В центре внимания, конечно же, оказались полеты многофункциональных истребителей МиГ-29К/КУБ – «главного калибра» корабля. Они были организованы ОАО «ПО Севмаш» с помощью и при содействии командования Северного Флота, при взаимодействии с ОАО «РСК МиГ», ГЛИЦ МО РФ и ОАО «Камов».
Как отмечалось в пресс-релизе РСК «МиГ» по поводу завершения испытаний истребителей МиГ-29К/КУБ на борту INS Vikramaditya в августе-сентябре 2013 г., «в ходе выполнения полетов экипажами ОАО «РСК «МиГ» была обеспечена контрольная отработка авиационно-технических средства авианосца. Программа отработки, в частности, включала серию полетов с палубы корабля ночью, парные взлеты и посадки с минимальным интервалом, полеты с полной боевой нагрузкой». На двух самолетах МиГ-29К и МиГ-29КУБ было выполнено 57 полетов, в т.ч. 47 посадок на авианосец. Из них 12 взлетов и посадок было совершено в ночных условиях, что не практиковалось российской палубной авиацией с 1999 г. Кроме того, в это же время на корабле были проведены испытания вертолетов Ка-27ПЛ и Ка-31Р и их взаимодействия с АТСК авианосца. Всего с палубы было успешно выполнено тридцать полетов вертолетчиков, не считая поисково-спасательное обеспечение работы истребителей экипажами авиации Северного Флота на Ка-27ПС.
Во время испытаний в Баренцевом море на борту авианосца Vikramaditya находился коммодор Сурадж Берри, который назначен командиром этого корабля в ВМС Индии. Корреспонденту журнала «Взлет» Владимиру Карнозову представилась возможность поговорить с коммодором Берри о новом авианосце и его месте в индийских ВМС.
- Господин коммодор, можете ли Вы сравнить Vikramaditya с авианосцем Viraat, находящемся на вооружении ВМС Индии? В чем состоит существенная разница между ними?
О. Viraat (в его предыдущем воплощении – Hermes, был сдан Королевским Военно-морским силам в 1959 г.) в 1987 г был введен в состав ВМС Индии. Флаг индийских ВМС гордо развевался над авианосцем в течение прошедших 26 лет, и он был центральной частью концепции авианосных операций ВМС Индии. Вклад авианосца Viraat в развитие наших ВМС трудно переоценить. Но водоизмещение и размерения авианосца Vikramaditya значительно больше, чем у Viraat. Больший размер увеличивает и потенциальные возможности корабля: на нем больше летательных аппаратов, которые могут выполнять операции с палубы. Кроме того, два этих авианосца относятся к разным классам: Viraat основан на принципе STOVL (короткий взлет и вертикальная посадка), Vikramaditya - на принципе STOBAR (короткий взлет и посадка на авиафинишеры). Два корабля построены на основе различных концепций, и было бы неправильно сравнивать их между собой, особенно еще и потому, что каждый из них в своей изначальной форме отлично послужил стране своего происхождения. Viraat стал основоположником традиций индийских ВМС, и, я уверен, что Vikramaditya станет его последователем.
- Известно, что Индия в настоящее время занята строительством авианосцев собственной разработки (IAC, проект 71). Как опыт строительства, приемки, ввода в эксплуатацию и начальной эксплуатации авианосца Vikramaditya повлияет на развитие программы ВМС Индии и по строительству собственных авианосцев?
Участвуя в проекте 11430, ВМС Индии смогли обеспечить постоянное присутствие своих специалистов в составе Группы Наблюдения в Северодвинске. С тех пор большое количество военнослужащих ВМС Индии оказалось связанными с этим проектом. Принимая участие в работах на различных этапах ремонта, переоборудования, модернизации, испытаний и приемки корабля, Военно-морские силы Индии получили значительный опыт. Сегодня он в большой мере сегодня используется также и при разработке проекта нового индийского авианосца. Знания, полученные в сотрудничестве с нашими российскими коллегами и друзьями на «Севмаше», в «Невском ПКБ», на предприятиях-изготовителях оборудования, очень важны для нас. Они стали важной составляющей при строительстве такого сложного корабля. Завершение испытаний и ввод в строй авианосца Vikramaditya будет иметь большое значение для индийских ВМС, придадут нам уверенности, столь необходимой в ближайшие годы для развития нашей собственной программы строительства авианосцев.
- Каковы основные задачи, стоящие перед Вами как перед командиром корабля, на ближайшую и отдаленную перспективу?
Начиная с 2012 года, одновременно проводилось множество различных мероприятий, и теперь, когда до сдачи корабля остались считанные дни, цель впереди уже хорошо ясна. В течение всего прошедшего времени экипаж планировал и организовывал свои задачи на различных этапах. Этап, на котором мы сейчас находимся – испытания и корабельная практика. Две неизбежные и чрезвычайно важные задачи, стоящие перед индийским экипажем – это, во-первых, успешно закончить испытания корабля и летные испытания, и, во-вторых, продолжить корабельную практику с целью дать уверенность экипажу в самостоятельной эксплуатации корабля и управлении всеми системами авианосца. Следующим этапом будет подготовка и сдача корабля ВМС Индии, с одновременной подготовкой к первому переходу корабля к месту постоянного базирования. Уже начато планирование в отношении этих действий и мероприятий. В среднесрочной и более отдаленной перспективе нам предстоит пройти этап интеграции авиакрыла – самолетов и вертолетов, которые должны будут выполнять операции с борта авианосца. Это будет происходить уже в Индии, и включать отработку посадки на палубу авианосца пилотами МиГов. А последним этапом станет введение Vikramaditya в состав флота. Оно станет кульминацией всей многолетней программы и реализацией боевого потенциала корабля в полной мере. Как Вы видите, на промежуточном этапе и в предстоящие годы нас еще ждет много трудных и интересных дел. Я уверен, что хорошо мотивированный и профессионально подготовленный экипаж, при поддержке штаба и командования ВМС нашей страны, обеспечит выполнение и достижение всех намеченных задач и целей корабля.