Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Валерий Зотов:
Земные крылья ВВС


13.09.12 11:40 Павел Иванов, Журнал "Авиапанорама"


Накануне юбилейной даты состоялась беседа главного редактора журнала «Авиапанорама» с начальником НИЦ ЭРАТ, кандидатом технических наук, доцентом, полковником Валерием Зотовым об истории создания, предназначении, роли и месте научно-исследовательского центра в развитии авиации Вооруженных Сил

 

– Валерий Алексеевич, столь внушительная юбилейная дата обязывает в начале беседы осветить историю создания и основные вехи организационного развития НИЦ ЭРАТ за 70 лет  его деятельности.

– Зарождение и становление НИЦ проходило в годы Великой Отечественной войны. Тяжелейшая обстановка на фронтах, большие потери и острая нехватка самолетов требовали срочных мер по восстановлению большого количества авиационной техники, получившей боевые повреждения на земле и в воздухе. Положение усугублялось тем, что в предвоенные годы началось перевооружение авиационных частей на новые типы самолетов. Полевые ремонтные части и подразделения не успевали справляться с ремонтом все возрастающего потока неисправных самолетов. Сказывалась общая неразвитость и изначальная неподготовленность ремонтной сети, ее низкая техническая оснащенность, острая нехватка квалифицированных ремонтных кадров, запасных частей и агрегатов, а также отсутствие достаточного количества отлаженных и эффективных технологий, методов и средств войскового и заводского (капитального) ремонта, в том числе и для новых типов самолетов.

Чтобы переломить ситуацию, потребовалось принятие целого ряда организационных решений, в том числе по формированию управлений и отделов полевого ремонта, по созданию сети полевых передвижных и стационарных авиационно-ремонтных мастерских,  по обеспечению взаимодействия сил и средств войскового (полевого) ремонта с авиационными ремонтными заводами, предприятиями-изготовителями и авиационными ОКБ и др.

Это предопределило необходимость решения в кратчайшие сроки системной проблемы обеспечения и поддержания исправности авиационного парка ВВС на качественно новом организационном и научно-техническом уровне путем создания в октябре 1942 года научно-исследовательского подразделения в виде  Научно-экспериментальной базы по ремонту материальной части ВВС Красной Армии (НЭБ ВВС КА), которая в 1944 г. была преобразована в Центральную научно-экспериментальную базу (ЦНЭБ). В результате впервые в истории инженерно-авиационной службы (ИАС) ВВС была создана целевая научно-техническая структура, предназначенная для разработки эффективных технологий, методов и средств ремонта авиационной техники, оказания помощи инженерно-техническому составу ИАС в их освоении и внедрении в практику, массового повышения квалификации специалистов ремонтной сети ВВС, анализа и обобщения опыта устранения боевых и эксплуатационных повреждений, организационно-технического развития сил и средств ИАС, а также для разработки предложений и обоснованных технических решений по повышению надежности самолетов, модернизации их систем, оборудования и вооружения в процессе эксплуатации.

За годы войны ЦНЭБ внес весомый вклад в обеспечение и поддержание боеготовности авиационных частей. Полученный бесценный военный опыт научно-методического, технологического и организационно-технического сопровождения эксплуатации и ремонта авиационной техники послужил основой для обоснования путей и направлений дальнейшего развития ЦНЭБ, как научно-исследовательского центра ИАС ВВС.

Результатами их организационного воплощения явились: расширение сферы деятельности и решение новых научно-методических и прикладных задач; обеспечение комплексного военно-научного сопровождения авиационной техники на всех этапах ее жизненного цикла – от разработки до утилизации; организационно-техническое и нормативно-методическое развитие системы ИАО ВВС, как ядра интегрированной системы материально-технического обеспечения авиации Вооруженных Сил; интенсификация процессов подготовки высококвалифицированных научных кадров; развитие на качественно новом уровне лабораторно-экспериментальной базы исследований и др.

Организационным следствием усиления роли и значимости научно-методической составляющей в обеспечении эффективного функционирования авиационной системы ВВС явилось последовательное повышение с 1958 г. базового уровня и статуса ЦНЭБ: в 1958 г. ЦНЭБ преобразован в Научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники ВВС (НИИ ЭРАТ ВВС); в 1962 г. институт получил статус Государственного (ГНИИ ЭРАТ ВВС); в 1965 г. институт преобразован  в 13 ГНИИ ЭРАТ ВВС; в 1990 г. институту присвоено наименование 13 Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны СССР (эксплуатации и ремонта авиационной техники); в 2003 г. институт преобразован в ФГУ «13 ГНИИ Минобороны Российской Федерации».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1978 г. за большую научно-исследовательскую работу в деле развития и освоения техники и вооружения институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1992 г. за большой вклад в развитие отечественной авиации, обеспечения боеготовности и надежности авиационной техники институт награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РФ.

Группам сотрудников института дважды присуждалась Государственная премия СССР: в 1972 – за разработку и внедрение научных основ и методов инженерно-авиационного обеспечения (11 научных сотрудников) и в 1979 г. – за комплекс научных методов и технических средств установления причин отказов и аварий авиационной техники (10 научных сотрудников).

С 1998 г. институт практически ежегодно награждается Грамотой первого заместителя Министра обороны РФ за достигнутые результаты во Всероссийском смотре  на лучшую организацию изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы.

В декабре 2010 г. в результате проведенной оптимизации Военно-научного комплекса Вооруженных Сил, ФГУ «13 ГНИИ МО РФ» преобразован в Научно-исследовательский центр эксплуатации и ремонта авиационной техники (НИЦ ЭРАТ г. Люберцы) и в качестве структурного подразделения вошел в состав одного из укрупненных институтов Минобороны России. При этом и в новой организационной структуре за НИЦ ЭРАТ максимально сохранены и закреплены основные направления научно-исследовательской и практической деятельности, ранее возлагаемые на 13 ГНИИ МО РФ.

– В связи с этим, как в общем плане можно охарактеризовать основное предназначение и ключевые направления деятельности НИЦ ЭРАТ в настоящее время?

– На всех этапах организационного развития НИЦ ЭРАТ  продолжает сохранять, а по ряду новых задач и усиливать, свое системное предназначение как ведущей научно-исследовательской организации Министерства обороны (далее – НИО МО) в области военно-научного сопровождения (далее – ВНС) эксплуатации, ремонта и хранения (далее – ЭРХ) авиационной техники (АТ) военного назначения на всех стадиях ее жизненного цикла, обеспечения боеготовности авиационных частей и поддержания исправности авиационного парка ВВС, повышения эксплуатационной надежности АТ государственной авиации и технической безопасности полетов воздушных судов авиации Вооруженных Сил, организационно-технического и нормативно-методического развития системы инженерно-авиационного обеспечения (ИАО) боевой подготовки и боевых действий авиации Вооруженных Сил.

Базовой предметной специализацией НИЦ являются системные исследования ИАО и всего спектра проблем и задач повышения военно-технической и экономической эффективности и качества функционирования систем ЭРХ авиационной техники государственной авиации.

Практическая реализация результатов научно-исследовательских работ (НИР) осуществляется совместно с органами военного управления ВВС, Службой безопасности полетов авиации Вооруженных Сил, ОКБ – разработчиками и предприятиями – изготовителями АТ, авиаремонтными предприятиями и базами хранения АТ резерва и в тесном  взаимодействии  с более чем 30-ю научно-исследовательскими и испытательными организациями Министерства обороны РФ и авиационной промышленности.

Эффективная в военно-техническом и экономическом отношениях деятельность НИЦ, базирующаяся на прочном фундаменте интегрированной научно-методической и лабораторно-экспериментальной базы, определяет его  лидирующие позиции в Военно-научном комплексе Минобороны России и в области системного решения как разнородных, так и взаимосвязанных проблем ЭРХ  вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) других видов и родов войск. Именно поэтому на НИЦ ЭРАТ с 2002 года дополнительно возложены функции головной и координирующей НИО МО  по решению межвидовых и общих проблем развития и совершенствования  систем ЭРХ ВВСТ Вооруженных Сил.

В условиях кардинальной перестройки органов военного управления ВВС на стратегическом уровне, в том числе с упразднением ряда структурных подразделений технического и тылового обеспечения Главкомата ВВС, значительная часть их функций и задач передана в ведение управления специальных видов обеспечения авиации Вооруженных Сил  в составе НИЦ ЭРАТ. Данное решение фактически закрепляет НИЦ ЭРАТ в качестве центрального звена системы ИАО авиации Вооруженных Сил, интегрирующего в себе под единым руководством  научно-исследовательскую деятельность и участие в управлении процессами технического обеспечения эксплуатации и войскового ремонта АТ в авиационных частях. В результате НИЦ ЭРАТ впервые в практике НИО МО приобретает принципиально новое качество и значение как исследовательская и координирующая структура в авиации Вооруженных Сил с функциями практической организации технического обеспечения эксплуатации и ремонта АТ в войсках.

– Насколько значимо сказались на деятельности НИЦ организационно-штатные преобразования, связанные с переходом от самодостаточного 13 ГНИИ МО с его подчиненностью ВВС, к НИЦ ЭРАТ в качестве одного из структурных подразделений укрупненного НИО МО? Вопрос не праздный, поскольку ряд ветеранов в своем письменном обращении в Администрацию Президента Российской Федерации усматривают в этом намерение «окончательной ликвидации НИИ ЭРАТ ВВС» и ратуют за возрождение его «былой мощи».

– В основу проведенных преобразований заложены принципы оптимальной интеграции целого ряда  НИО МО на основе создания межвидовой системы целевых  НИЦ, одним из которых является в настоящее время НИЦ ЭРАТ. При этом НИЦ, являясь, по сути, правопреемником бывшего 13 ГНИИ МО РФ, сохраняет, как я уже отмечал, своё базовое предназначение, ключевые направления исследований, основные функции и задачи как головной НИО МО в области научно-методического обеспечения решения проблем и задач ЭРХ авиационной техники, организации ИАО, а также межвидовых и общих проблем развития систем эксплуатации и ремонта ВВСТ Вооруженных Сил.

Ввиду этого обеспокоенность по поводу «практической ликвидации НИИ ЭРАТ ВВС» не имеет достаточных оснований, о чем свидетельствуют эффективные результаты деятельности НИЦ, которые, я полагаю, станут предметом нашей дальнейшей беседы. Отмечу только, что пожелания «восстановления былой мощи НИИ ЭРАТ ВВС» понятны, но равносильны возврату к морально и физически устаревшему облику ВС РФ. Это противоречит принципам структурно-функциональной оптимизации военно-научного комплекса ВС РФ, организационной сутью которых является переход на качественно новый уровень централизованного программно-целевого планирования НИР в рамках межвидовой интегрированной системы целевых НИЦ, обеспечивающего эффективное военно-научное сопровождение государственного оборонного заказа (ГОЗ) и государственной программы вооружения (ГПВ).

С этих позиций, ранее действующая в 13 ГНИИ МО РФ   система ВНС представляется во многом архаичной и  избыточной в организационно-штатном отношении и не адаптированной к новым условиям функционирования, предусматривающим кардинальное перераспределение функций, задач и сфер ответственности между органами военного управления, НИО МО и системой сервисного обслуживания и ремонта ВВСТ с привлечением сил и средств ОАО «Оборонсервис» и предприятий-изготовителей.

– Что, по Вашему мнению, является в настоящее время организационно-методической основой планирования и выполнения исследований, обеспечивающих эффективное военно-научное сопровождение эксплуатации, ремонта и хранения авиационной техники научными подразделениями  НИЦ и достижение высоких практических результатов?

– Как показывает опыт планирования и организации исследований, в рамках прежней, традиционно сложившейся системы планирования и реализации  результатов НИР в области развития систем ЭРХ АТ возможно решение лишь отдельных, хотя и важных, но системно не увязанных частных  целевых задач, решаемых в большинстве случаев вне рамок организации централизованного материально-технического и научно-методического обеспечения. При этом этапы ЭРХ являются для АТ наиболее капиталоемкими и ресурсосберегающими стадиями жизненного цикла. Так, стоимость эксплуатации и ремонта любого боевого авиационного комплекса в течение жизненного цикла в 5–7 раз превышает его закупочную стоимость. Эти факторы объективно предопределяют актуальность и приоритетность исследований в области ЭРХ АТ. В то же время они недостаточно учитывались при формировании ГОЗ и ГПВ. В результате решение проблем развития и совершенствования  систем ЭРХ АТ оставалось в целом ряде случаев за рамками централизованной программно-целевой и финансовой поддержки.

В последние годы методологической основой организации исследований по системному решению совокупности задач ИАО и ВНС АТ является использование и развитие методов и принципов программно-целевого планирования с учетом особенностей организации функционирования систем ЭРХ и решаемых проблем в области обеспечения исправности парка АТ и поддержания боеготовности авиационных частей. Это обеспечивает целевую системную увязку  НИР на основе планирования и выполнения оперативных, среднесрочных и перспективных циклов исследований, реализующих программные элементы организационно-технического, нормативно-методического, технологического и информационного развития систем ЭРХ АТ государственной авиации. При этом совокупность разработанных НИЦ и действующих в ВВС концептуальных документов по развитию ИАО и систем ЭРХ преобразованы в рациональную систему исследований и мероприятий, сбалансированных по срокам и результатам в зависимости от различных уровней финансирования  и располагаемых материально-технических и трудовых ресурсов.

