Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Научное сопровождение: от макета до списания


10 мая 2011 года Илья Вайсберг, АвиаСоюз


После длительного перерыва в эксплуатацию поступают новые пассажирские самолеты отечественного производства Ан-148 и SSJ-100. Важная роль в их безопасной и эффективной эксплуатации принадлежит Государственному научно-исследовательскому институту гражданcкой авиации (ГосНИИ ГА). Об организации научного сопровождения эксплуатации воздушных судов в современных условиях рассказывает генеральный директор ГосНИИ ГА, доктор технических наук, профессор Василий Сергеевич Шапкин.

«АС»: Василий Сергеевич, какое место в 80-летней истории ГосНИИ ГА занимают испытания и внедрение в эксплуатацию новой авиационной техники?


В.Ш.: Наш институт на протяжении всей своей истории решал важные задачи научного сопровождения работы отечественной авиатранспортной отрасли. Испытание и внедрение в эксплуатацию новой авиационной техники я бы назвал стратегическим направлением в деятельности ГосНИИ ГА. Особенно актуально это стало в 50-60-х годах при поступлении в гражданскую авиацию СССР воздушных судов с газотурбинными двигателями. После создания Министерства гражданской авиации СССР Правительством в 1967 г. институту было поручено проведение испытаний всей новой авиационной техники для гражданской авиации.


Практически, наша работа в этом направлении начиналась сразу же после выхода постановления Правительства с поручением Минавиапрому СССР о создании того или иного образца гражданского воздушного судна. Институт разрабатывал технические задания (ТЗ) на воздушное судно, активно участвовал в работе макетных комиссий, на всех этапах проектирования плотно работал с соответствующими опытно-конструкторскими бюро. Летчики-испытатели ГосНИИ ГА и специалисты различного профиля принимали активное участие в летных и наземных испытаниях и внедрении в эксплуатацию новых самолетов и вертолетов.


Особо хочу сказать об эксплуатационных испытаниях, которые проводились в различных климатических условиях, на разных режимах, отрабатывались действия экипажа в ситуациях с отказами той или иной системы, оборудования и т.д. По результатам испытаний и технического состояния авиатехники предъявлялись необходимые требования к авиапромышленности по устранению недостатков, вносились изменения в летную и техническую документацию и т.д.


Отмечу, что работа ГосНИИ ГА по научному сопровождению не завершалась с окончанием испытаний и началом серийной эксплуатации, а продолжалась до полного завершения эксплуатации и списания парка воздушных судов того или иного типа авиационной техники. Многие подходы и методы в области испытаний воздушных судов и при внедрении их в эксплуатацию, наработанные в те годы, вполне используются в деятельности ГосНИИ ГА в настоящее время, когда авиатранспортная отрасль работает в условиях рыночной экономики.


«АС»: Как организована работа по научному сопровождению освоения эксплуатации самолетов Ан-148 и «Сухой Суперджет 100» (SSJ-100)?


В.Ш.: У каждой из этих программ есть и общие подходы, и свои проблемы, и сложности. Самолет Ан-148 прошел в полном объеме комплекс испытательных и сертификационных работ, в феврале 2007 г. ему был выдан Авиарегистром МАК Сертификат типа, а в конце 2009 г. началась его коммерческая эксплуатация в ГТК «Россия» (ныне ОАО «Авиакомпания «Россия»). Хотел бы отметить, что с ОКБ Антонова (сейчас ГП «Антонов») у нас многолетний опыт сотрудничества по внедрению в эксплуатацию самолетов «Ан», поэтому особых сложностей по самолету Ан-148 не возникало.


Наши специалисты участвовали во всех этапах проектирования, испытаний и сертификации этого самолета. Совместно с разработчиками самолета, двигателей и комплектующих изделий мы участвуем в создании системы послепродажного обслуживания (ППО) и разработке эксплуатационно-технической документации с учетом современных международных требований, процессов и методик. Данный подход позволит эксплуатантам разработать собственную программу ТО конкретного самолета.


Опыт и проблемы эксплуатации самолетов Ан-148 в авиакомпании «Россия» обсуждались на технических конференциях с участием специалистов ГосНИИ ГА. В рамках деятельности по созданию системы ППО в ГосНИИ ГА ведутся работы по интеграции предприятий ГА и авиационной промышленности в единое информационное пространство с использованием разработанной институтом информационно-аналитической системы мониторинга летной годности ВС. Применительно к программе Ан-148 в институте завершается работа по интеграции в единое информационное пространство предприятия-изготовителя ВАСО и эксплуатанта – авиакомпании «Россия». Это позволит оперативно получать данные о техническом состоянии самолетов Ан-148 из эксплуатации и своевременно принимать необходимые меры, а также дать возможность остальным участникам системы, непосредственно после выпуска очередного самолета с завода, получить его эталонный информационный образ в едином формате. Мы рассчитываем интегрировать в данную систему и разработчика Ан-148 – ГП «Антонов».


Теперь о самолете SSJ-100. Определенные проблемы с реализацией программы были связаны с тем, что для знаменитой своими военными разработками фирмы «Сухой» и его дочерней структуры «Гражданские самолеты Сухого» создание «Суперджета» – практически первый опыт работы реализации серьезного проекта по гражданскому самолету. У ГосНИИ ГА также отсутствовал опыт взаимодействия с этой фирмой. С другой стороны, SSJ-100 – проект со значительным участием зарубежных партнеров и, соответственно, с большим количеством компонентов иностранного производства. Нами совместно с разработчиками была выполнена большая работа по интеграции и гармонизации эксплуатационно-технической документации с учетом российских и зарубежных требований. Специалисты ГосНИИ ГА в составе рабочих групп принимали участие в подготовке документов, регламентирующих техническое обслуживание самолета.


Сертификационная экспертиза программы SSJ-100 осуществлялась с активным участием сертификационных центров ГосНИИ ГА. Как известно, в феврале 2011 г. Авиарегистром МАК был вручен Сертификат типа на самолет «Сухой Суперджет 100», а в самое ближайшее время мы ожидаем начала его коммерческой эксплуатации. Работа  ГосНИИ ГА по сопровождению эксплуатации самолета и его компонентов будет активно продолжаться, в том числе по оценке летной годности экземпляра ВС.


Анализ результатов первого этапа эксплуатации самолета Ан-148 и возникших проблем, а также опыт работы по подготовке к эксплуатации самолета SSJ-100 показывает, что необходимо возобновить такой важный инструмент, как эксплуатационные испытания. Эта процедура показала свою необходимость и эффективность для определения фактического состояния надежности АТ, оценки пригодности и достаточности эксплуатационной документации и других показателей. Приоритетом должно быть безусловное обеспечение безопасной эксплуатации авиационной техники.


«АС»: Василий Сергеевич, приступили ли специалисты ГосНИИ ГА к участию в программе перспективного среднемагистрального самолета МС-21?


В.Ш.: ГосНИИ ГА с самого начала принял участие в разработке проекта МС-21: еще до подачи заявки на сертификацию в АР МАК наши специалисты подключились к работе по анализу эксплуатационных характеристик и условий эксплуатации зарубежных самолетов-аналогов. В ноябре 2010 г. Корпорацией «Иркут» с нашим участием был представлен макет самолета, мы будем работать на всех стадиях процедуры сертификации типа: от оценки эксплуатационной документации до апробирования методов технического обслуживания.


Хотел бы также сказать кратко и о нашей работе совместно с ОАО «Туполев» по подготовке к эксплуатации самолета Ту-204СМ. Мы участвуем в разработке эксплуатационно-технической документации и системы ППО и, естественно, в сертификации этой модификации. ГосНИИ ГА  проведет комплекс работ по мониторингу летной годности самолета. При реализации программы Ту-204МС планируется отработать ряд методов и подходов, которые будут востребованы и в программе МС-21.


«АС»: Василий Сергеевич, какова роль ГосНИИ ГА в поддержании летной годности воздушных судов зарубежного производства, эксплуатирующихся в авиакомпаниях России? Наверное, этот вопрос требует отдельного рассмотрения, но, хотя бы кратко, ответьте на него.


В.Ш: Действительно, эта тема очень важная и обстоятельная, тем более, что объемы работы ВС зарубежного производства на магистральных линиях в России постоянно увеличиваются. Возможно, этот вопрос стоит рассмотреть в журнале «АвиаСоюз» отдельно.В настоящее время в российских авиакомпаниях эксплуатируются несколько сот воздушных судов зарубежного производства, из них не более 10% состоят в российском реестре. Для воздушных судов, внесенных в государственный реестр РФ, ГосНИИ ГА участвует в работе по оценке летной годности экземпляров ВС для выдачи региональными управлениями или непосредственно Росавиацией соответствующего Сертификата. В соответствии с Федеральными авиационными правилами, ГосНИИ ГА также участвует в процедуре сертификации эксплуатантов.


На мой взгляд, необходимо совершенствовать работу по регламентации эксплуатации воздушных судов зарубежного производства в России.


«АС»: Василий Сергеевич, после длительного перерыва, наконец, в гражданскую авиацию начинают поступать самолеты отечественного производства. Каковы, с учетом этого, перспективы дальнейшего развития ГосНИИ ГА?


В.Ш.: Мне кажется, недооценивать роль и значение науки в развитии гражданской авиации, с учетом поступления в эксплуатацию современных, насыщенных сложнейшим оборудованием, воздушных судов недальновидно и опасно. В ведущих авиационных странах мира это хорошо понимают. В Федеральной авиационной администрации (FAA) США, в которой работает несколько десятков тысяч человек, научным сопровождением занимается большое количество специалистов, численность которых значительно превышает число работников ГосНИИ ГА.


В Европе многие серьезные авиационные программы реализуются в рамках Европейского союза или в кооперации нескольких стран, как, например, проекты создания самолетов Airbus. В этих случаях Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) или (в менее значимых проектах) авиационные органы отдельных стран привлекают научно-исследовательские организации для научного сопровождения процессов создания и эксплуатации авиационной техники.


В свете тех сложных задач, которые стоят перед отечественной авиатранспортной отраслью, мне представляются недальновидными и контрпродуктивными разговоры о снижении роли и, тем более, статуса ГосНИИ ГА. Для нашего института в течение всей 80-летней истории всегда главным приоритетом было выполнение научных исследований в интересах отечественной гражданской авиации, а значит, учитывая большое социально-экономическое значение отрасли, в интересах государства. Мы надеемся, что так будет и в будущем.


«АС»: Василий Сергеевич, благодарю Вас за обстоятельное и интересное интервью!




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer