— Максим, каковы будут первые ваши шаги по развитию холдинга «Авиационное оборудование»?
— В первую очередь нам нужно перейти от разработок отдельных компонентов к производству целых, законченных систем — шасси, электроснабжения, кислородной подачи, гидравлики. Кроме того, необходимо обеспечить международный уровень качества продукции и конкурентоспособные цены путем модернизации предприятий, внедрения программ бережливого производства и повышения производительности труда. Существует ряд проектов, которые позволят холдингу интегрироваться в международное авиастроение и стать партнером для лидирующих компаний авиационной промышленности в мире.
— А вы уверены, что иностранные производители будут заинтересованы в продукции вашего концерна?
— Ситуация складывается таким образом, что крупные производители самолетов передают все больше разработок таким, как мы, производителям агрегатов. Если в A320 доля аутсорсинга всего 30%, то в A350 уже 50%. В Boeing 787 она достигла 70%. В результате в мире произошла консолидация среди поставщиков систем и сформировалось около десяти лидеров: Hamilton Sundstrand, Goodrich, Zodiac, Safran, Parker, B/E Aerospace, Honeywell. Эти компании предлагают не отдельные компоненты, а интегральное решение. Мы уже способны поставлять таким интеграторам комплектующие и подсистемы, необходима только сертификация по международным стандартам. Холдинг начал работу с рядом иностранных партнеров для совместного участия в новейших российских проектах SSJ и МС-21. Речь идет о локализации производства отдельных компонентов и агрегатов. Также у нас ведутся проекты по локализации ремонта агрегатов для иностранных самолетов с Goodrich по шасси и c Honeywell по вспомогательной силовой установке. Но, чтобы конкурировать с этими компаниями, необходимо освоить новые технологии, повысить производительность труда, а также изменить корпоративное управление и организационную структуру. Только представьте, выработка на человека в холдинге в десять раз ниже, чем у зарубежных конкурентов (24 тыс. долл. на человека по сравнению с их 250 тыс. долл.). Когда же мы сами выйдем на уровень международных интеграторов, тогда нами и заинтересуются ведущие мировые производители авиационной техники.
— Сколько времени может потребоваться «Авиационному оборудованию» для перехода на производство уже систем?
— К 2015 году холдинг планирует стать интегратором в девяти системах — это шасси, средства спасения, парашюты и десантные платформы, пусковые установки, средства аварийного покидания, наземное оборудование, электроснабжение, кислородная система и вспомогательная силовая установка. Планируем довести их число к 2020 году до 12, добавятся система запуска двигателя и ВСУ, светосигнальное оборудование, гидравлическая система. Также в ближайшее время «Авиационное оборудование» планирует перейти к интеграции в системах для существующих отечественных самолетов.
— А что раньше мешало производить комплектующие для того же Superjet?
— Раньше каждое предприятие вело самостоятельный бизнес, имело собственную стратегию и фокусировалось на выпуске определенных компонентов. Не было кооперации с другими предприятиями, тем более с производителями иностранных самолетов. Из-за этого мы не смогли участвовать в производстве компонентов для самолета Superjet, требования по поставке систем к которому формулировались уже по новым стандартам.
— Вы уже изучили проблемные предприятия холдинга, на которые надо обратить внимание?
— Да, есть ряд предприятий с финансовыми проблемами, неэффективным руководством, с производством, требующим обновления и модернизации. Например, ОАО «Авиаагрегат», с которым мы связываем большие ожидания. Из этого завода мы хотим сделать интегратора взлетно-посадочных систем для всего спектра авиационной техники российского и зарубежного производства. Однако по итогам проверки выяснилось, что в 2011 году прежнее руководство заключило ряд сомнительных сделок, по которым предприятие могло понести убытки на общую сумму до 200 млн руб. В настоящее время поданы иски, заведены уголовные дела. Руководителем предприятия назначен Андрей Петричко, который, мы надеемся, решит корпоративные проблемы.
— В чем суть поданных в арбитражные суды исков и уголовных дел, открытых следственными органами?
— Ситуация достаточно сложная, так как многие дела взаимосвязаны и в них фигурируют практически одни и те же лица. «Авиаагрегатом» на «Производственные технологии» и «Профессионал» 30 мая в Арбитражный суд Москвы поданы гражданские иски о взыскании задолженности на сумму более 50 млн руб. Предварительное заседание по этому делу назначено на 8 августа. Суть вопроса заключается в том, что этим компаниям «Авиаагрегат» поставлял оборудование, а плата за них не переводилась. Сейчас от «Авиаагрегата» в отношении бывшего заместителя гендиректора по экономике и финансам Антона Пчельникова подано заявление о возбуждении уголовных дел за превышение должностных полномочий. Идет следствие. Сам же Пчельников подал заявление о возбуждении уголовного дела в отношении Юрия Мясникова за принуждение к заключению договора с «Комвестом».
— И много у вас таких проблемных предприятий?
— В принципе, они есть, практически на каждом заводе имеются свои проблемы, которые надо решать. Однако я с оптимизмом смотрю в будущее и думаю, что в этом и заключается моя главная роль — оптимизировать промышленную и финансовую деятельность всех входящих в холдинг предприятий, избавиться от неэффективного руководства, коррупции и других пережитков советской эпохи.