В условиях интенсификации процессов перевооружения авиационных частей на новую и перспективную технику, в НИЦ осуществляется переход на новый уровень планирования и организации исследований на основе развития и реализации положений Инструкции о ВНС НИОКР в ВС РФ, утвержденной в 2011 г. При этом принципиальной особенностью является разработка ТТЗ на выполнение соответствующих НИР по ВНС НИОКР, осуществляемых в рамках ГОЗ.

На этой основе впервые в полной мере для научно-исследовательских подразделений НИЦ обеспечивается возможность осуществления системного планирования исследований и выполнения работ по ВНС НИОКР от разработки до снятия с вооружения АТ с обеспечением преемственности в планировании и выполнении дальнейших работ после завершения очередного этапа жизненного цикла  с централизованным учетом и контролем полученных результатов, в том числе на уровне ВНК ВС РФ.

В методическом и практическом отношениях наиболее важным в  исследованиях является проведение  целевого и обобщенного анализа результатов деятельности научных подразделений НИЦ с позиций их вклада в повышение эффективности и качества функционирования ИАО. При этом обеспечивается  выход на уровни оценок соответствующих изменений системных показателей боеготовности авиационных частей и исправности авиационного парка, стоимости и трудоемкости обеспечения жизненных циклов АТ, научно-технического и нормативно-методического обоснования и поддержки решений органов военного управления авиацией Вооруженных Сил.

– Какие прикладные практические проблемы и задачи ВНС АТ  наиболее актуальны в военно-техническом и экономическом отношениях и являются предметом особого внимания НИЦ?

– Наиболее приоритетными, безусловно, продолжают оставаться исследования по поддержанию исправности авиационного парка ВВС, определяющий потенциал и состояние технической составляющей боеготовности авиационных частей. Актуальность данной проблемы продолжает возрастать по мере естественного старения авиационного парка в условиях все еще низких темпов пополнения частей новой техникой. Научно-методическое и практическое обеспечение ее решения осуществляется в рамках системной организации программно-ориентированных циклов исследований по ключевым и взаимосвязанным задачам: обеспечение исправности парка АТ по запасам ресурсов и срокам службы; обеспечение эксплуатации и ремонта АТ по состоянию; развитие средств, методов и технологий войскового и заводского ремонта; обеспечение сохраняемости АТ в процессе их длительного хранения на базах резерва ВВС.

Учитывая большой объем исследований и работ по решению этих задач, ограничусь фактической стороной вопроса с отражением практических результатов.

Исследования по обеспечению исправности парка АТ по запасам ресурсов и сроков службы обеспечивают возможность обоснованного и рационального увеличения ресурсов и сроков службы АТ на основе оценки и выявления резервов, заложенных в конструкции, развития средств, методов и технологий диагностирования технического состояния, неразрушающего контроля наиболее ответственных и уязвимых элементов планера, силовых установок, редукторов и воздушных винтов, а также бортового оборудования. По результатам четырехлетнего цикла исследований и работ увеличены назначенные ресурсы и сроки службы по 10–15 типам самолетов, 3–5 типам вертолетов и 3–5 типам авиационных двигателей. Суммарный экономический эффект исследований по этому направлению условно сопоставим с величиной потенциальных затрат на производство и закупку воздушных судов в объеме более 12% от существующего парка и не менее 8% от парка авиационных двигателей.

По результатам разработки и практической реализации методов эксплуатации АТ по состоянию для основного парка АТ ВВС технически и экономически обоснован и обеспечен перевод на эти методы более 60–80% систем вооружения, авиационного и радиоэлектронного оборудования. При этом общая техническая исправность систем и оборудования выросла как минимум на 15–25% в зависимости от типа АТ, а трудоемкость и стоимость их технического обслуживания и ремонта снизилась на 30–35%.

Введены новые формы и методы технического обслуживания и ремонта АТ – контрольно-восстановительное обслуживание (КВО) и контрольно-восстановительные работы (КВР). В результате во многих случаях удалось обоснованно избежать необходимости проведения капитального ремонта АТ в полном объеме после истечения установленных  сроков службы.

По результатам последнего трехлетнего цикла исследований с проведением практических применений и полигонных испытаний авиационных средств поражения (АСП) увеличены сроки службы для шести основных типов АСП, что экономически сопоставимо с величиной потенциальных затрат на производство и закупку 15–20% АСП этого вида от их общего объема в ВВС.

С учетом выраженной тенденции увеличения простоев АТ в неисправном состоянии из-за отсутствия запасных частей (ЗЧ), разработана и реализована краткосрочная программа организацион­ного и нормативно-методического решения данной проблемы с приложением методик оценки потребностей в ЗЧ, норм их заказов и запасов на складах различных уровней. Их  практическая реализация с внедрением дифференцированного метода управления запасами ЗЧ потенциально обеспечивает возможность повышения исправности парка АТ на 10–15%, снижение в 1,5 раза простоев АТ из-за отсутствия ЗЧ, уменьшение на 10–15% затрат на закупку ЗЧ с одновременным снижением на 20–25% их запасов на складах различного уровня.

При ограниченном производстве и закупок новой АТ заводской капитальный ремонт продолжает оставаться основным источником пополнения авиационных частей исправной (в том числе модернизированной) техникой со значительными ресурсами и  сроками службы.

В условиях отказа целого ряда отечественных и зарубежных заводов-изготовителей и ОКБ-разработчиков от сопровождения ремонта на авиационных ремонтных заводах (далее АРЗ) обеспечена необходимая организационная, методическая и технологическая поддержка процессов освоения капитального ремонта с приложением нормативно-технической  и технологической документации по серийному капитальному ремонту АТ. В результате был практически компенсирован потенциально ожидаемый ущерб от сокращения количественного состава авиационного парка ВВС, обусловленный отсутствием возможностей проведения капитального ремонта целого ряда типов воздушных судов и авиационных двигателей на АРЗ Министерства обороны.

Совместно с ведущими АРЗ разработаны и внедрены менее затратные, но более эффективные технологии ремонта, позволившие для основных типов АТ ВВС сократить стоимость капитального ремонта в среднем на 20–30%, а продолжительность цикла ремонта на 30–40%. Методически и технологически обеспечено внедрение на АРЗ ремонта по состоянию основной номенклатуры комплектующих изделий. Подтвержденный экономический эффект (от стоимости капитального ремонта) составляет 15–20% от внедрения  технологий и методов ремонта по состоянию и 25–30% – от выполнения среднего ремонта авиационных двигателей взамен их капитального ремонта.

Решение проблем и задач в области обеспечения сохраняемости воздушных судов в процессе их длительного хранения на базах резерва осуществляется на лабораторно-экспериментальной базе Испытательного центра проблем коррозии, старения и биоповреждений, аккредитованного в Госстандарте РФ. Основными практическими результатами проведения четырехлетнего цикла исследований стало: повышение сроков хранения АТ без переконсервации в 1,5–2 раза, снижение сроков ввода в строй воздушных судов после длительного хранения в два раза, уменьшение суммарных затрат на хранение в 2–3 раза, сокращение номенклатуры средств консервации на 25%.

Разработана методология климатических испытаний АТ, создана и функционирует сеть климатических испытательных станций. Исследования по этому направлению осуществляются в тесном взаимодействии с Российской академией наук. Экономический эффект от внедрения результатов исследований ежегодно составляет не менее 50 млн рублей.

В целом реализация в рамках планирования и выполнения НИР программно-целевых подходов к организации и осуществлению военно-научного сопровождения ЭРХ АТ позволила замкнуть в единое целое всю систему восстановления и поддержания исправности авиационного парка ВВС с эффективным внедрением прогрессивных и ресурсосберегающих методов и технологий эксплуатации, ремонта и хранения АТ.

– Приведенные  Вами результаты исследований действительно впечатляют. Какие еще направления научной и практической деятельности можно отнести к числу наиболее приоритетных и основные результаты исследований в решении соответствующих проблем и задач?

– Задачей первостепенной важности и наивысшего приоритета для авиации Вооруженных Сил  и НИЦ продолжает оставаться решение проблем повышения эксплуатационной надежности воздушных судов государственной авиации и профилактика авиационных происшествий.  При этом НИЦ ЭРАТ является единственной НИО МО, способной комплексно и в полном объеме проводить независимые исследования технических причин авиационных происшествий (инцидентов) и отказов АТ в процессе эксплуатации с оперативной разработкой обоснованных рекомендаций и профилактических мероприятий по их предотвращению. Это обеспечивается отлаженной системой, функционально объединяющей научно-исследовательские подразделения НИЦ ЭРАТ с их специализированной научно-методической базой и оборудованием.

В НИЦ создана и развивается уникальная и мощная по масштабам информационно-аналитическая система обеспечения  надежности воздушных судов «АСУ Надежность – АТ», обеспечивающая проведение целевого и обобщенного анализа соответствующей информации и результатов исследований по всем типам АТ государственной авиации, на основе которых разрабатываются и внедряются упреждающие профилактические мероприятия.

По результатам выполнения оперативных и плановых исследований ежегодно отрабатывается в среднем 80–100 обоснованных требований к предприятиям промышленности, ОКБ и АРЗ по устранению выявленных конструктивно-производственных недостатков и более 20 указаний органов военного управления ВВС, направленных на обеспечение технической безопасности полетов и повышение надежности АТ в эксплуатации. При этом на каждый рубль, вложенный в исследования  отказавшей АТ, приходится как минимум пять тысяч рублей потенциально предотвращенного ущерба.

По заданиям Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил выполняются  исследования аварийной и отказавшей техники непосредственно на местах авиационных происшествий и инцидентов, по результатам которых устанавливаются технические причины имевших место отказов с разработкой соответствующих рекомендаций  и эффективных мероприятий по их предотвращению на воздушных судах государственной авиации. Высокий авторитет и уникальный опыт исследований аварийной и отказавшей авиационной техники являлись и являются основой для привлечения специалистов НИЦ к проведению целого ряда наиболее ответственных и сложных исследований по другим видам ВВСТ и космической техники, включая происшествия, вызвавшие широкий общественный резонанс.

 В  авиационных частях  и АРЗ под руководством специалистов НИЦ проводятся целевые и плановые исследования опережающего профилактического характера  с использованием уникальных и достоверных средств, методик и технологий неразрушающего контроля наиболее ответственных и потенциально уязвимых элементов конструкции. При этом в 3–5% случаев проверок своевременно выявляются скрытые повреждения и дефекты материалов, процесс развития которых потенциально угрожает безопасности полетов. Одновременно результаты проверок учитываются при решении вопросов увеличения (продления) ресурсов и сроков службы АТ.

В настоящее время под руководством Службы безопасности полетов авиации ВС РФ продолжаются работы с непосредственным участием НИЦ по совершенствованию всей системы обеспечения безопасности полетов в рамках ВНС соответствующих ОКР.

Разработанная в НИЦ автоматизированная система учета авиационных событий, отказов и повреждений АТ является основой функционирования «Единой информационно-аналитической системы обеспечения безопасности полетов авиационной техники военного назначения государств-участников СНГ».  Решением Совета министров обороны государств-участников СНГ (2011 г., Астана) соответствующий пакет прикладных программ для учета, накопления и анализа информации по безопасности полетов рекомендован для использования всеми заинтересованными сторонами при разработке мероприятий по профилактике и предупреждению авиационных происшествий с воздушными судами военного назначения, эксплуатируемыми в военной авиации стран СНГ.

– Валерий Алексеевич, в завершение темы исследований аварийной и отказавшей АТ, было бы непростительным с моей стороны упустить возможность донести до наших читателей Ваше отношение, как руководителя наиболее компетентной научной организации в этой области, к многочисленным версиям о причинах катастрофы самолета УТИ МиГ-15, в которой погибли первый космонавт Герой Советского Союза Ю.А. Гагарин и Герой Советского Союза В.С. Серегин.

– Абсолютное большинство версий, активно распространяемых в СМИ к каждой годовщине  трагической даты, являются плодом фантазий или проявлением  научно-технической несостоятельности. Мы с уважением относимся к попыткам компетентных специалистов и авторитетных ученых выдвижения и обоснования различных версий о возможных причинах развития катастрофической ситуации, совместно изучаем и анализируем их. Но принципиально значимым является то, что они не содержат каких-либо новых достоверно установленных фактов, обстоятельств, сведений, методических и инженерно-технических результатов, которые могли бы объективно подтвердить их состоятельность и, как следствие, подвергнуть ревизии результаты работы Правительственной комиссии.

Специалисты НИЦ находятся в  готовности к  активному участию в разрешении остающихся неясными для специалистов вопросов о причинах катастрофы. Необходимым условием для возобновления исследований является появление новых объективных данных, новых научных знаний, методических и экспериментальных возможностей, способствующих получению исчерпывающих ответов на вопросы, поставленные Правительственной комиссией в 1968 г. При этом наши сотрудники по-прежнему открыты для продолжения конструктивного диалога по этому вопросу со всеми заинтересованными организациями и специалистами в области безопасности полетов, но только на профессиональном уровне и без какой-либо преждевременной «шумихи» и «сенсационных» открытий в средствах массовой информации.

– Вернемся к продолжению основной  темы нашей беседы. Наряду с перечисленными исследованиями системного характера, какие примеры можно привести по выполнению целевых научно-технических и поисковых НИР?

– Здесь в качестве примера можно отметить исследования по развитию и совершенствованию средств, методов и технологий эксплуатационного контроля технического состояния воздушных судов. Методологической основой соответствующей Концепции ВВС, разработанной НИЦ, является информационное объединение наземных и бортовых средств эксплуатационного контроля с образованием информационно-диагностической системы (ИДС) воздушного судна. Интегрированная в ИДС диагностическая информация и результаты ее обработки являются основой как для текущей оценки технического состояния воздушного судна, так и для прогнозирования его изменения, планирования работ по техническому обслуживанию, ремонту  и снабжению запасными частями. Моделирование процессов функционирования ИДС на конкретных авиационных комплексах (с учетом имеющихся практических результатов внедрения ее элементов) показывает возможность повышения безотказности в полете на 15–20% и сокращения простоев АТ в неисправном состоянии на 10–15% с одновременным уменьшением в 1,5 раза необходимых запасов конструктивно-сменных блоков. Сопряжение ИДС с автоматизированным контуром информации и наблюдения, функционирующим в режиме реального времени и включающим бортовую и наземные части, обеспечивает непрерывную и эффективную поддержку летной и технической эксплуатации воздушных судов (в том числе при их групповом применении в составе тактических подразделений ВВС), что подтверждено положительными результатами ряда испытаний в ходе выполнения совместно с промышленностью соответствующих НИОКР.

По другим целевым НИР осуществляется проведение целого ряда предметных исследований в области технического развития, модернизации и повышения точностных и эксплуатационно-технических характеристик, а также надежности функционирования систем авиационного оборудования, бортовых комплексов вооружения и обороны, навигации и связи, в том числе в рамках военно-научного сопровождения соответствующих НИОКР промышленности. Ежегодно по этим направлениям внедряется по 5–7 практических методик и технологий, реализующих новые методы повышения эффективности функционирования систем оборудования и вооружения, такие как: методы решения оптимизационных задач по формированию технических предложений в планы модернизации бортовых комплексов оборудования и вооружения; методические основы обеспечения заданных точностных характеристик бортовых   комплексов прицеливания и бомбометания в условиях эксплуатации и др.

– Какие дополнительные задачи возлагаются на НИЦ в связи с перевооружением авиационных частей на новую и модернизированную авиационную технику?

– Прежде всего, это касается исследований по развитию всех составляющих системы ИАО, которые должны планироваться и осуществляться опережающими темпами для приведения ее в состояние  готовности и способности решать текущие и перспективные задачи на уровне, обеспечивающем максимальное раскрытие и проявление всех потенциальных возможностей авиационных комплексов, конструктивно закладываемых при создании новой авиационной техники.

В этих целях НИЦ наращивает и сосредотачивает научно-исследова­тель­ский потенциал по следующим ключевым направлениям деятельности:

разработка и обоснование ТТЗ на создание (модернизацию) новых авиационных комплексов, соответствующих современным  и перспективным требованиям ВС РФ (в части задания и обеспечения эксплуатационно-технических требований к новой АТ);

разработка (участие в разработке) и выполнение ТТЗ на НИР по ВНС НИОКР по созданию новых авиационных комплексов;

участие в проведении государственных, войсковых испытаний и опытной эксплуатации новой АТ;

поступательное, по мере оснащения войск новой техникой, развитие опережающими темпами системы организации материально-технического обеспечения авиации ВС РФ и ее ядра – системы инженерно-авиационного обеспечения;

развитие организационных форм, методов и способов обеспечения и поддержания исправности авиационного парка, адаптированных к условиям сервисного обслуживания и ремонта АТ;

обновление и переработка нормативной правовой базы и руководящих документов по организации ИАО авиации
ВС и организации технического обслуживания и ремонта АТ в новых условиях.

Наиболее кардинальные структур­но-функциональные преобразования в организации ИАО осуществляются в настоящее время в системах технического обслуживания и ремонта на основе внедрения сервисного обслуживания АТ преимущественно силами и средствами предприятий и организаций ОАО «Авиаремонт». Основным руководящим документом на период становления и адаптации системы сервисного обслуживания  ВВСТ в войсках является  «Временное положение  об основах сервисного обслуживания вооружения и военной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации», разработанное НИЦ ЭРАТ и утвержденное приказом Министра обороны РФ  2010 г.

Учитывая общий характер документа и наличие выявленных проблемных вопросов по практическому внедрению системы сервисного обслуживания в процессы технического обслуживания и ремонта авиационной техники, в НИЦ дополнительно  разработан новый нормативный документ – «Наставление по инженерно-авиационному обеспечению авиации Вооруженных Сил Российской Федерации». Одновременно полностью переработан базовый нормативный документ – «Федеральные авиационные правила инженерно-авиационного обеспечения государственной авиации».

Наряду с решением типовых задач ВНС и разработки нормативной базы обеспечения функционирования новой системы технического обслуживания и ремонта АТ, существенно расширяется сфера деятельности НИЦ, в том числе: научно-методическая и организационная поддержка деятельности субъектов системы сервисного обслуживания; организационно-методическое сопровождение мероприятий совместного мониторинга технического состояния АТ в авиационных частях на различных уровнях военного управления и структурах управления системой сервисного обслуживания; проведение целевой военно-научной экспертизы ключевых документов (акты, решения, заключения и т.п.) и практических результатов сервисного  обслуживания и ремонта АТ; организация и обеспечение (совместно с органами военного управления) многоуровневого контроля полноты и качества выполнения мероприятий  по сервисному обслуживанию АТ на авиационных базах и др.

Проводимые мероприятия по перевооружению авиационных частей на новую и модернизированную АТ одновременно открывают широкие возможности реализации научно-технического задела НИЦ в целях эффективного решения всего спектра задач ИАО на качественно новом технико-технологическом, организационно-функциональном и информационно-аналитическом уровнях.

Прежде всего, это относится к сфере повышения эффективности и качества всей системы организации технического и тылового обеспечения на основе использования в контуре управления принципиально новых базовых технологий информационного обеспечения жизненного цикла изделий АТ с учетом положений и требований соответствующей Концепции ВВС, разработанной НИЦ. Работа по этому важному направлению осуществляется в рамках ВНС процессов разработки и внедрения предприятиями промышленности систем интегрированной логистической поддержки  (ИЛП) эксплуатации и ремонта для ряда современных воздушных судов.

Использование процедур ИЛП в управлении ИАО и системой сервисного обслуживания обусловливает возможность перехода к высокодинамичной системе глубокого мониторинга (в т.ч. по ряду данных в реальном масштабе времени) с формированием и поддержкой достоверных данных о фактическом наличии, движении и качественном состоянии АТ в войсках (включая средства обслуживания, запасные части и другие материально-технические средства) и их оперативной передачи в органы военного управления и сервисные центры с использованием современных программно-аппаратных средств обработки и анализа информации. Результаты мониторинга являются ключевой информацией для совместного планирования мероприятий материально-технического обеспечения органами военного управления и сервисными центрами  с обоснованием объемов необходимых ресурсов и их рационального распределения по задачам обеспечения исправности авиационного парка ВВС.

 В качестве итога нашей беседы хочу особенно подчеркнуть, что именно с вершины 70-летнего юбилея особенно ярко прослеживается историческое значение и роль НИЦ ЭРАТ на всех этапах развития ВВС России. Уникальное научно-методическое наследие и практические результаты деятельности НИЦ ставят его в один ряд с ведущими авиационными научно-исследовательскими организациями Министерства обороны Российской Федерации.

– Благодарю за интересную и содержательную беседу, в которой Вы  открыли для наших читателей новую страницу в понимании роли и места Научно-исследовательского Центра эксплуатации и ремонта авиационной техники в развитии авиации Вооруженных Сил России.

Редакция журнала «Авиапанорама» поздравляет коллектив НИЦ ЭРАТ с юбилеем долголетней и плодотворной деятельности на благо развития авиации Вооруженных  Сил России с пожеланиями дальнейших творческих успехов в исследовательской и практической деятельности.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение



Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer