– Юрий Николаевич, Москва не сразу строилась… Наверняка, и у МАКС история более продолжительная …?
– Конечно, до 1993 года, с которого ведет отсчет история МАКС, много чего должно было произойти, чтобы первый авиасалон состоялся.
Нужно ли проводить в стране, которая является авиационно-космической державой, международные авиационные мероприятия? Этот вопрос в 1980-е уже волновал авиационную общественность и специалистов, и проведение международных салонов было предметом обсуждения. Проходили круглые столы с приглашением корреспондентов центральных газет и журналов, специалистов из авиапрома, ведущих специалистов и ученых институтов и КБ города Жуковского. Тогда острота этого вопроса не ощущалась – загрузка авиационной промышленности была столь высока, что не нужно было выходить широко на мировой рынок, со своими-то заказами, с заказами СЭВ и Африки справиться бы! Мы не были заинтересованы в налаживании контактов, заключении договоров, деловых знакомствах – нам не хватало производственных мощностей для выполнения заказов. Однако, участвуя в международных салонах в других странах, мы старались удивить весь мир, привозили туда спутники, космические корабли, истребители, Ту-144 – и все не скрывали восхищения.
Главная наша задача была – продемонстрировать себя в мире как великую авиакосмическую державу. Но с развалом СССР, проблемы со сбытом продукции возникли очень скоро. Тогда в связи с необходимостью интегрироваться в мировую авиационную систему вопрос о своем салоне обрел особую актуальность.
– Однако и соотечественникам показать, что делается в ОПК, на который работала вся страна, было бы неплохо – есть чем гордиться!
– Да, идея продемонстрировать не только всему миру, но и нашим согражданам достижения и авиационную мощь страны воплотилась в 1988 г. в «местный авиасалон», который мы своими силами провели впервые для жителей Жуковского в городском парке. Привезли сюда технику, которую рекламировали в Ле Бурже, установили боевые самолеты, истребители, вертолеты, пригласили представителей Московской области. Показ полетов проходил над Москва-рекой. Люди сидели на берегу и с восторгом следили за пилотажем. Это мероприятие можно считать «зародышем» авиасалона.
В 1991 г. мы организовали выставку на площади перед ЦАГИ – поставили не только военную технику, но и легкую авиацию, а полеты опять проводили над рекой. На праздник приехал заместитель Председателя Правительства РФ Олег Лобов и остался очень доволен. А на следующий день в стране возник ГКЧП.
Но в сентябре 1991 г. приказом министра авиапрома был назначен состав дирекции авиасалона из шести сотрудников ЛИИ. Идея создания МАКС реализовывалась на общественных началах, но нам очень помогало тогда в организации инфраструктуры правительство Московской области. Большую роль сыграл ЛИИ им. М.М. Громова – его территория, взлетно-посадочная полоса, обеспечение водой и электричеством, воздушное пространство, система управления воздушным движением – все необходимое для проведения авиасалона здесь было. Государство не выделяло никаких средств для строительства павильонов, в то время сложно было с финансированием, авиапром развалился, но нам удалось наладить сотрудничество с германской фирмой, которая инвестировала строительство временных павильонов.
Первую международную «пробу» под названием «Мосаэрошоу», с приглашением ведущих авиационных иностранных фирм, удалось провести в 1992-м. Когда все увидели, насколько велик к этому событию интерес россиян, было принято решение провести в 1993 году первый МАКС.
– Тот, самый первый, запомнился, наверное, по-особенному?
– Справедливо будет сказать о первой в России авиационно-космической выставке «Мосаэрошоу-92» ( 11–16 августа 1992 г.). Нужно было попробовать, можно ли на этой площадке проводить такие грандиозные мероприятия, принимать иностранцев. Мы построили к выставке 36 временных павильонов-бочек. Ее участниками стали более 200 предприятий из стран СНГ и дальнего зарубежья. На выставке экспонировалось 114 летательных аппаратов. Общее число посетителей составило около 300 тыс. человек. Открывал праздник вице-президент РФ Александр Руцкой.
– Конечно, до 1993 года, с которого ведет отсчет история МАКС, много чего должно было произойти, чтобы первый авиасалон состоялся.
Нужно ли проводить в стране, которая является авиационно-космической державой, международные авиационные мероприятия? Этот вопрос в 1980-е уже волновал авиационную общественность и специалистов, и проведение международных салонов было предметом обсуждения. Проходили круглые столы с приглашением корреспондентов центральных газет и журналов, специалистов из авиапрома, ведущих специалистов и ученых институтов и КБ города Жуковского. Тогда острота этого вопроса не ощущалась – загрузка авиационной промышленности была столь высока, что не нужно было выходить широко на мировой рынок, со своими-то заказами, с заказами СЭВ и Африки справиться бы! Мы не были заинтересованы в налаживании контактов, заключении договоров, деловых знакомствах – нам не хватало производственных мощностей для выполнения заказов. Однако, участвуя в международных салонах в других странах, мы старались удивить весь мир, привозили туда спутники, космические корабли, истребители, Ту-144 – и все не скрывали восхищения.
Главная наша задача была – продемонстрировать себя в мире как великую авиакосмическую державу. Но с развалом СССР, проблемы со сбытом продукции возникли очень скоро. Тогда в связи с необходимостью интегрироваться в мировую авиационную систему вопрос о своем салоне обрел особую актуальность.
– Однако и соотечественникам показать, что делается в ОПК, на который работала вся страна, было бы неплохо – есть чем гордиться!
– Да, идея продемонстрировать не только всему миру, но и нашим согражданам достижения и авиационную мощь страны воплотилась в 1988 г. в «местный авиасалон», который мы своими силами провели впервые для жителей Жуковского в городском парке. Привезли сюда технику, которую рекламировали в Ле Бурже, установили боевые самолеты, истребители, вертолеты, пригласили представителей Московской области. Показ полетов проходил над Москва-рекой. Люди сидели на берегу и с восторгом следили за пилотажем. Это мероприятие можно считать «зародышем» авиасалона.
В 1991 г. мы организовали выставку на площади перед ЦАГИ – поставили не только военную технику, но и легкую авиацию, а полеты опять проводили над рекой. На праздник приехал заместитель Председателя Правительства РФ Олег Лобов и остался очень доволен. А на следующий день в стране возник ГКЧП.
Но в сентябре 1991 г. приказом министра авиапрома был назначен состав дирекции авиасалона из шести сотрудников ЛИИ. Идея создания МАКС реализовывалась на общественных началах, но нам очень помогало тогда в организации инфраструктуры правительство Московской области. Большую роль сыграл ЛИИ им. М.М. Громова – его территория, взлетно-посадочная полоса, обеспечение водой и электричеством, воздушное пространство, система управления воздушным движением – все необходимое для проведения авиасалона здесь было. Государство не выделяло никаких средств для строительства павильонов, в то время сложно было с финансированием, авиапром развалился, но нам удалось наладить сотрудничество с германской фирмой, которая инвестировала строительство временных павильонов.
Первую международную «пробу» под названием «Мосаэрошоу», с приглашением ведущих авиационных иностранных фирм, удалось провести в 1992-м. Когда все увидели, насколько велик к этому событию интерес россиян, было принято решение провести в 1993 году первый МАКС.
– Тот, самый первый, запомнился, наверное, по-особенному?
– Справедливо будет сказать о первой в России авиационно-космической выставке «Мосаэрошоу-92» ( 11–16 августа 1992 г.). Нужно было попробовать, можно ли на этой площадке проводить такие грандиозные мероприятия, принимать иностранцев. Мы построили к выставке 36 временных павильонов-бочек. Ее участниками стали более 200 предприятий из стран СНГ и дальнего зарубежья. На выставке экспонировалось 114 летательных аппаратов. Общее число посетителей составило около 300 тыс. человек. Открывал праздник вице-президент РФ Александр Руцкой.
А первый Международный авиационно-космический салон МАКС-93 был действительно «первым блином», поскольку проходил на трех площадках: две из них – в Москве (технику показывали в Экспоцентре и на Ходынском поле), а летную программу, которая просто потрясла зрителей, показывали в Жуковском. И это было очень неудобно.
После завершения Салона мы написали письмо президенту с просьбой определить одну площадку для проведения авиасалонов. Ельцин принял решение сделать город Жуковский единым местом проведения МАКС в России по нечетным годам. И с 1995 г. Международный авиационно-космический салон проводится на одной площадке – в Жуковском.
– Вот уже и десятый, юбилейный МАКС позади. За эти 20 лет отношение к нему значительно изменилось?
– Должен сказать, что не сразу наши авиационные предприятия поняли, что значит для них авиасалон, что он им дает – на первые салоны их пришлось затягивать и даже применять административный ресурс. Но довольно быстро стало ясно, что на Салоне можно не только рекламировать свою продукцию, но и познакомиться с мировыми достижениями в авиации, проводить деловые встречи, налаживать новые контакты, заключать контракты, входить в мировую кооперацию. И уже с 1997-го принуждать к участию никого не приходилось. Теперь с окончанием одного салона многие предприятия заключают договор на следующий салон, заказывают площади и шале.
Интерес к салону продолжает возрастать, многие оценили МАКС как прекрасную бизнес-площадку. Если в 2009 году здесь было заключено договоров на 10 млрд долларов, то в 2011 – уже на 16 млрд!
– Чем особенным отличился МАКС-2011 от предыдущих?
– В нем участвовали 40 стран, около 850 предприятий, 240 самолетов было представлено на статической стоянке, а в полетах зрители наблюдали свыше сотни летательных аппаратов. Конечно, непросто было «притащить» аэробус А-380, который французы сняли с испытаний и 6 дней совершали на нем показательные полеты на нашем салоне. Но какой «изюминкой» он оказался! 30 лет назад, когда мы демонстрировали свой «Руслан» – самый большой в мире самолет, публика и пресса восхищались нашими достижениями. Теперь «Руслан» тоже стоял в экспозиции, и зрители сами могли сравнивать, делать выводы… Огромный интерес вызвал и не вошедший еще в широкую эксплуатацию Боинг 787 Dreаmliner.
Выставка оформлялась в едином архитектурно-художественном стиле, все подчинялось одной идее. На МАКС-2011 прибыло как никогда много средств массовой информации. И сама система информационного обеспечения на салоне была разработана гораздо лучше. Деловая программа салона получилась очень насыщенной. Гораздо шире мы использовали помощь волонтеров.
– Начавшись с выставки авиатехники, МАКС за 20 лет стал известен всему миру и вошел в мировой график проведения авиафорумов. Хотя ходили слухи о его прекращении или переводе на другую площадку...
– По масштабам проведения мероприятий в нашей стране МАКС сопоставим только с проведением Олимпийских игр. Полмиллиона отечественных посетителей, около 100 делегаций из разных стран мира! МАКС – самый большой авиационный праздник в стране. Такого массового зрителя за рубежом нет – нет у них площадки с такой большой территорией для зрителей, да и летная программа там состоит из штучных полетов. А у нас настоящий авиационный праздник. Уже сложилось общее мнение, что самая лучшая, интересная и разнообразная программа в мире всегда демонстрируется только на у нас. Поэтому МАКС был и будет в Жуковском!
– Наверное, уже началась подготовка к МАКС-2013? Какие интересные традиции МАКС-2011 он продолжит?
– Нам очень перспективным кажется новый раздел, который появился в выставке – «Вузовская наука и научно-техническое творчество молодежи». В его работе участвуют около 20 лучших вузов страны, студенты демонстрируют свои разработки, встречаются со специалистами, заключают договора, предлагают свои услуги. Этот раздел вызвал очень большой интерес.
На МАКС-2011 была представлена экспозиция, которая может стать началом Национального музея авиации, – о нем сейчас говорят очень много и хотят создать его именно в Жуковском. Мы на барже перевезли из Тушино «Буран», который находился в полуразрушенном состоянии. На стоянке было собрано, и сейчас стоят 16 уникальных самолетов, в том числе Ту-154, единственный в мире летавший на водородном топливе, а также легенда российской авиации Ту-144.
Мы стараемся, чтобы каждый салон чем-то отличался, чтобы были на нем свои «изюминки». Конечно, и на МАКС-2013 будут новинки. Надеемся, что по-новому будет представлен самолет пятого поколения, рассчитываем на появление опытного экземпляра МС-21. Но пока наша авиапромышленность не встала на ноги, все сложнее становится удивлять и радовать посетителей новыми достижениями.
Уже после завершения прошлого МАКС по инициативе ОАО «Авиасалон» в Жуковский приезжали китайцы из Чжухая – китайского национального центра авиастроения, города, где проводятся китайские международные авиашоу. Они предложили стать нашим городам побратимами. Возможно, на следующем МАКС мы увидим китайские самолеты.
– По четным годам на территории МАКС теперь проводится Международный Форум «Технологии в машиностроении» (Форум ТВМ). В этом году он будет проходить во второй раз. Каковы особенности подготовки к ТВМ в отличие от МАКС?
– Государственная корпорация «Ростехнологии» поручила организовывать и проводить Форум ТВМ -2012 ОАО «Авиасалон». Это работа серьезная и очень сложная, поскольку бренд ТВМ совершенно не раскручен, Форум прошел всего один раз и, конечно, не был таким зрелищным, как МАКС. Форум ТВМ-2012 предполагает демонстрацию новых высоких технологий, и если они действительно востребованы, должны появиться инвесторы, которых они заинтересуют. Есть в России интересные разработки (в Ижевске, например, по стрелковому оружию – таких в мировой практике еще не было!). Но чего-то эксклюзивного пока не так много. Нам необходимо искать какие-то новые формы проведения Форума. Мне кажется, что прежде всего нужно провести не Форум высоких технологий, а экономический Форум, который позволил бы привлечь сюда инвесторов. А что их может привлечь? Только перспективные проекты – и такие должен, прежде всего, предложить наш город, наши предприятия. Есть несколько направлений, которые могут быть интересны инвесторам и вполне вписываются и в МАКС, и в ТВМ. К примеру, это может быть автостоянка на 10–12 тыс. мест с соответствующей инфраструктурой, ведь стоянка в Быково крайне неудобна для посетителей и ничего не приносит в нашу городскую казну. Городская администрация уже приняла решение предусмотреть в генплане место для организации такой стоянки.
На 240 га земли ТВК, который тоже входит в ГК «Ростехнологии», можно организовать оптовый склад по продаже автомобилей отечественного производства. Есть идея открыть специализированный магазин товаров народного потребления, которые производят предприятия оборонно-промышленного комплекса – экспоненты МАКС и ТВМ. Организация туристического бюро, задачей которого будет привлечение иностранных туристов на наши мероприятия, обслуживание приезжающих российских туристов – тоже реальный проект. Имея свои коммерческие проекты, город, МАКС и Форум ТВМ становятся более независимыми как от внутренней политики, так и от межгосударственных отношений.
ОАО «Авиасалон» делало одну выставку, будет теперь делать две. И это хорошо. У нас есть база, помещения, вычислительная техника, кадры – они должны работать круглый год, и все возможности для расширения деятельности у нас имеются. Предприятие, чтобы оставаться устойчивым, должно быть многоплановым – таким и становится наш ОАО «Авиасалон».
После завершения Салона мы написали письмо президенту с просьбой определить одну площадку для проведения авиасалонов. Ельцин принял решение сделать город Жуковский единым местом проведения МАКС в России по нечетным годам. И с 1995 г. Международный авиационно-космический салон проводится на одной площадке – в Жуковском.
– Вот уже и десятый, юбилейный МАКС позади. За эти 20 лет отношение к нему значительно изменилось?
– Должен сказать, что не сразу наши авиационные предприятия поняли, что значит для них авиасалон, что он им дает – на первые салоны их пришлось затягивать и даже применять административный ресурс. Но довольно быстро стало ясно, что на Салоне можно не только рекламировать свою продукцию, но и познакомиться с мировыми достижениями в авиации, проводить деловые встречи, налаживать новые контакты, заключать контракты, входить в мировую кооперацию. И уже с 1997-го принуждать к участию никого не приходилось. Теперь с окончанием одного салона многие предприятия заключают договор на следующий салон, заказывают площади и шале.
Интерес к салону продолжает возрастать, многие оценили МАКС как прекрасную бизнес-площадку. Если в 2009 году здесь было заключено договоров на 10 млрд долларов, то в 2011 – уже на 16 млрд!
– Чем особенным отличился МАКС-2011 от предыдущих?
– В нем участвовали 40 стран, около 850 предприятий, 240 самолетов было представлено на статической стоянке, а в полетах зрители наблюдали свыше сотни летательных аппаратов. Конечно, непросто было «притащить» аэробус А-380, который французы сняли с испытаний и 6 дней совершали на нем показательные полеты на нашем салоне. Но какой «изюминкой» он оказался! 30 лет назад, когда мы демонстрировали свой «Руслан» – самый большой в мире самолет, публика и пресса восхищались нашими достижениями. Теперь «Руслан» тоже стоял в экспозиции, и зрители сами могли сравнивать, делать выводы… Огромный интерес вызвал и не вошедший еще в широкую эксплуатацию Боинг 787 Dreаmliner.
Выставка оформлялась в едином архитектурно-художественном стиле, все подчинялось одной идее. На МАКС-2011 прибыло как никогда много средств массовой информации. И сама система информационного обеспечения на салоне была разработана гораздо лучше. Деловая программа салона получилась очень насыщенной. Гораздо шире мы использовали помощь волонтеров.
– Начавшись с выставки авиатехники, МАКС за 20 лет стал известен всему миру и вошел в мировой график проведения авиафорумов. Хотя ходили слухи о его прекращении или переводе на другую площадку...
– По масштабам проведения мероприятий в нашей стране МАКС сопоставим только с проведением Олимпийских игр. Полмиллиона отечественных посетителей, около 100 делегаций из разных стран мира! МАКС – самый большой авиационный праздник в стране. Такого массового зрителя за рубежом нет – нет у них площадки с такой большой территорией для зрителей, да и летная программа там состоит из штучных полетов. А у нас настоящий авиационный праздник. Уже сложилось общее мнение, что самая лучшая, интересная и разнообразная программа в мире всегда демонстрируется только на у нас. Поэтому МАКС был и будет в Жуковском!
– Наверное, уже началась подготовка к МАКС-2013? Какие интересные традиции МАКС-2011 он продолжит?
– Нам очень перспективным кажется новый раздел, который появился в выставке – «Вузовская наука и научно-техническое творчество молодежи». В его работе участвуют около 20 лучших вузов страны, студенты демонстрируют свои разработки, встречаются со специалистами, заключают договора, предлагают свои услуги. Этот раздел вызвал очень большой интерес.
На МАКС-2011 была представлена экспозиция, которая может стать началом Национального музея авиации, – о нем сейчас говорят очень много и хотят создать его именно в Жуковском. Мы на барже перевезли из Тушино «Буран», который находился в полуразрушенном состоянии. На стоянке было собрано, и сейчас стоят 16 уникальных самолетов, в том числе Ту-154, единственный в мире летавший на водородном топливе, а также легенда российской авиации Ту-144.
Мы стараемся, чтобы каждый салон чем-то отличался, чтобы были на нем свои «изюминки». Конечно, и на МАКС-2013 будут новинки. Надеемся, что по-новому будет представлен самолет пятого поколения, рассчитываем на появление опытного экземпляра МС-21. Но пока наша авиапромышленность не встала на ноги, все сложнее становится удивлять и радовать посетителей новыми достижениями.
Уже после завершения прошлого МАКС по инициативе ОАО «Авиасалон» в Жуковский приезжали китайцы из Чжухая – китайского национального центра авиастроения, города, где проводятся китайские международные авиашоу. Они предложили стать нашим городам побратимами. Возможно, на следующем МАКС мы увидим китайские самолеты.
– По четным годам на территории МАКС теперь проводится Международный Форум «Технологии в машиностроении» (Форум ТВМ). В этом году он будет проходить во второй раз. Каковы особенности подготовки к ТВМ в отличие от МАКС?
– Государственная корпорация «Ростехнологии» поручила организовывать и проводить Форум ТВМ -2012 ОАО «Авиасалон». Это работа серьезная и очень сложная, поскольку бренд ТВМ совершенно не раскручен, Форум прошел всего один раз и, конечно, не был таким зрелищным, как МАКС. Форум ТВМ-2012 предполагает демонстрацию новых высоких технологий, и если они действительно востребованы, должны появиться инвесторы, которых они заинтересуют. Есть в России интересные разработки (в Ижевске, например, по стрелковому оружию – таких в мировой практике еще не было!). Но чего-то эксклюзивного пока не так много. Нам необходимо искать какие-то новые формы проведения Форума. Мне кажется, что прежде всего нужно провести не Форум высоких технологий, а экономический Форум, который позволил бы привлечь сюда инвесторов. А что их может привлечь? Только перспективные проекты – и такие должен, прежде всего, предложить наш город, наши предприятия. Есть несколько направлений, которые могут быть интересны инвесторам и вполне вписываются и в МАКС, и в ТВМ. К примеру, это может быть автостоянка на 10–12 тыс. мест с соответствующей инфраструктурой, ведь стоянка в Быково крайне неудобна для посетителей и ничего не приносит в нашу городскую казну. Городская администрация уже приняла решение предусмотреть в генплане место для организации такой стоянки.
На 240 га земли ТВК, который тоже входит в ГК «Ростехнологии», можно организовать оптовый склад по продаже автомобилей отечественного производства. Есть идея открыть специализированный магазин товаров народного потребления, которые производят предприятия оборонно-промышленного комплекса – экспоненты МАКС и ТВМ. Организация туристического бюро, задачей которого будет привлечение иностранных туристов на наши мероприятия, обслуживание приезжающих российских туристов – тоже реальный проект. Имея свои коммерческие проекты, город, МАКС и Форум ТВМ становятся более независимыми как от внутренней политики, так и от межгосударственных отношений.
ОАО «Авиасалон» делало одну выставку, будет теперь делать две. И это хорошо. У нас есть база, помещения, вычислительная техника, кадры – они должны работать круглый год, и все возможности для расширения деятельности у нас имеются. Предприятие, чтобы оставаться устойчивым, должно быть многоплановым – таким и становится наш ОАО «Авиасалон».