«АвиаСоюз»: Михаил Юрьевич, расскажите немного о себе, где учились, когда пришли работать в компанию?
Михаил Коробович.: В 1996 г. я окончил Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА) и был принят на работу в авиакомпанию «Трансаэро» на должность авиатехника по самолетам и двигателям в технический Департамент. Был безумно этому рад: все, о чем я мечтал в институте, воплотилось в жизни.
Достаточно быстро освоился в должности техника, потом стал инженером смены, затем ведущим инженером, начальником цеха, начальником производства. Прежде, чем возглавить технический департамент, прошел все звенья. Можно сказать, рос вместе с технической базой компании.
«АС»: Какое образование необходимо, чтобы попасть к вам на работу в технический департамент, какие требования вы предъявляете к молодым специалистам?
М.К.: Молодой специалист, прежде всего, должен иметь базовое техническое образование – диплом любого авиационного учебного заведения. Например, Егорьевского или Кирсановского авиационных колледжей, МАИ, МГТУ ГА.
Но диплома мало – требуется пройти собеседование с начальниками цехов и ведущими инженерами. Выпускнику вуза задают базовые вопросы. Он должен показать знания, которые усвоил во время учебы и преддипломной практики, требуется и знание английского языка. Если приходит специалист из другой компании, то вопросы будут узконаправленные: от него будут ждать подтверждения профессиональной квалификации.
Выпускники учебных заведений, как правило, к самостоятельной работе еще не готовы, поэтому к ним прикрепляют опытных наставников, с которыми они и проходят стажировку. После такой повторной практики молодого специалиста приглашают на квалификационную комиссию. И уже она дает разрешение на работу на авиационной технике, при этом, его контролируют старшие коллеги еще в течение трех лет. Только после этого молодой специалист допускается к самостоятельной работе с техникой.
Хотел бы еще сказать и о психологическом тестировании будущих работников компании, которое мы ввели пять лет назад. Когда я запрашиваю анкеты и вижу, что по результатам тестирования вынесен вердикт «психологически неустойчив», то претенденту сразу отказываю. Этот показатель крайне важен в нашей работе – наряду со знаниями и навыками. Если человек неуравновешен, имеет склонность к психологическому расстройству, это повлияет на обстановку в коллективе. И рано или поздно помешает работе. Ведь в стрессовых ситуациях именно самообладание выходит на первый план.
В авиации много вещей строится на доверии. Самолет – весьма сложное техническое устройство. К полету его готовят множество специалистов, каждый из которых отвечает за определенный узел. Когда авиатехник выпускает машину в полет и ставит подпись под документом, удостоверяющим полную готовность (release to service), командир экипажа не будет детально проверять, все ли в порядке с бортом. Если специалист поставил подпись – это означает его полную ответственность за готовность воздушного судна. Так устроено во всех авиакомпаниях мира.
«АС»: Михаил Юрьевич, в авиакомпании «Трансаэро» основу пассажирского парка составляют самолеты Boeing различных модификаций. Как организовано их техническое обслуживание, где оно проводится, на какой нормативной базе?
М.К.: Линейное (оперативное) техническое обслуживание самолетов Boeing практически полностью выполняется специалистами «Трансаэро». Для этого организованы станции линейного технического обслуживания под сертификатом «Трансаэро» в Шереметьево, Пулково, Екатеринбурге, Новосибирске, Бангкоке. Недавно наше дочернее предприятие, расположенное в Шенноне (Ирландия), по нашему запросу организовало линейную станцию в аэропортах Барселоны и Анталии. Сейчас на финальной стадии организация линейной станции на Кипре в городе Пафос.
Периодическое техническое обслуживание самолетов Boeing выполняется на нашем дочернем предприятии в Шенноне (Ирландия), которое я уже упоминал. Оно называется «Transaero Engineering Ireland» и выступает под своим сертификатом технического обслуживания. Одновременно на тяжелых формах могут стоять три самолета Boeing-767, Boeing-737. Помимо Ирландии, у нас есть базовые станции ПТО во Внуково, Домодедово и Пулково.
Технический департамент «Трансаэро» сегодня имеет сертификаты, позволяющие выполнять техобслуживание на самолетах российской, европейской, американской и бермудской регистрации. Один и тот же Boeing-747, но зарегистрированный в разных государствах, требует наличия и соблюдения требований властей авиационного регистра данной страны. Хотел бы отметить, что эти требования распространяются не только на самолеты, но и на специалистов.
Работники, которые выполняют техобслуживание самолета, помимо основополагающих тренингов проходят ежегодное специальное обучение. После теоретической подготовки наши специалисты имеют возможность пройти тренинги в компаниях British Airways, Lufthansa Training. В период осенне-зимней и весенне-летней навигации это обучение происходит по программам разного направления.
Один из серьезных тренингов – обучение в области так называемого человеческого фактора: как определить степень усталости, в течение какого времени специалист способен быть максимально сконцентрированным, острота зрения в разное время суток и при различном освещении, как это влияет на работу? Обязательно и ежегодное прохождение медосмотра.
Такая программа по проверке и подготовке специалистов технического обслуживания и ремонта авиационной техники определена требованиями авиационных властей всех государств.
«АС»: А как обеспечивается в авиакомпании «Трансаэро» эксплуатация самолетов российского производства?
М.К.: В нашей авиакомпании эксплуатируются три пассажирских самолета Ту-214 и два грузовых самолета Ту-204С. С учетом малочисленности парка и экономической целесообразности оперативное и трудоемкое техническое обслуживание самолетов Ту-214 выполняется по контрактам в ЗАО «АТБ Домодедово» и Центре ТОиР в Казани. При необходимости, специалисты этих организаций летают и в транзитные аэропорты для обслуживания самолетов Ту-214. При этом, решение всего комплекса вопросов, связанных с техническим обслуживанием, анализом технического состояния и других аспектов эксплуатации Ту-214, остается за нашей авиакомпанией.
Оперативное техническое обслуживание самолетов Ту-204С, которые эксплуатируются «Трансаэро» с мая 2013 г., осуществляется специалистами нашей авиакомпании. Возникающие вопросы, связанные с заменой агрегатов и запасных частей, мы решаем совместно с нашим партнером – ЗАО «ИФК Техник».
«АС»: Приведите, пожалуйста, конкретные примеры инновационных подходов и решений при техническом обслуживании воздушных судов в авиакомпании «Трансаэро»?
М.К.: С точки зрения оптимизации технического обслуживания, снижения затрат и повышения качества технического обслуживания, безусловно, присутствуют инновационные идеи.
Не секрет, что любой самолет обслуживается по определенной программе и, при этом, внесение каких-то дополнений в программу со стороны оператора не возбраняется. В России мы летаем в сложных погодных условиях, и на основании нашего опыта и возникающих проблем мы постоянно совершенствуем программу техобслуживания. При необходимости, вводим какие-то дополнительные проверки, не предусмотренные производителем, которые улучшают состояние авиационной техники, увеличивают ее надежность, ресурс. Например, у нас было много проблем с дефектами по механизации крыла на Boeing-767. Внедрением дополнительных инспекционных проверок при проведении периодического техобслуживания мы выявляем предотказное состояние и, тем самым, предотвращаем отказ в период эксплуатации. Через представительство компании Boeing в Москве мы доводим информацию об изменении в программе, которую взяли на вооружение на заводе-изготовителе в США.
Должен отметить, что технический департамент «Трансаэро» постоянно взаимодействует с инженерами компании Boeing для достижения общего результата. Мы исходим их того, что если мы на протяжении многих лет эксплуатируем самолеты Boeing, то должны работать на общее дело, совершенствуя модификации этих воздушных судов.
Нельзя не сказать и о новшествах в нашей компании. В «Трансаэро» в течение двух лет проходит конкурс инновации, в котором участвуют и представители технического департамента. На прошлом конкурсе был представлен проект по созданию и сертификации программы Engine Shop, позволяющей выполнять локальные ремонты на авиадвигателях по замене лопаток и компрессоров. Экономически это очень обосновано, так как поток дефектов в двигателях достаточно большой. Сейчас мы выполняем эти работы по контрактам за рубежом, но благодаря инновационному подходу в ближайшее время будем делать это на нашей станции ПТО во Внуково.
«АС»: Михаил Юрьевич, как известно, недавно был подписан контракт, который предусматривает эксплуатацию в авиакомпании «Трансаэро» самолетов Airbus-380. Как вы готовитесь к их техническому обслуживанию?
М.К.: В конце 2015 г. в нашу авиакомпанию непосредственно со стапелей завода-изготовителя в Тулузе должно поступить четыре новых самолета Airbus-380.
Мы сейчас находимся в стадии выбора опций систем самолета, пассажирского салона и т.д. Разрабатываем комплектацию под наши запросы, вкладываем инновационные идеи, строим, можно сказать, самолет «под себя». Безусловно, мы работаем и над стратегией послепродажного технического обслуживания самолетов А380 в нашей авиакомпании. Это очень интересная и сложная работа, я думаю, что А380 в «Трансаэро» настолько всех удивит, что это будет событие не только российского, но и международного масштаба.
В заключение хотел бы сказать, что с учетом многолетнего опыта и высокого профессионального уровня специалистов технического департамента авиакомпании «Трансаэро» мы готовы к обслуживанию самолетов новейшей технической генерации.