Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Виктор Кузнецов:
Необходимы меры государственного регулирования для комплексного решения проблем в авиационной деятельности


26.04.12 18:18 Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз" №2 (40)


Открытое акционерное общество «Авиационная промышленность» (ОАО «Авиапром») осуществляет полномочия по государственному регулированию ряда направлений деятельности авиационной промышленности, в том числе контролирует работу лётно-испытательных подразделений, а также активно участвует в подготовке и реализации проектов и программ комплексной модернизации предприятий отрасли. В последние годы ОАО «Авиапром» инициировал ряд предложений в федеральные органы законодательной и исполнительной власти, направленных на комплексное решение проблем авиационной деятельности в России. Об этом и других вопросах рассказывает генеральный директор ОАО «Авиапром» Виктор Кузнецов.

«АС»: Виктор Дмитриевич, первого апреля Президентом Российской Федерации были утверждены «Основы государственной политики Российской  Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года». Как мне показалось, в «Основах…» учтены практически все ваши предложения по комплексному решению проблем авиационной деятельности в России, опубликованные в прошлом году в федеральной прессе.
В.К.: Хотел бы сразу отметить, что опубликованные ОАО «Авиапром» материалы, а также наши предложения в Правительство выработаны на основе совместного анализа состояния дел в авиационной сфере с ведущими научными центрами отрасли, в процессе проведения ряда научно-практических конференций, встреч с ветеранами авиационной промышленности и т.д. Мы также активно работали с депутатским корпусом, политическими партиями, общественными организациями и другими структурами, влияющими на решение вопросов по развитию отечественной авиационной отрасли.

Специалисты ОАО «Авиапром» участвовали в подготовке проекта и доработке редакции «Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года». И нас, безусловно, радует и вдохновляет, что в утвержденном Президентом России базовом для отрасли документе учтены наши предложения. На мой взгляд, этот документ должен дать мощный импульс в преодолении кризиса авиационной промышленности, в разработке и реализации мер государственного регулирования и законотворческой деятельности в областях создания и серийного производства, формирования рынка отечественной авиационной техники, восстановления и развития инфраструктуры региональных и местных воздушных линий, обеспечения безопасности полётов и по всем другим вопросам совершенствования авиационной деятельности в стране.

Важно, что в этом документе определены формы и механизм государственного регулирования в области авиационной деятельности, в том числе предусмотрены разработка комплексного плана мероприятий по реализации настоящих Основ и ежегодный доклад Правительства Президенту Российской Федерации о его выполнении. ОАО «Авиапром» также будет участвовать в подготовке указанных мероприятий и отчётов о их выполнении, в том числе по вопросам государственного регулирования экспериментальной авиации.

В области авиационной промышленности указано на необходимость совершенствования механизма взаимодействия государственных органов с интегрированными структурами отрасли. На наш взгляд, для обеспечения большого комплекса государственных интересов в области авиационной деятельности, которые чётко сформулированы в «Основах…», необходимо создание, как минимум, Агентства авиационной промышленности с соответствующими функциями. Статус этого федерального органа исполнительной власти должен быть не ниже, чем, например, у NASA в США. Целесообразно также учесть богатейший отечественный опыт государственного управления авиационной деятельностью, который позволил нашей стране сформировать эффективную инновационную инфраструктуру и с меньшими ресурсами создавать и серийно выпускать новые поколения гражданской и военной авиатехники, не уступавшей лучшим
зарубежным аналогам или вообще уникальной, как Ан-225 и Ту-160.

«АС»: Каковы основные причины кризиса в отечественном авиастроении? Что, в первую очередь, необходимо предпринять?
В.К.: Главной причиной кризиса в авиационной промышленности мы считаем отсутствие в стране организованного рынка гражданской авиационной техники, обеспечивающего долгосрочный прогноз на 10-15 лет заказов на отечественную авиационную технику. В результате огромный потенциал отрасли, созданный предыдущими поколениями авиастроителей, не реализуется в полной мере. В настоящее время загрузка авиационной промышленности составляет не более 30-40% от имеющихся мощностей. Практически осуществляется выпуск только единичных образцов гражданской авиационной техники.

На предприятиях отрасли большой износ основных фондов, значительная часть оборудования не соответствует современным технологиям и также требует замены. Конкурентоспособность создаваемой авиационной техники на внутреннем и международном рынках может быть достигнута при условии внедрения новейших технологий в разработку и производство. Сотрудничество с зарубежными фирмами должно быть направлено на внедрение новейших технологий в работу отечественных организаций и предприятий на основе приобретения лицензий и новейшего оборудования. В первую очередь это относится к авиадвигателестроению, бортовому оборудованию и агрегатам, по которым констатируется значительное отставание от мирового уровня.

К сожалению, новейший гражданский самолёт SSJ-100 в основном состоит из зарубежных комплектующих. Этот же принцип предусматривается и в создаваемом ОАК семействе самолётов МС-21. Таким образом, отечественное авиа-строение рискует утратить важнейшие подотрасли и деградировать до отвёрточной сборки. Такой подход в корне противоречит действующей «Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года» и «Основам государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года».

Ещё одной важной проблемой, напрямую влияющей на конкурентоспособность отечественной авиатехники, является негативная  тенденция снижения качества продукции предприятий авиационной промышленности. В 2011 году рост рекламаций от заказчиков российских самолётов составил 32%, в том числе от зарубежных заказчиков – 45%. Число рекламаций на поставленные вертолёты за год выросло ещё больше – на 228%! Эти факты свидетельствуют не только об  устаревшем и изношенном оборудовании, но о целом комплексе организационных, технических и технологических недостатков, в том числе в работе с кадрами.

Проблем в отрасли много, и все они требуют высокопрофессинальных решений на всех уровнях управления и постоянного государственного контроля. Должны быть значительно повышены требования к уровню квалификации руководящих кадров и опыту их работы в авиационной промышленности.

Также я считаю, что необходимо с осторожностью относиться к вопросам слияний, интеграций и поглощений выдающихся научных школ и опытно-конструкторских бюро, имеющих мировое признание и уважение. Эти вопросы должны решаться с учётом долгосрочного прогноза развития авиации в стране и мире с участием научной общественности, а не только в «высоких» кабинетах.

Необходимо обеспечить реализацию государственных интересов с учётом вступления России во Всемирную торговую организацию, в том числе контроль за их обеспечением со стороны государства в деятельности созданных интегрированных структур. Необходимость принятия комплекса защитных мер в рамках ВТО предусмотрена в «Основах государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года».

«АС»: Виктор Дмитриевич, давайте поговорим о работе ОАО «Авиапром» в 2011 году, итоги которой были рассмотрены, насколько я знаю, на прошедшем недавно Совете директоров.
В.К.: Как, наверное, известно читателям вашего журнала, в 2011 году ОАО «Авиапром» исполнилось 20 лет. Естественно, прошедший год был насыщен многими важными и интересными мероприятиями и для авиационной отрасли в целом, и для нашего Общества. Деятельность исполнительной дирекции, как и все предыдущие годы, была нацелена на решение общеотраслевых задач в интересах акционеров ОАО «Авиа-пром», среди которых 303 предприятия и организации авиационной промышленности и смежных отраслей России, Украины, других стран СНГ и Балтии. Выполнен большой объём работ и услуг по всем основным направлениям деятельности исполнительной дирекции ОАО «Авиапром», в том числе:

- научно-исследовательские работы;
- комплекс работ по регулированию авиационной деятельности в экспериментальной авиации;
- генподрядные строительные и проектные работы;
- инжиниринговые работы и услуги;
- поставка комплектующих и запасных частей для производства и ремонта авиационной техники.

ОАО «Авиапром» развивает и расширяет сферы своей деятельности. Так, для оказания услуг предприятиям отрасли по аттестации рабочих мест в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами создано дочернее предприятие Общества – ЗАО «Авиапромтест». В ближайшей перспективе – развитие услуг, связанных с обеспечением охраны труда, экологичности производства, противопожарной безопасности на предприятиях отрасли…

В целом все направления деятельности ОАО «Авиапром» ориентированы на решение задач, содействующих комплексному развитию научно-производственной базы, повышению эффективности работы предприятий отрасли и качества  выпускаемой ими продукции; расширению и укреплению отраслевой кооперации предприятий России и стран СНГ; решению государственных задач в области авиационной деятельности экспериментальной авиации.
 
Для более эффективного взаимодействия с акционерами и партнёрами в интересах развития отрасли ОАО «Авиапром» заключены соглашения о сотрудничестве с интегрированными структурами, ведущими научными и производственными предприятиями авиационной промышленности России и Украины, Комитетом Торгово-промышленной палаты РФ по развитию авиационно-космического комплекса и другими организациями.

ОАО «Авиапром» в 2011 году был выполнен комплекс научно-исследовательских работ по государственным контрактам с Минпромторгом России и договорам с предприятиями авиационной промышленности в рамках ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» и ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и период до 2015 года». По результатам выполнения этих НИР:

– подготовлены предложения по формированию перечня строек и объектов предприятий и организаций авиационной промышленности на 2012 год, финансируемых за счёт средств федерального бюджета;
– разработан проект концепции программы повышения энергетической эффективности авиационной промышленности;
– разработана программа по
выпуску нормативно-правовых и нормативно-технических документов по совершенствованию системы управления безопасностью полетов экспериментальной авиации;
– подготовлен проект Положения о порядке разработки и согласования проектной документации на строительство, реконструкцию и сертификацию аэродромов экспериментальной авиации;
– разработаны предложения и рекомендации по совершенствованию лётно-испытательной базы экспериментальной авиации с целью повышения эффективности и качества технологий летных испытаний и безопасности полетов в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО, разработан проект организационно-методических рекомендаций по организации и проведению летно-испытательной работы в 2012 году;
– проведена оценка хода реализации проекта «Развитие авиационной промышленности и двигателестроения» по итогам 2011 года в части выполнения основных индикаторов ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России в 2002-2010 годы и на период до 2015 года»;
– сделан прогноз по объемам инвестиций в форме государственных капитальных вложений в основные фонды предприятий авиационной промышленности на 2012 год с учетом всех ФЦП;
– разработаны предложения по совершенствованию нормативной базы в области обеспечения качества производимой авиационной техники и оборудования;
– проведен комплексный анализ результатов реализации системных проектов по формированию интегрированных структур в авиационной промышленности в 2011 году и разработаны предложения по дальнейшему развитию интеграционных процессов в отрасли в 2012 и 2013 годах;
– проведен анализ состояния мирового рынка применения легкомоторных самолетов в гражданской и военной сфере, проанализирован количественный и качественный состав существующего парка легких самолетов, состояние мирового производственного потенциала производителей этой авиатехники.

«АС»: Что сделано в ушедшем году в области инвестиционной деятельности?
В.К.: В интересах предприятий-акционеров ОАО «Авиапром» в 2011 году на капитальное строительство были запланированы бюджетные ассигнования по 5 федеральным целевым программам и непрограммной части ФАИП в объёме 128% к уровню 2010 года. Осуществлялось финансирование капитального строительства на 165 объектах научных и производственных предприятий отрасли, введено в эксплуатацию – 88 объектов, как и было запланировано.

Большую поддержку реализации инвестиционных планов оказало совместное проведение ОАО «Авиапром» и Департаментом авиационной промышленности Минпромторга России заседаний отраслевого проблемного совета по развитию производственной, экспериментальной и лабораторно-стендовой базы.

«АС»: Как осуществлялся контроль за деятельностью экспериментальной авиации?
В.К.: В 2011 году Управление летной службы ОАО «Авиапром» продолжало выполнять работы и услуги, связанные с регулированием деятельности в области экспериментальной авиации. В частности, было проверено 15 лётно-испытательных подразделений, выполнены комплексные обследования и сертификация 8 аэродромов. По их результатам отрабатывались акты и планы мероприятий по устранению выявленных недостатков в заданные сроки.

В целях совершенствования организации и проведения лётно-испытательной работы Управлением лётной службы разработаны, утверждены в Департаменте авиационной промышленности Минпромторга России и направлены во все организации экспериментальной авиации «Организационно-методические рекомендации по организации и проведению летно-испытательной работы в 2012 году». («АС»: более подробно деятельность ОАО «Авиапром» в области экспериментальной авиации рассмотрена в материале на страницах 44-47).
Я бы также хотел кратко сказать и о ряде других важных задач, которые мы решали в 2011 году.

Большой интерес вызвали организованные ОАО «Авиапром» на МАКС-2011 Международная научно-практическая конференция «100 лет авиастроения России» и «круглый стол» по теме «Проблемы капитального строительства в авиационной промышленности».

Важное значение для отрасли, на мой взгляд, имеет проводимая ОАО «Авиапром» работа по сбору, обработке и анализу рекламационных актов, получаемых от эксплуатирующих организаций на качество выпускаемой продукции. В настоящее время завершается подведение итогов по качеству производства в авиастроительной отрасли в 2011 году. Читатели журнала «АвиаСоюз», надеюсь, узнают об этом в одном из ближайших выпусков.

Как и в предыдущие годы, ОАО «Авиапром» проводил работы по экспертизе, согласованию и утверждению сводных норм расхода драгоценных металлов и драгоценных камней для нужд производства, сбору отчетности и анализу состояния охраны труда, сбору и обобщению паспортных данных по всем предприятиям отрасли.

«АС»: Каковы главные направления деятельности ОАО «Авиапром»в 2012 году?
В.К.: Главными, я бы сказал, программными направлениями деятельности ОАО «Авиапром», в соответствии с решением Совета директоров, будут являться:

- взаимодействие с Минпромторгом России в части реализации мероприятий, предусмотренных «Основами государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период 2020 года»; 
- взаимодействие с предприятиями и организациями отрасли – акционерами Общества, а также интегрированными структурами по оказанию практической помощи при реализации Федеральных целевых программ и других мероприятий по развитию авиационной
промышленности.

Мы также продолжим скоординированную работу с органами исполнительной власти, прежде всего с Минпромторгом России, и развитие сотрудничества с интегрированными структурами промышленности: ОАО «ОАК», ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», Государственной корпорацией «Ростехнологии» и формируемыми в ее составе интегрированными структурами, ОАО «Вертолёты России», ОАО «УК «ОДК», другими отраслевыми предприятиями и организациями, определяющими промышленную политику и развитие авиастроения.

Большое значение для нас будет иметь участие в разработке нормативных и программных документов по созданию авиационной техники высокого технического уровня, конкурентоспособной на мировом рынке, и комплекса мероприятий по развитию предприятий авиационной промышленности в рамках ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России» на 2012 – 2015 годы, ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года».

Одно из основных направлений деятельности ОАО «Авиапром» в 2012 году – подготовка материалов для формирования и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, предусматривающей продолжение работы по реконструкции и техническому перевооружению научно-технической и производственной базы предприятий и организаций отрасли, вводу производственных мощностей. Наши специализированные структурные подразделения будут также оказывать услуги по обеспечению разработки, согласования, экспертизы и утверждения проектной документации для осуществления капитальных вложений.
В этом году, как и в предыдущий период, мы будем активно участвовать в парламентских слушаниях, «круглых столах» Государственной Думы и Совета Федерации по обсуждению проектов федеральных законов в интересах авиационной промышленности, а также в разработке и анализе реализации межгосударственных программ по созданию и выпуску авиатехники.

В 2012 году исполняется 100 лет Военно-воздушным силам страны. Создание, развитие и боевые успехи ВВС неразрывно связаны с отечественной авиационной промышленностью, и ОАО «Авиапром» активно участвует в работе оргкомитета по подготовке и проведению юбилейных мероприятий под председательством В.В. Путина. Наши сотрудники подготовили дополненное издание альманаха по истории авиастроения в России, посвящённое 100-летию ВВС. Управление лётной службы примет активное участие в организации летной программы при проведении ретроавиашоу на юбилейных торжествах в Жуковском. Разумеется, мы примем активное участие в научных конференциях и других мероприятиях, посвящённых этому знаменательному юбилею.

В заключение хочу поблагодарить коллективы акционеров ОАО «Авиапром» за самоотверженный труд в 2011 году и выразить уверенность, что общими усилиями, с учётом конструктивного взаимодействия с исполнительной властью, нам удастся преодолеть кризисные явления в авиационной промышленности.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине



Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBegaq
Курьерская служба: http://courier.youdo.com/food-delivery/home-food/, рекомендуем!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer