лидировал польский спортсмен Ежи Макула. В СССР были попытки подготовить планеристов для участия в этих соревнованиях, но успехом они не увенчались.

После распада СССР к вопросу подготовки пилотажников вернулся Олег Пасечник, известный советский планерист и тренер. И он поступил совершенно иначе – взял пилотов самолетов и научил их летать на планере. В 1993 г. наша команда первый раз побывала на чемпионате мира. Победу тогда не одержала, но получила необходимый опыт. А через два года на очередном чемпионате наша команда завоевала сразу два призовых места. С тех пор мы регулярно побеждаем. К огромному сожалению, Олег Пасечник, так много сделавший для российского планерного спорта, в 2004 г. погиб в автомобильной аварии. После него пилотажную сборную возглавил Николай Никитюк. В 2014 г. на подмосковном аэродроме Дракино планируется провести первый Кубок им. Олега Пасечника. Есть планы сделать это соревнование международным и максимально поднять его престиж.

В этом году наша команда на чемпионате мира стала победителем. Первое место занял пилот Владимир Ильинский, второе место – Георгий Каминский, тренер сборной Николай Никитюк. Хочется поблагодарить Владимира и Георгия за столь высокие награды, которые они принесли России. К сожалению, наша страна не знает своих героев. Федерация планерного спорта обращалась на различные телеканалы и радиостанции, многие обещали, что с нами свяжутся. Но этого так и не произошло.

«АС»: Как вы привлекаете к планерному спорту молодежь?

С.Р.: В настоящее время, средний возраст наших пилотов колеблется от 35 до 50 лет. Но все больше молодежи хочет научиться летать на планере. Многие аэроклубы занимаются обучением школьников с 16 лет. Так, например, на аэродроме Шевлино в этом году выполнил программу третьего разряда Андрей Пономаренко, которому недавно исполнилось 17 лет. Очень большое внимание уделяется воспитанию и обучению молодежи в Воронежском клубе.

Там местный предприниматель Антон Пермяков взял на себя все расходы по обучению детей полетам на планерах. Также молодежь активно учится летать на планерах в Казани, Новосибирской и Орловской областях. Хочу отметить начальника аэроклуба «Пугачевка»,
в Орловской области, Сергея Антипова. Настоящий энтузиаст своего дела, каждый год готовит порядка десяти молодых планеристов.

Ежегодно Федерация планерного спорта проводит специальное спортивное мероприятие – чемпионат России по планерному спорту среди молодежи. Елена Егорова (Свиридова), победившая на прошлогоднем чемпионате среди юниоров, приняла участие в этом году в молодежном чемпионате мира в городе Лешно, Польша.

За последние десять лет Елена – первая наша молодая спортсменка, которая приняла участие на соревнованиях такого высокого уровня, где было представлено около 100 участников из разных стран мира: Германии, Франции, Польши, Литвы и др. Я интересовался у коллег, почему у них столько молодых спортсменов. Ответ был прост: обучение в этих странах дотируется из средств государственного бюджета. В нашей стране выделяются государственные средства на проведение спортивных сборов, приобретение новых спортивных планеров, но к сожалению, никто не обращает внимание на молодежный авиационный спорт.

«АС»: Чтобы вы хотели сказать тем, кто заинтересовался планеризмом?

С.Р.: Полеты на планерах – это самое романтическое увлечение. Если вас заинтересовал планер, сделайте первый шаг – найдите ближайший планерный аэродром. Посмотрите на эти аппараты в реальности, как они грациозно парят. Сами совершите ознакомительный полет с инструктором.

Как во все времена и во всех странах, малой авиацией занимаются фанаты и энтузиасты. Наша страна не исключение, даже больше, самая яркая иллюстрация к этому правилу. Я хочу сказать огромное спасибо каждому из тех, кто учит других летать, обеспечивает техническую сторону полетов, а также летает сам. Лучшее, что можно сделать для развития авиации и планеризма в нашей стране – начать летать самому!
 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC1rm3
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer