Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Дмитрий Краснов:
70% пассажиров при регистрации хотят использовать мобильные технологии


12 сентября 2012 года Сергей Стариков, RBC Daily


Крупнейшие российские аэропорты и авиакомпании по технической вооруженности догнали, а по некоторым показателям уже превосходят лидеров мировой авиационной индустрии. Пройдет еще несколько лет активного развития, и пассажир, приехавший в аэропорт, сможет пройти в самолет самостоятельно, без помощи каких-либо сотрудников. Единственное препятствие на пути автоматизации — паспортный контроль. Об аэропорте будущего корреспонденту РБК daily Сергею Старикову рассказал директор «SITA, Россия и СНГ» Дмитрий Краснов.

 

Верность бумаге
 
— Как Россия представлена в SITA, мы к этому имеем отношение?
— Практически все российские авиакомпании и аэропорты являются нашими акционерами. Это и «Аэрофлот», и «Трансаэро», и S7, это и аэропорты Шереметьево, Борисполь и др. К сожалению, российские авиакомпании пока не входят в наши управляющие структуры. Впрочем, возможно, ситуация изменится уже в 2013 году.
 
— В процессе разработки стандартов вы не дублируете функции IATA, которая отвечает за стандарты перевозок?
— Международная ассоциация воздушного транспорта IATA разрабатывает стандарты для авиатранспортной отрасли. Будучи одним их ключевых участников авиатранспортной индустрии, SITA также принимает участие в создании всех стандартов. Возьмите систему поиска багажа WorldTracer, позволяющую отслеживать неправильно обработанный багаж авиапассажиров: она разработана силами SITA и стала индустриальным стандартом.
 
— Какой, по вашему мнению, в России самый высокотехнологичный аэропорт, где приняты эти индустриальные стандарты?
— На сегодняшний день все крупные аэропорты России и СНГ в достаточной степени технологически развиты. Региональные аэропорты в целом развиваются медленнее, чем столичные, но и в этом сегменте есть исключения, например авиаузлы Сочи, Новосибирска и Екатеринбурга. К сожалению, не всегда и не все аэропорты могут позволить себе дорогостоящее оборудование, но это не лишает их новых технологий. Не так давно в аэропорту Оренбурга мы установили специальное приложение, позволяющее обслуживать пассажиров на удаленном подключении к более крупному Кольцово.
 
— Во Внуково говорят, что им не до современных технологий, поскольку некоторые пассажиры не умеют пользоваться даже лифтами, так как прилетают из городов с малоэтажной застройкой... а вы говорите, мобильная регистрация.
— Не знаю, как с лифтами, но, по данным исследований SITA, на сегодняшний день уже 70% пассажиров при регистрации хотят использовать мобильные технологии. Существует адаптация населения к технологиям в целом. Если пассажир научился пользоваться в смартфоне Интернетом, то, вполне возможно, в следующий раз он захочет зарегистрироваться на рейс по Сети. По данным операторов «большой тройки», доля продаж смарт­фонов постоянно растет. Только вспомните: всего лишь несколько лет назад многие не понимали смысл электронного билета, не верили в эту технологию. А сегодня мало кто из нас вообще вспоминает про бумажный билет, так все привыкли к электронному.
 
— А посадочный талон до сих пор дают бумажный…
— И тем не менее отрасль движется к безбумажным технологиям. В каких-то странах этот процесс развивается быстрее, в каких-то нет. В аэропорту Стамбула проблема электронного посадочного талона решалась около пяти лет, тогда как в Индии до сих пор на посадочном талоне ставится три печати.
 
Российские службы авиационной безопасности обязаны ставить штамп на бумажный носитель. Если эта необходимость будет убрана, то и распечатывать посадочный талон уже не потребуется. Технологически на стойке авиационной безопасности можно сканировать (в том числе и с экрана мобильного телефона или планшетника) посадочный талон с автоматической фиксацией метки сотрудника, пропустившего пассажира в стерильную зону. Сейчас эта технология тестируется в аэропорту Борисполь, где, как и в России, со времен Советского Союза ставятся на бумагу штампы.
 
— Также пока нет единого решения, как сделать безбумажную багажную бирку.
— В аэропорту Гонконга тестировалась технология одноразовых бирок. В каждую из них вживлялся чип, который вел передачу на определенной частоте и позволял отследить положение чемодана с точностью до 1 м. Его стоимость — 1—1,4 долл. за штуку. При пассажирообороте аэропорта 40 млн пассажиров в год затраты оказались существенными. Поэтому изучаются другие варианты. Обсуждается внедрение многоразовых электронных бирок RFID. Каждый раз, приходя с чемоданом в аэропорт, пассажир должен будет подойти к киоску саморегистрации и перепрограммировать свою бирку на конкретный рейс. Конечно, аэропорты должны будут вложить средства в технологии, умеющие работать с RFID.
 
Еще один вариант — самостоятельная печать багажных бирок пассажиром дома. Ряд авиакомпаний уже разработали инструкции, описывающие не только как распечатать бирку, но и как ее правильно сложить, чтобы багажная система аэропорта смогла ее считать.
Аэропорт без сотрудников
 
— Получается, что скоро можно будет прийти в аэропорт и не найти там ни одного сотрудника?
— Такие аэропорты уже практически существуют. Современные технологии позволяют пассажиру самостоятельно пройти регистрацию на рейс, сдать багаж и сесть в самолет. Показательны в этом плане аэропорты Франкфурта, Цюриха и Вены. В России мы установили и тестируем турникеты, предназначенные для автоматической посадки пассажиров на борт в Домодедово.
 
Однако остаются зоны авиаузла, где присутствие человека необходимо, например на паспортном контроле. В аэропорту Дубая уже введена система автоматического паспортного контроля, а перелеты внутри Европы не требуют дополнительной верификации личности, но без службы авиационной безопасности, без людей, которые после осмотра сумок принимают решение о допуске пассажира в стерильную зону, обойтись нельзя. IATA работает над этой проблемой и, вполне возможно, лет через десять можно будет сесть в самолет, самостоятельно пройдя все этапы регистрации. Конечно, сотрудники аэропорта будут наблюдать за работой всех автоматизированных систем и, если что-то пойдет не по плану, всегда придут на помощь. Правда, практика показывает, что в 99,9% случаев это не требуется.
 
— На последнем IT-саммите в Брюсселе директор Vueling Airlines сказал, что киоски саморегистрации умрут. Как вы относитесь к таким высказываниям?
— Данное предположение скорее касается не столько киосков, сколько изменения системы регистрации пассажира в целом. Сейчас активно развивается мобильная и интернет-регистрация. В будущем присвоение места в салоне самолета будет происходить в момент покупки билета, то есть пассажир будет зарегистрирован сразу же. А за несколько часов до вылета пассажир лишь сверит информацию на посадочном талоне с данными паспорта и распечатает багажные бирки в киоске саморегистрации. То есть киоски будут эволюционировать вместе с развитием отрасли.
 
— Если в аэропорту не останется сотрудников, то как быть пассажиру?
— Крупнейшие аэропорты работают над созданием так называемой дополненной реальности — отображения объявлений и рекламы на экране телефона. На мой взгляд, человеку, использующему смартфон, это будет интересно, а для авиакомпаний и аэропортов дополненная реальность станет каналом маркетингового продвижения. Проходя через аэропорт, пассажир будет видеть информацию о том, что, например, на гейте №1 начинается посадка, а напротив только сегодня в магазине Duty Free скидка на сорт любимого виски. Позже дополненная реальность может стать частью программ лояльности аэропортов.
 
— И в этом телефоне будет содержаться NFC*-SIM-карта с его посадочным талоном…
— Все верно. Технология NFC была разработана в апреле 2011 года. Опросы, которые мы проводим среди авиакомпаний, показывают, что каждый второй перевозчик планирует использование этого решения к 2014 году. С 2013 года его будут поддерживать 45 ведущих мобильных операторов мира из Японии, Великобритании, Кореи, Китая, Швейцарии и США. На данный момент в России NFC планирует внедрить «Билайн».
 
Для пользователя телефон с поддержкой NFC, или «мобильный кошелек», удобен: статистика показывает, что телефон всегда при вас и вы им пользуетесь каждые 10 мин., тогда как кошельком значительно реже. По данным той же статистики, человек узнает о потерянном телефоне в течение часа, а кошелька — в течение 72 ч. В случае пропажи телефона оператор связи заблокирует не только телефон, но и «кошелек» абонента. NFC можно будет использовать для оплаты покупок в магазинах, общественном транспорте, даже в качестве ключа от номера в отеле. И конечно же, эта технология будет активно использоваться в авиаотрасли. В январе 2012 года SITA представила первый в авиатранспортной отрасли экспериментальный образец технологии NFC на основе встроенного в смартфон чипа. Пассажиры могут использовать телефон с поддержкой NFC в качестве посадочного талона для автоматического прохождения зоны досмотра, входа в зал ожидания или на борт самолета.
 
— Насколько я знаю, SITA была первой в мире компанией, начавшей использовать iPad в коммерческих целях.
— Да, всего через два месяца после представления Apple iPad в 2010 году в научно-исследовательском центре SITA Lab на его основе создали киоск для покупки билетов. Сравните: стандартный киоск со встроенными сканером и принтерами стоит 10—20 тыс. долл., а киоск на базе iPad — не больше 5 тыс. долл. Но киосками дело не ограничилось. Учитывая, что технологический разрыв между нашими и западными авиакомпаниями и аэропортами стремительно уменьшается, можно спрогнозировать, что использовать все эти современные технологии будут и российские компании.
 
Авиация — одна из тех стандартизированных отраслей, участники которых общаются по одному протоколу типовыми служебными сообщениями. Более полувека назад SITA стала разработчиком технологий в авиатранспортной отрасли. Сегодня SITA — открытое международное сообщество, зарегистрированное в Брюсселе. Его членами могут быть как авиакомпании и аэропорты, так и хендлинговые и дистрибутивные (GDS) компании. Ежегодно на конференции в Брюсселе выбирается управляющий комитет, определяющий стратегию развития компании на ближайшее время. Там же акционеры выбирают председателя совета директоров и представителей от регионов. Крупными акционерами компании выступают Air France, British Airways, Emirates, Lufthansa, Virgin Atlantic.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer