Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Сергей Богдан:
«На Т-50 возникает ощущение, что самолет меньше и легче, чем на самом деле»


23 августа 2011 года Денис Тельманов, Известия


Летчик-испытатель Сергей Богдан рассказал «Известиям» о первом российском истребителе пятого поколения.

— Сергей, что случилось с самолетом во время воскресной демонстрации на МАКСе? Ходит множество слухов про неисправность двигателя, высокую влажность. Что там было на самом деле?

— Я, к сожалению, не могу об этом говорить, потому что анализ той ситуации еще продолжается, выводов комиссии пока нет, и я, честно говоря, не
хотел бы делать каких-то поспешных выводов. Тем более я сейчас в небольшом отпуске и не владею всей информацией. Одно могу сказать точно: с
машиной все в порядке, никаких неполадок в ней нет.

— Сергей, вы летали на 57 типах и модификациях самолетов. Чем Т-50 лучше остальных?

— Каждый самолет — как ребенок. У каждого свой характер. И сравнивать их невозможно, потому что они все разного возраста. Как можно сравнить малыша, пусть и с огромным потенциалом, которому всего два года, с подростком-вундеркиндом, который уже завоевывает медали на школьных олимпиадах?

— Но какие-то эмоции вы же испытываете во время полета?

— Достаточно точно характеристики самолета на эмоциональном уровне можно оценить только на начальном этапе — во время первого полета и нескольких следующих. Причем оценки делаются не как попало, а по специальной шкале Купера-Харпера (CH PR, Cooper-Harper Pilot Rating. — «Известия»): хорошо, плохо, желательно сделать лучше, хуже некуда и т. д. Происходит как эмоциональная оценка характеристик машины с точки зрения летчика, так и оценка параметров самолета по записям средств объективного контроля. А во время ежедневной работы методично проверяется поведение машины на разных режимах.

— Ну хотя бы про первый раз расскажите, как вам показался Т-50?

— Когда я первый раз увидел самолет в цехе, он показался мне неказистым, каким-то маленьким. У Т-50 по сравнению с Су-27 маленькое хвостовое оперение, непривычная по форме кабина, приплюснутый и немного вздернутый нос. Спереди он вообще кажется маленьким самолетом — это специфика малозаметности. Но когда смотришь на него с определенного ракурса, видно, что он огромный. Особенно сзади. И когда взлетел, почувствовал легкость его управления. Машина стала открывать свои новые возможности.

— А что показалось необычным?

— Звучание самолета. Оно совсем не такое, как у других машин.

— На что похож этот звук?

— Я не хотел бы касаться этой темы. Зная, как звучит самолет, специалист может понять из чего он сделан, какие части самолета под каким углом к воздушному потоку находятся.

— Хорошо, секреты не будем трогать. А управление вам понравилось?

— На Т-50 возникает ощущение, что самолет меньше и легче, чем он есть на самом деле. Он быстрее набирает высоту, легче разворачивается.

— Исследователи писали, что «пятое поколение» должно летать на сверхзвуке и разворачиваться буквально на месте?

— Вы знаете, мы пока Т-50 на жестких режимах не испытывали. Сейчас все характеристики машины искусственно урезаны — в системе управления «зашиты» ограничения на режимы, до исследования которых мы еще не добрались. Пока мы исследуем поведение машины в среднем диапазоне. Когда все варианты поведения будут изучены, можно будет эти ограничения понемногу снимать и изучать в более широких диапазонах. Конечно, общие законы управления той или иной машиной просчитываются на бумаге, но что именно происходит с самолетом, выясняется буквально на ощупь уже в полете.

— А что-то меняется в результате этих исследований? Или вы просто фиксируете ощущения?

— Цель одна: настроить самолет, его систему управления таким образом, чтобы на нем мог летать обычный строевой летчик. Чтобы ему было удобно, чтобы ничто не мешало при выполнении боевых задач, чтобы не было неприятных сюрпризов в поведении самолета.

— Сколько вы уже исследовали из всего диапазона возможностей?

— Чуть больше половины. Мы пока изучили основные режимы, определили те точки, которые нуждаются в более детальном изучении. Но серьезные нагрузки самолету еще не давали, просто, так сказать, прощупали «поляну».

— У самолета большое будущее, по-вашему?

— Я в этом убежден, потому что потенциал у машины действительно большой.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer