— SJI отвечает за систему послепродажного обслуживания самолетов. Как она работает с первыми заказчиками SSJ — "Армавиа" и "Аэрофлотом"?
— К вводу самолета в эксплуатацию мы готовились почти четыре года. За это время создали круглосуточный центр поддержки наших заказчиков. В Ереване за техникой сейчас следят четыре человека, а в Москве — 15 человек из совместной группы SJI и "Гражданских самолетов Сухого". Они обслуживают "Аэрофлот".
— На рынке говорят о том, что владельцы "Армавиа" жалуются на высокую стоимость обслуживания SSJ. По их словам, она сопоставима с расценками уже состоявшихся производителей — таких как Airbus и Boeing. Почему SJI не предоставляет стартовым заказчикам самолета скидку на сервис?
— Да, цены на обслуживание сопоставимы с Boeing и Airbus, но ведь и стоимость комплектующих, расходных материалов примерна одинакова. Полагаю, что в дальнейшем часть комплектующих эксплуатанты самолетов смогут закупать напрямую у производителей, обращаясь к нам только за серьезными работами. Кстати, мы, к примеру, бесплатно размещаем наших специалистов в аэропортах базирования заказчиков, поэтому они получают помощь почти моментально. "Армавиа", уверен, все это прекрасно понимает.
— Что показали первые месяцы эксплуатации самолетов?
— Я считаю, что результаты коммерческой эксплуатации положительны. В данный момент показатель регулярности вылетов составляет 96%, то есть только 4% от всего объема вылетов задерживается более чем на 15 минут в силу технических проблем. Среди основных сложностей, с которыми мы столкнулись, стала проблема вентиляции, которая была успешно решена во многом благодаря нашему поставщику, компании Liebherr.
— Вы отвечаете за продажу SSJ на основных международных рынках. Когда же самолет получит первого европейского заказчика?
— В июне на авиасалоне в Ле-Бурже мы подписали соглашение с итальянской компанией Blue Panorama на поставку 12 самолетов. В октябре-ноябре мы планируем конвертировать это соглашение в твердый контракт. Кроме того, к концу года мы получим сертификат EASA, который откроет нам дорогу к продажам самолетов авиакомпаниям, входящим в крупнейшие альянсы, как, например, Star Alliance или Sky Team.
— Есть ли прогноз по сделкам на следующий год?
— В следующем году для нас главное — получить большого заказчика: либо американского, либо европейского. Ну и к нему еще два-три контракта для души. Если серьезно, то план продаж SSJ составляет 1 тыс. самолетов в ближайшие 20 лет. Из них 400 должны продать ГСС, 600 — SJI. Основные продажи, скорее всего, начнутся с 2013 года.
— Сейчас производство SSJ отстает от графика. Собеседники "Ъ" утверждают, что вместо запланированных 12 самолетов производитель поставит не больше семи. Как вы оцениваете для себя эти риски в продвижении самолета на международные рынки?
— В этом году мы действительно рассчитываем поставить два самолета "Армавиа" и десять — "Аэрофлоту". Но произвести самолеты — это не то же самое, что собрать стиральную машинку. Мы признаем, что в этом году у нас была проблема, связанная с задержками поставок двигателей. Но сейчас она решена. В следующем году мы должны произвести 25 воздушных судов, в 2013-м — выйти на производство 50 самолетов в год. Чтобы достичь этих целей, нужно совершенствовать в том числе цепь поставок. Помимо этого акционеры ГСС и SJI должны решить вопрос об инвестициях в расширение производства. Это решение будет принято до конца года.
— Речь идет об открытии новой площадки?
— Я пока не могу раскрыть подробности. Могу говорить только о том, что есть сейчас. А сейчас мощности завода в Комсомольске-на-Амуре позволяют производить два самолета в месяц. Для увеличения этой цифры мы должны инвестировать, поэтому сейчас рассматриваются несколько сценариев по привлечению денег и по выбору места.
— Когда стоит ожидать выхода SJI на безубыточный уровень?
— В 2013 году, то есть с момента активных поставок самолета. Эту дату одобрили оба акционера SJI.