— Г-н Котил, Turkish Airlines осуществляет полеты в семь российских городов (Москва, Екатеринбург, Ростов, Сочи, Санкт-Петербург, Уфа, Казань). Планируется ли в ближайшее время расширить маршрутную сеть?
— Как раз в этот четверг, 15 марта, мы открыли прямой рейс в восьмой город — Новосибирск. И скоро мы добавим еще один город — Самару. Так что сеть будет расширяться — мы видим большой спрос в России.
— Сейчас авиакомпания работает с московскими аэропортами Домодедово и Шереметьево. Однако с начала летнего расписания, то есть в конце марта, она переводит все рейсы во Внуково. С чем связан переезд? Внуково предложило более выгодные условия?
— В первую очередь мы заботимся о комфорте пассажиров — этот аэропорт ближе к центру города. Также он географически ближе к нашей штаб-квартире — Стамбулу. Кроме того, во Внуково базируется наш российский партнер UTair, с которым мы недавно подписали код-шеринговое соглашение.
— Какие выгоды несет Turkish Airlines сотрудничество с UTair?
— Мы получили доступ к внутренним перелетам в России. В свою очередь мы делимся с UTair транзитными рейсами через Стамбул.
— Turkish Airlines является членом крупнейшего авиационного альянса Star Airlines, где до сих пор не представлено ни одной российской компании. На рынке связывают переход авиакомпании во Внуково с желанием привлечь UTair в глобальное объединение. Думаете, UTair и правда присоединится?
— Мы полностью поддерживаем приход российского партнера в альянс. Turkish Airlines присоединилась к Star Alliance в 2008 году и с тех пор втрое увеличила количество перевозимых пассажиров и выручку, не в последнюю очередь благодаря членству. Так что участие в альянсе будет выгодным для UTair.
— Ваш партнер по Star Alliance, немецкий перевозчик Lufthansa, перенес часть рейсов во Внуково. Вашему примеру последуют остальные члены альянса? Как считаете, в России может заработать схема «три аэропорта — три альянса» (Шереметьево — SkyTeam, куда входит «Аэрофлот», Домодедово — Oneworld с S7 Airlines)?
— Я не могу отвечать за действия других, но почему бы и нет. Перевозчики выбирают те аэропорты, с которыми им удобно работать. Если члены альянса будут базироваться в одном аэропорту, это снизит издержки.
— У российских пассажиров есть возможность выбора авиакомпаний на турецком направлении. Как Turkish Airlines формирует приверженность клиента бренду? Каковы, на ваш взгляд, преимущества турецкой авиакомпании по сравнению с российскими или иностранными перевозчиками?
— Мы любим русских. А главное, что надо для успеха компании, — любить своих пассажиров. У компании могут быть прекрасные предложения, ценовая политика, но в центре всегда должен оставаться клиент. Мы не жалеем средств, чтобы стать как можно ближе к пассажиру, добиться его лояльности: снижаем расценки, повышаем качество продукта. В наше время бренд — это все. Turkish Airlines очень амбициозна и использует все возможные средства для привлечения клиента — рекламу, спонсорство. Наш бюджет на продвижение бренда в мире в этом году, как и в прошлом, составляет 100 млн евро, однако эти деньги работают. Мы не боимся конкуренции со стороны российских или международных игроков. Единственный наш конкурент — мы сами.