«АС»: Виктор Дмитриевич, первого апреля Президентом Российской Федерации были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года». Как мне показалось, в «Основах…» учтены практически все ваши предложения по комплексному решению проблем авиационной деятельности в России, опубликованные в прошлом году в федеральной прессе.
В.К.: Хотел бы сразу отметить, что опубликованные ОАО «Авиапром» материалы, а также наши предложения в Правительство выработаны на основе совместного анализа состояния дел в авиационной сфере с ведущими научными центрами отрасли, в процессе проведения ряда научно-практических конференций, встреч с ветеранами авиационной промышленности и т.д. Мы также активно работали с депутатским корпусом, политическими партиями, общественными организациями и другими структурами, влияющими на решение вопросов по развитию отечественной авиационной отрасли.
В.К.: Хотел бы сразу отметить, что опубликованные ОАО «Авиапром» материалы, а также наши предложения в Правительство выработаны на основе совместного анализа состояния дел в авиационной сфере с ведущими научными центрами отрасли, в процессе проведения ряда научно-практических конференций, встреч с ветеранами авиационной промышленности и т.д. Мы также активно работали с депутатским корпусом, политическими партиями, общественными организациями и другими структурами, влияющими на решение вопросов по развитию отечественной авиационной отрасли.
Специалисты ОАО «Авиапром» участвовали в подготовке проекта и доработке редакции «Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года». И нас, безусловно, радует и вдохновляет, что в утвержденном Президентом России базовом для отрасли документе учтены наши предложения. На мой взгляд, этот документ должен дать мощный импульс в преодолении кризиса авиационной промышленности, в разработке и реализации мер государственного регулирования и законотворческой деятельности в областях создания и серийного производства, формирования рынка отечественной авиационной техники, восстановления и развития инфраструктуры региональных и местных воздушных линий, обеспечения безопасности полётов и по всем другим вопросам совершенствования авиационной деятельности в стране.
Важно, что в этом документе определены формы и механизм государственного регулирования в области авиационной деятельности, в том числе предусмотрены разработка комплексного плана мероприятий по реализации настоящих Основ и ежегодный доклад Правительства Президенту Российской Федерации о его выполнении. ОАО «Авиапром» также будет участвовать в подготовке указанных мероприятий и отчётов о их выполнении, в том числе по вопросам государственного регулирования экспериментальной авиации.
В области авиационной промышленности указано на необходимость совершенствования механизма взаимодействия государственных органов с интегрированными структурами отрасли. На наш взгляд, для обеспечения большого комплекса государственных интересов в области авиационной деятельности, которые чётко сформулированы в «Основах…», необходимо создание, как минимум, Агентства авиационной промышленности с соответствующими функциями. Статус этого федерального органа исполнительной власти должен быть не ниже, чем, например, у NASA в США. Целесообразно также учесть богатейший отечественный опыт государственного управления авиационной деятельностью, который позволил нашей стране сформировать эффективную инновационную инфраструктуру и с меньшими ресурсами создавать и серийно выпускать новые поколения гражданской и военной авиатехники, не уступавшей лучшим
зарубежным аналогам или вообще уникальной, как Ан-225 и Ту-160.
«АС»: Каковы основные причины кризиса в отечественном авиастроении? Что, в первую очередь, необходимо предпринять?
В.К.: Главной причиной кризиса в авиационной промышленности мы считаем отсутствие в стране организованного рынка гражданской авиационной техники, обеспечивающего долгосрочный прогноз на 10-15 лет заказов на отечественную авиационную технику. В результате огромный потенциал отрасли, созданный предыдущими поколениями авиастроителей, не реализуется в полной мере. В настоящее время загрузка авиационной промышленности составляет не более 30-40% от имеющихся мощностей. Практически осуществляется выпуск только единичных образцов гражданской авиационной техники.
На предприятиях отрасли большой износ основных фондов, значительная часть оборудования не соответствует современным технологиям и также требует замены. Конкурентоспособность создаваемой авиационной техники на внутреннем и международном рынках может быть достигнута при условии внедрения новейших технологий в разработку и производство. Сотрудничество с зарубежными фирмами должно быть направлено на внедрение новейших технологий в работу отечественных организаций и предприятий на основе приобретения лицензий и новейшего оборудования. В первую очередь это относится к авиадвигателестроению, бортовому оборудованию и агрегатам, по которым констатируется значительное отставание от мирового уровня.
К сожалению, новейший гражданский самолёт SSJ-100 в основном состоит из зарубежных комплектующих. Этот же принцип предусматривается и в создаваемом ОАК семействе самолётов МС-21. Таким образом, отечественное авиа-строение рискует утратить важнейшие подотрасли и деградировать до отвёрточной сборки. Такой подход в корне противоречит действующей «Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года» и «Основам государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года».
Ещё одной важной проблемой, напрямую влияющей на конкурентоспособность отечественной авиатехники, является негативная тенденция снижения качества продукции предприятий авиационной промышленности. В 2011 году рост рекламаций от заказчиков российских самолётов составил 32%, в том числе от зарубежных заказчиков – 45%. Число рекламаций на поставленные вертолёты за год выросло ещё больше – на 228%! Эти факты свидетельствуют не только об устаревшем и изношенном оборудовании, но о целом комплексе организационных, технических и технологических недостатков, в том числе в работе с кадрами.
Проблем в отрасли много, и все они требуют высокопрофессинальных решений на всех уровнях управления и постоянного государственного контроля. Должны быть значительно повышены требования к уровню квалификации руководящих кадров и опыту их работы в авиационной промышленности.
Также я считаю, что необходимо с осторожностью относиться к вопросам слияний, интеграций и поглощений выдающихся научных школ и опытно-конструкторских бюро, имеющих мировое признание и уважение. Эти вопросы должны решаться с учётом долгосрочного прогноза развития авиации в стране и мире с участием научной общественности, а не только в «высоких» кабинетах.
Необходимо обеспечить реализацию государственных интересов с учётом вступления России во Всемирную торговую организацию, в том числе контроль за их обеспечением со стороны государства в деятельности созданных интегрированных структур. Необходимость принятия комплекса защитных мер в рамках ВТО предусмотрена в «Основах государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года».
«АС»: Виктор Дмитриевич, давайте поговорим о работе ОАО «Авиапром» в 2011 году, итоги которой были рассмотрены, насколько я знаю, на прошедшем недавно Совете директоров.
В.К.: Как, наверное, известно читателям вашего журнала, в 2011 году ОАО «Авиапром» исполнилось 20 лет. Естественно, прошедший год был насыщен многими важными и интересными мероприятиями и для авиационной отрасли в целом, и для нашего Общества. Деятельность исполнительной дирекции, как и все предыдущие годы, была нацелена на решение общеотраслевых задач в интересах акционеров ОАО «Авиа-пром», среди которых 303 предприятия и организации авиационной промышленности и смежных отраслей России, Украины, других стран СНГ и Балтии. Выполнен большой объём работ и услуг по всем основным направлениям деятельности исполнительной дирекции ОАО «Авиапром», в том числе:
- научно-исследовательские работы;
- комплекс работ по регулированию авиационной деятельности в экспериментальной авиации;
- генподрядные строительные и проектные работы;
- инжиниринговые работы и услуги;
- поставка комплектующих и запасных частей для производства и ремонта авиационной техники.
ОАО «Авиапром» развивает и расширяет сферы своей деятельности. Так, для оказания услуг предприятиям отрасли по аттестации рабочих мест в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами создано дочернее предприятие Общества – ЗАО «Авиапромтест». В ближайшей перспективе – развитие услуг, связанных с обеспечением охраны труда, экологичности производства, противопожарной безопасности на предприятиях отрасли…
В целом все направления деятельности ОАО «Авиапром» ориентированы на решение задач, содействующих комплексному развитию научно-производственной базы, повышению эффективности работы предприятий отрасли и качества выпускаемой ими продукции; расширению и укреплению отраслевой кооперации предприятий России и стран СНГ; решению государственных задач в области авиационной деятельности экспериментальной авиации.
Для более эффективного взаимодействия с акционерами и партнёрами в интересах развития отрасли ОАО «Авиапром» заключены соглашения о сотрудничестве с интегрированными структурами, ведущими научными и производственными предприятиями авиационной промышленности России и Украины, Комитетом Торгово-промышленной палаты РФ по развитию авиационно-космического комплекса и другими организациями.
ОАО «Авиапром» в 2011 году был выполнен комплекс научно-исследовательских работ по государственным контрактам с Минпромторгом России и договорам с предприятиями авиационной промышленности в рамках ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» и ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и период до 2015 года». По результатам выполнения этих НИР:
– подготовлены предложения по формированию перечня строек и объектов предприятий и организаций авиационной промышленности на 2012 год, финансируемых за счёт средств федерального бюджета;
– разработан проект концепции программы повышения энергетической эффективности авиационной промышленности;
– разработана программа по
выпуску нормативно-правовых и нормативно-технических документов по совершенствованию системы управления безопасностью полетов экспериментальной авиации;
– подготовлен проект Положения о порядке разработки и согласования проектной документации на строительство, реконструкцию и сертификацию аэродромов экспериментальной авиации;
– разработаны предложения и рекомендации по совершенствованию лётно-испытательной базы экспериментальной авиации с целью повышения эффективности и качества технологий летных испытаний и безопасности полетов в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО, разработан проект организационно-методических рекомендаций по организации и проведению летно-испытательной работы в 2012 году;
– проведена оценка хода реализации проекта «Развитие авиационной промышленности и двигателестроения» по итогам 2011 года в части выполнения основных индикаторов ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России в 2002-2010 годы и на период до 2015 года»;
– сделан прогноз по объемам инвестиций в форме государственных капитальных вложений в основные фонды предприятий авиационной промышленности на 2012 год с учетом всех ФЦП;
– разработаны предложения по совершенствованию нормативной базы в области обеспечения качества производимой авиационной техники и оборудования;
– проведен комплексный анализ результатов реализации системных проектов по формированию интегрированных структур в авиационной промышленности в 2011 году и разработаны предложения по дальнейшему развитию интеграционных процессов в отрасли в 2012 и 2013 годах;
– проведен анализ состояния мирового рынка применения легкомоторных самолетов в гражданской и военной сфере, проанализирован количественный и качественный состав существующего парка легких самолетов, состояние мирового производственного потенциала производителей этой авиатехники.
«АС»: Что сделано в ушедшем году в области инвестиционной деятельности?
В.К.: В интересах предприятий-акционеров ОАО «Авиапром» в 2011 году на капитальное строительство были запланированы бюджетные ассигнования по 5 федеральным целевым программам и непрограммной части ФАИП в объёме 128% к уровню 2010 года. Осуществлялось финансирование капитального строительства на 165 объектах научных и производственных предприятий отрасли, введено в эксплуатацию – 88 объектов, как и было запланировано.
Большую поддержку реализации инвестиционных планов оказало совместное проведение ОАО «Авиапром» и Департаментом авиационной промышленности Минпромторга России заседаний отраслевого проблемного совета по развитию производственной, экспериментальной и лабораторно-стендовой базы.
«АС»: Как осуществлялся контроль за деятельностью экспериментальной авиации?
В.К.: В 2011 году Управление летной службы ОАО «Авиапром» продолжало выполнять работы и услуги, связанные с регулированием деятельности в области экспериментальной авиации. В частности, было проверено 15 лётно-испытательных подразделений, выполнены комплексные обследования и сертификация 8 аэродромов. По их результатам отрабатывались акты и планы мероприятий по устранению выявленных недостатков в заданные сроки.
В целях совершенствования организации и проведения лётно-испытательной работы Управлением лётной службы разработаны, утверждены в Департаменте авиационной промышленности Минпромторга России и направлены во все организации экспериментальной авиации «Организационно-методические рекомендации по организации и проведению летно-испытательной работы в 2012 году». («АС»: более подробно деятельность ОАО «Авиапром» в области экспериментальной авиации рассмотрена в материале на страницах 44-47).
Я бы также хотел кратко сказать и о ряде других важных задач, которые мы решали в 2011 году.
Большой интерес вызвали организованные ОАО «Авиапром» на МАКС-2011 Международная научно-практическая конференция «100 лет авиастроения России» и «круглый стол» по теме «Проблемы капитального строительства в авиационной промышленности».
Важное значение для отрасли, на мой взгляд, имеет проводимая ОАО «Авиапром» работа по сбору, обработке и анализу рекламационных актов, получаемых от эксплуатирующих организаций на качество выпускаемой продукции. В настоящее время завершается подведение итогов по качеству производства в авиастроительной отрасли в 2011 году. Читатели журнала «АвиаСоюз», надеюсь, узнают об этом в одном из ближайших выпусков.
Как и в предыдущие годы, ОАО «Авиапром» проводил работы по экспертизе, согласованию и утверждению сводных норм расхода драгоценных металлов и драгоценных камней для нужд производства, сбору отчетности и анализу состояния охраны труда, сбору и обобщению паспортных данных по всем предприятиям отрасли.
«АС»: Каковы главные направления деятельности ОАО «Авиапром»в 2012 году?
В.К.: Главными, я бы сказал, программными направлениями деятельности ОАО «Авиапром», в соответствии с решением Совета директоров, будут являться:
- взаимодействие с Минпромторгом России в части реализации мероприятий, предусмотренных «Основами государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период 2020 года»;
- взаимодействие с предприятиями и организациями отрасли – акционерами Общества, а также интегрированными структурами по оказанию практической помощи при реализации Федеральных целевых программ и других мероприятий по развитию авиационной
промышленности.
Мы также продолжим скоординированную работу с органами исполнительной власти, прежде всего с Минпромторгом России, и развитие сотрудничества с интегрированными структурами промышленности: ОАО «ОАК», ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», Государственной корпорацией «Ростехнологии» и формируемыми в ее составе интегрированными структурами, ОАО «Вертолёты России», ОАО «УК «ОДК», другими отраслевыми предприятиями и организациями, определяющими промышленную политику и развитие авиастроения.
Большое значение для нас будет иметь участие в разработке нормативных и программных документов по созданию авиационной техники высокого технического уровня, конкурентоспособной на мировом рынке, и комплекса мероприятий по развитию предприятий авиационной промышленности в рамках ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России» на 2012 – 2015 годы, ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года».
Одно из основных направлений деятельности ОАО «Авиапром» в 2012 году – подготовка материалов для формирования и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, предусматривающей продолжение работы по реконструкции и техническому перевооружению научно-технической и производственной базы предприятий и организаций отрасли, вводу производственных мощностей. Наши специализированные структурные подразделения будут также оказывать услуги по обеспечению разработки, согласования, экспертизы и утверждения проектной документации для осуществления капитальных вложений.
В этом году, как и в предыдущий период, мы будем активно участвовать в парламентских слушаниях, «круглых столах» Государственной Думы и Совета Федерации по обсуждению проектов федеральных законов в интересах авиационной промышленности, а также в разработке и анализе реализации межгосударственных программ по созданию и выпуску авиатехники.
В 2012 году исполняется 100 лет Военно-воздушным силам страны. Создание, развитие и боевые успехи ВВС неразрывно связаны с отечественной авиационной промышленностью, и ОАО «Авиапром» активно участвует в работе оргкомитета по подготовке и проведению юбилейных мероприятий под председательством В.В. Путина. Наши сотрудники подготовили дополненное издание альманаха по истории авиастроения в России, посвящённое 100-летию ВВС. Управление лётной службы примет активное участие в организации летной программы при проведении ретроавиашоу на юбилейных торжествах в Жуковском. Разумеется, мы примем активное участие в научных конференциях и других мероприятиях, посвящённых этому знаменательному юбилею.
В заключение хочу поблагодарить коллективы акционеров ОАО «Авиапром» за самоотверженный труд в 2011 году и выразить уверенность, что общими усилиями, с учётом конструктивного взаимодействия с исполнительной властью, нам удастся преодолеть кризисные явления в авиационной промышленности.